Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:59, реферат
Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным базисом. Это, своего рода, отправная точка в изучении административной отрасли права. Поэтому то при изучении этой отрасли права необходимо, прежде всего, уделить, акцентировать внимание для подробного и тщательного рассмотрения данного вопроса, иначе могут возникнуть большие трудности при дальнейшем рассмотрении последующих вопросов административного права, в целом. Этого не произойдет, если изучение предмета (отрасли) начнется с основных вводных вопросов, несмотря всю их сложность.
Для гражданско-правовых отношений 
характерна ответственность одной 
стороны перед другой. Административным 
правом установлен иной порядок ответственности 
сторон административно-правовых отношений 
в случае нарушения ими требований 
административно-правовых норм. В этом 
случае ответственность одной стороны 
наступает не перед второй стороной 
правоотношения, а непосредственно 
перед государством в лице его 
соответствующего органа (должностного 
лица). Объясняется это тем, что 
речь идет фактически о нарушении 
публично-правовых интересов в сфере 
исполнительной власти. Именно поэтому 
исполнительные органы (должностные 
лица) наделяются полномочиями по самостоятельному 
воздействию на нарушителей требований 
административно-правовых норм (дисциплинарная, 
административная ответственность). Сами 
субъекты управления также отвечают 
за нарушение аналогичных 
Что касается конкретной характеристики административно-правовых отношений, то в этом вопросе нет единого мнения.
В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.
Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
1) возникают в процессе государственного управления;
2) имеют в качестве 
3) являются отношениями 
власти – подчинения и 
Эта концепция была внедрена 
тогда еще в советскую 
Разделяя в основном ту 
же точку зрения, Ю. М. Козлов пишет: 
“Советское административное право 
регулирует те общественные отношения, 
которые складываются в процессе 
управления или осуществления 
В пятидесятых годах в 
результате критического анализа этой 
концепции возникла вторая концепция 
советских административно-
1) возникают в сфере государственного управления;
2) могут иметь место 
между всеми субъектами 
3) делятся по соотношению 
прав и обязанностей 
Рассмотрим названные концепции.
На первый взгляд расхождение по первому пункту не идет дальше терминологии. Не случайно термины “в процессе” и “в сфере” некоторыми авторами употребляются как синонимы. В действительности это не так. В данном случае применения термина “процесс” имеется в виду деятельность органов государственного управления, а это означает, что административно-правовые отношения не могут возникнуть вне этого процесса, без участия органа государственного управления. Термин “сфера” имеет более широкий смысл, означающий, что административно-правовые отношения возникают не только в процессе деятельности органов государственного управления, а во всей области их административной правосубъектности.
Юридический характер приведенных 
норм не лишает их морального содержания 
так же как всех других правовых 
норм, регулирующих организацию и 
деятельность общественных организаций, 
– общественно-организаторского характера. 
Нельзя противопоставлять эти их 
качества, они естественно совмещаются 
и нисколько не противоречат друг 
другу. Регулирование “общественно-
Многие нормы права 
регулируют отношения между гражданами, 
возникающие в сфере 
Итак, возникновение административно-
А.К. Юрченко пишет: “Сущность 
властности административных правоотношений 
состоит в том, что решение 
вопроса о вынесении 
В критикуемых Л. К. Юрченко положениях вовсе не доказывается, что заинтересованность гражданина в назначении ему пенсии или пособия, в зачислении в высшее учебное заведение и т.д. свидетельствует о наделении его правомочиями на участие в принятии решений по этим вопросам. В них доказывается иное, а именно – что наряду с вертикальными административно-правовыми отношениями между гражданами и органами государственного управления могут быть отношения горизонтальные, в которых одна сторона не подчиняется другой, что праву гражданина, например, на назначение пенсии или пособия, на обжалование незаконного акта и т. д. соответствует обязанность органа управления удовлетворить законное притязание гражданина. Гражданин односторонне порождает и имеет право в любой стадии прекратить такое отношение, чего не имеет права сделать ни один орган управления.
2. Основные черты 
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что 
административные правоотношения характеризуются 
определенным субъектом. Всегда одной 
из сторон является официальный или 
полномочный субъект 
Иначе говоря, несмотря на то, 
что в административно-правовых 
отношениях практически могут участвовать 
различные стороны, в них всегда 
имеется обязательная сторона, без 
которой такого рода отношения не 
возникают. Такой признак наблюдается 
в административных отношениях как 
прямое действие властной природы государственно-
Административные 
Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
3. Структура административных правоотношений.
Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.
В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).
Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного 
права точно определяется, между 
какими субъектами должны возникать 
правоотношения, каковы будут права 
и обязанности сторон. Так, отношения 
граждан, связанные с призывом на 
военную службу, получением прав на 
управление транспортными средствами, 
возникают при заранее 
Существующие в 
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.
В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.
Следует также подчеркнуть, 
что для гражданско-правовых отношений 
характерна ответственность одной 
стороны перед другой. Административным 
правом установлен иной порядок ответственности 
сторон административно-правовых отношений 
в случае нарушения ими требований 
административно-правовых норм. В этом 
случае ответственность одной стороны 
не перед другой стороной правоотношения, 
а непосредственно перед 
Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:
а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2 областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной 
власти и хозяйственными негосударственными 
и социально-культурными