Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:07, курсовая работа
Тема “Правовое государство” давно интересовала меня. Интерес к этой проблеме вызвало то обстоятельство, что полученная из книг, учебников, газет информация на эту тему не всегда совпадала с фактами реальной жизни. Всегда хотелось узнать каким образом право может ограничить государство, если само государство это право и создает. Как можно заставить власть подчиниться праву, как направить право на благо всему обществу и каждому взятому отдельно человеку? На эти вопросы мне бы и хотелось получить ответы в ходе курсовой работы.
Введение 3
1. Становление и развитие идеи правового государства 6
2. Основные характеристики правового государства 11
2.1 Определение и основы правового государства 10
2.2 Признаки правового государства 13
2.3 Современные представления о правовом государстве 23
3. Условие формирования правового государства в Республике Беларусь 25
4. Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств
28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Таким образом, юридико-практическое содержание понятия правового государства может быть раскрыто через отдельные нормы конституционного законодательства и через анализ других норм позитивного права.
Принцип верховенства права представляет собой в большей степени философско-правовые воззрения, чем практическую юридическую категорию. В конституциях многих стран он не нашел своего отражения и юридического закрепления. В некоторых конституциях речь идет о том, что исполнительная власть и правосудие связаны законом и правом. При этом смысл термина «право» не раскрывается в тексте основного закона. К числу немногих государств, где в конституционном законодательстве закреплен принцип верховенства права относится Республика Беларусь. В статье 7 Конституции Беларуси сказано: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права». Данная формулировка отличается от нормы, которая содержалась в Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года, где говорилось «Государство, все его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов». По существу в этой формулировке объединялись принципы верховенства права и закона.
Принцип верховенства законов, как правило, не используется в современном конституционном законодательстве, даже в тех странах, где парламент является единственным законодательным органом (Япония, Украина). В большинстве конституций развитых государств закреплена высшая юридическая сила конституции, которой должны соответствовать все иные акты законодательства, в том числе законы.
Принцип разделения властей по-разному закрепляется в законодательных актах. В одних странах он содержится в основном законе, в других вытекает из общего смысла всей конституции. Например, в Конституции США, хотя и не упоминается данный принцип существует самое жесткое разделение властей: все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу, исполнительную власть осуществляет Президент, судебную власть – Верховный суд и те низшие суды, которые учреждаются Конгрессом. В Конституции Германии говорится о том, что государственная власть исходит от народа и осуществляется через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.
В Конституции Республики Беларусь сказано: “Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга”. Вместе с тем в Беларуси не существует строгого разграничения законодательных и исполнительных функций. Президент Республики Беларусь обладает определенными полномочиями в области законодательства и исполнения законов.
Ответственность государства перед личностью сравнительно недавно стали признавать одним из принципов правового государства. Поэтому он не нашел свое отражения во многих старых конституциях и не содержится в ряде новейших конституций. В некоторых странах закреплен принцип ответственности государства за деятельность государственных служащих. Так, в статье 34 Конституции ФРГ сказано: «Если кто-либо при исполнении вверенной ему публичной должности нарушит свои служебные обязанности по отношению к третьему лицу, то в принципе ответственность несет государство или корпорация, на службе у которой он состоит».
В Конституции Республики Беларусь закреплена взаимная ответственность государства и личности: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».
Наиболее полно в законодательстве многих стран закреплены нормы правового государства о правах человека и гражданина. Более того, конституции некоторых государств предусматривают жесткий порядок ограничения прав человека и гражданина. Даже те страны, для идеологии которых не характерен персоноцентризм, содержат специальные разделы о правах человека. В Конституции Японии 1977 права и свободы граждан рассматриваются, как им присущие, которые не могут нарушаться даже парламентом путем издания соответствующего закона. Такой подход к правам и свободам заимствован из правовой доктрины США и очень похож на концепцию естественных прав человека. Из смысла статьи 13 Конституции – «Все люди должны уважаться как личности» – очевиден индивидуалистический подход к проблеме прав и свобод. Всего в конституции более 30 статей, т.е. почти треть основного закона, регламентирует правовое положение личности, причем 10 из них посвящены личной безопасности граждан.
Понятие правовое государство в различных странах трактуется по- разному, и в то же время можно сказать, что большинство стран мира стремятся построить правовое государство в своей стране.
Заключение
Независимо от взглядов и суждений о правовом государстве, существование его неизменно ассоциируется с торжеством гуманизма, закона и законности, добра и справедливости.
Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть
в правовом государстве подзаконна.
Ее подзаконность дополняется
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности
и стабильности правового
В своей работе я показала
особенности формирования правового
государства в Республике Беларусь.
Хочу ещё отметить, что для становления
правового государства в
В заключении хочется
отметить, что в понятии правового
государства концентрируются
Список использованных источников:
1)Вишневский А.Ф.Правовое государство в Беларуси: замысел и реальность: круглый стол юристов - М.,1995. - 545 с.
2)Вишневский А.Ф. Правовое государство в Беларуси: замысел и реальность: круглый стол юристов - М.,1995. - 545 с.
3)Горбаток Н.А.Общая теория государства и права: учебник - Минск, 2006. – 530 с.
4)Ерёменко В. И. Роль
и место правовой культуры
в совершенствовании
5) Козлихин И. Ю.
Идея правового государства:
6)Козлихин И. Ю.
Идея правового государства:
7)Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций - М., 1996. - 312 с.
8)Комаров С. А. Общая теория государства и права - М., 1996. - 631 с.
9)Комаров С.А. Правовое государство в России: замысел и реальность.- М.,1995.- 704 с.
10)Котлявский С.А. Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. - М., 1995. - 531 с.
11)Котлявский С. А.
Правовое государство и
12) Котляревский С.
А. Правовое государство и
13)Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс - М.,1998. - 581 с.
14)Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс - М., 1998. - 581 с.
15)Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс - ., 1998. -581 с.
16)Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс - М., 1998. -581 с.
17)Шамшурин В. И.
Человек и государство в
18)Шмидт-Асман Е. Правовое
государство.//Государственное
Т. 1. - М., 1994. - 367 с.
1 Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность – СПб., 1993. – с.476
2Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс – М., 1998. – с.581.
3 Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика – 2-е изд. – М.,1993. – 368 с.
4 Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993. –476с.
5 Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М., 1996. – 312 с.
6 Нерсесян В.С.История
идей правовой государственности.-М.,1996.-
7 Горбаток Н.А. Общая теория государства и права: учебник- Минск., 2006.-С.530.
8Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс.-М., 1998-с.581
9 Шамшурин В. И. Человек и государство в русской философии естественного права.// Вопросы философии. – 1990, №6. – С.135.
10Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс. –М., 1998. –с.581
11 Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1996. – с.633.
12 Котлявский С. А. Правовое государство и внещняя политика. –М., 1993.-с.368
13 Комаров С.А. Правовое государство в России: замысел и реальность.- М.,1995.- С.704
14 Ерёменко В. И. Роль и место правовой культуры в совершенствовании прокурорского надзора за законностью, становлением правового государства.// День науки в СПбГУП. – СПб., 1996. – с.675
15Вишневский А.Ф. Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. – М., 1995. –С.525
16 Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс. – М.,1998. – С.581
17Вишневский А.Ф. Правовое государство в Беларуси: замысел и реальность: круглый стол юристов.-М.,1995.- С.545
18Вишневский А.Ф. Правовое государство в Беларуси: Замысел и реальность: Круглый стол юристов.-М.,1995.-С.545
19 Шмидт-Асман Е. Правовое государство.//Государственное
право Германии.
Т. 1. М., 1994, с.367.