Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:59, реферат
Административно-правовые отношения по своей сути, как и другие виды правоотношений в различных отраслях права, наряду с предметом и методом, можно сказать, являются фундаментальным базисом. Это, своего рода, отправная точка в изучении административной отрасли права. Поэтому то при изучении этой отрасли права необходимо, прежде всего, уделить, акцентировать внимание для подробного и тщательного рассмотрения данного вопроса, иначе могут возникнуть большие трудности при дальнейшем рассмотрении последующих вопросов административного права, в целом. Этого не произойдет, если изучение предмета (отрасли) начнется с основных вводных вопросов, несмотря всю их сложность.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. М., Изд. Новая Волна, 1996г.
Административное право Российской Федерации. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Учебник, М., Изд. ТЕИС, 1996г.
Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., Изд. БЕК, 1996г.
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://
Введение
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
Любая отрасль российского права
регулирует определенные правоотношения,
т.е. отношения, урегулированные нормами
права. Административное право занимает
особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает
необходимым и важным инструментом
управления социальными процессами
в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.
Административное право тесно
связано также и с гражданским
правом. Прежде всего, потому что связи
регулируют отношения имущественного
характера, при этом необходимо указать,
что нормы гражданского права
касаются имущественных отношений
в тех случаях, когда стороны
равноправны. А нормы административного
права касаются имущественных отношений,
которые базируются на административной
подчиненности одной стороны
другой, определенные связи есть у
административного права с
Таким образом, административно-правовые
отношения - это урегулированные
нормами административного
1. Понятие, содержание и
Административно-правовые отношения
- это общественные отношения, урегулированные
нормами административного
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.
В юридической литературе фигурируют
две основные концепции административно-
Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
1) возникают в процессе
2) имеют в качестве
3) являются отношениями власти - подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.
Эта концепция была внедрена тогда
еще в советскую
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”. Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов.
В пятидесятых годах в результате критического анализа этой концепции возникла вторая концепция советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что административно-правовые отношения:
1) возникают в сфере
2) могут иметь место между
всеми субъектами
3) делятся по соотношению прав
и обязанностей участников на
две группы: отношения, в которых
одна сторона подчинена другой
(отношения власти и
Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам. Им свойственны все
основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм,
вследствие чего правоотношение есть
результат регулирующего
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
1) Одной из сторон отношений
является соответствующий
2) Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
3) Многие органы исполнительной
власти и их должностные лица
обладают правом издания
4) Административные
5) Споры, возникающие между
Особенности административно-правовых отношений могут быть также представлены в виде схемы (см. Рис.1.1)
Административно-правовые отношения
отличаются, прежде всего, от правоотношений
гражданского, трудового, финансового
и других отраслей российского права.
Например, если административно-правовые
отношения характеризуются
В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское
законодательство основывается на признании
равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости
Рис.1.1. Особенности административно-
В административно-правовых отношениях
могут участвовать различные
стороны, в них всегда имеется
обязательная сторона, без которой
такого рода отношения не возникают.
Такой признак наблюдается в
административных отношениях как прямое
действие властной природы государственно-
Как указывалось выше, административно-правовые
отношения возникают в сфере
государственного управления. Однако
не всякое общественное отношение в
сфере государственного управления
включается в круг отношений, составляющих
предмет административного
2. Виды административных
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда -- возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.
Административно-правовые отношения
можно разделить на основные и
неосновные административно-правовые
отношения. Несмотря на известную условность
данного критерия, имеется достаточно
оснований для того, чтобы из общей
массы самых разнообразных
а) административно-правовые отношения,
непосредственно выражающие основную
формулу управляющего воздействия
(«субъект -- объект»), в которой наиболее
отчетливо проявляется властная природа
государственно-управленческой деятельности.
Эта группа административно-правовых
отношений вполне закономерно может характеризоваться
в качестве основной, так как в данном
случае правоотношения в максимальной
степени причастны к упорядочивающему
воздействию на социальные связи, т.е.
к основному функциональному назначению
управления. Они отчетливо выражают присущую
управлению авторитарность, т.е. приоритет
воли субъекта управления. Это, прежде
всего, отношения между вышестоящими и
нижестоящими звеньями механизма реализации
исполнительной власти, между руководителями
и подчиненными им по службе административно-
б) административно-правовые отношения,
складывающиеся за рамками непосредственного
управляющего воздействия на тот
или иной объект, но органически
связанные с его
Очевидно, что административно-правовые отношения первого вида занимают главное место в механизме реализации исполнительной власти, о чем свидетельствуют и иные варианты классификации этих правоотношений.
Административно-правовые отношения также можно разделить на внешние и внутриорганизационные.