Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Тема “Правовое государство” давно интересовала меня. Интерес к этой проблеме вызвало то обстоятельство, что полученная из книг, учебников, газет информация на эту тему не всегда совпадала с фактами реальной жизни. Всегда хотелось узнать каким образом право может ограничить государство, если само государство это право и создает. Как можно заставить власть подчиниться праву, как направить право на благо всему обществу и каждому взятому отдельно человеку? На эти вопросы мне бы и хотелось получить ответы в ходе курсовой работы.

Оглавление

Введение 3
1. Становление и развитие идеи правового государства 6
2. Основные характеристики правового государства 11
2.1 Определение и основы правового государства 10
2.2 Признаки правового государства 13
2.3 Современные представления о правовом государстве 23
3. Условие формирования правового государства в Республике Беларусь 25
4. Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств
28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Вступление Вероника.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Подводя итог анализа обсуждаемого признака, можно видеть, что он, как и другие принципы правового государства, реализуется лишь частично, носит как бы идеальный характер.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

- преодоление  правового нигилизма в массовом  сознании;

- выработка  высокой политико-правовой грамотности;

- появление  действенной способности противостоять произволу;

- разграничение  партийных и государственных  функций;

- установление  парламентской системы управления  государством;

- торжество  политико-правового плюрализма;

- выработка  нового правового мышления и  правовых традиций, в том числе:

а) преодоление  узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права  как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и  апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление  декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта.

2.3 Современные представления о правовом государстве

        Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось  и как называлось это государство - государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности 10.

Учёными –  юристами проведены глубокие научные  исследования проблемы правового государства. Так, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева отмечают, что формирование правового государства требует последовательного проведения в жизнь следующих основополагающих принципов: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства и его органов, незыблемость свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов11.

С.А.Котлявский считал, что понятие о правовом государстве возникло, вероятно, из смутной потребности дать какое-нибудь обоснование факту властвования и подчинения12.

В. В. Лазарев  отмечает, что правовое государство характеризуют: сосредоточение всех полномочий государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; «разделение властей», т. е. недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы другой; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищённость всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности.

По мнению В.Н.Кудрявцева, понятие о правовом государстве содержит два уровня. Нижний уровень- это соблюдение законности в государстве. А наиболее высокий уровень- это законность самих законов. «Закон должен соответствовать праву”13. Смысл его ( второго уровня) в том, чтобы законы сами отвечали соответствующим правовым принципам.

Мне кажется, наиболее удачно принципы правового государства выделил М. Н. Марченко: верховенство закона; гарантированность прав и свобод граждан, реальное обеспечение этих прав и свобод, поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства; реализация принципа разделения властей; поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности. Но, основываясь на принципах, предложенных В. И. Ерёменко14, мне хотелось бы добавить к ним принцип разрешения любых споров в судебном порядке, что подчёркивает возвышение суда, и предложенный Лазаревым принцип верховенства и прямого действия конституционного закона. 

В. Д. Зорькин  довольно чётко сформулировал свою точку зрения на правовое государство  и, в частности, на место закона в государстве15. Он говорит, что правовое государство – это такое государство, которое живёт в виде права. Образ государства, живущего в виде права, записывается в Конституции. Конституция – это и есть закодированное юридическим языком государство. Оно предполагает, прежде всего, определённое системное сцепление в единое целое всех правовых актов в данном государстве, которое представляется Зорькину в виде пирамиды. Разрушая в недалёком прошлом административно-командную систему, практически разрушалось государство как пирамида.

Пирамида  – образ правовой жизни. Наверху  её – принципы и высшие нормы, которые  фиксируются в Конституции и  которые прямо или косвенно фиксируют  тот или иной вектор развития, ту или иную общую цель, а также  образ будущего и общий идеал. Далее пирамида идёт вниз, разрастаясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически соподчинённых друг другу пластов – законов, потом различного уровня подзаконных актов, судебной практики и прочих правоприменительных актов в центре и на местах. Держаться эта пирамида может только в том случае, если соблюдается жёсткая иерархия всех этих актов и их нахождение в данной пирамиде в целом. Эта жёсткая, но вместе с тем простая и уникальная конструкция позволяет людям существовать в режиме права.

М. Н. Марченко подчёркивает, что подзаконные, ведомственные акты не должны доминировать в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов16.

Правовым  считается то государство, которое  опирается на гражданское общество, способное реально противодействовать государству, его органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими обыкновенными законами или с Конституцией.

Я согласна с  точкой зрения Е. А. Лукашевой о гражданском  обществе и государстве: «Нельзя переоценивать объём и пределы саморегуляции гражданского общества”. Ограниченность возможности саморегуляции гражданского общества требует упрочения государства, которое, не вторгаясь во все его сферы, должно быть стабильным, сильным, прочным инструментом выполнения властных функций. Усилия  лучших умов человечества были направлены на то, чтобы сделать этот инструмент гуманным (приоритет прав человека по отношению к государству); демократичным (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравственным (идеи равенства и справедливости); ограничить его всевластие (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов). «Разгосударствление» гражданского общества не означает создания слабого государства.

Анализируя мнения вышеперечисленных учёных современности, можно сделать вывод, что выражение «правовое государство» не имело и не имеет достаточно четкого и однозначного значения.

3:Условия  формирования правового государства в Беларуси

 Верховенство легитимного  закона складывается тогда, когда тому способствуют экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощённый производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом. Я уже упоминала слова В. И. Теребилова о том, что идею правового государства можно проводить в жизнь только с учётом уровня развития экономики, политики и культуры в государстве17. Поэтому, мне кажется, необходимо затронуть вопрос о формировании правового государства в Беларуси, принимая во внимание уровень нашей экономики.

Другим немаловажным условием существования правового  государства является достижение высокого уровня политического и правового  сознания людей, выработка у них  необходимой для активного участия  в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

Необходимо расширить  правовое воспитание белорусских граждан, постоянно информируя их о правах, возможностях защиты, утвердить в  них веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой жизни. Для становления правовой культуры в Республике  Беларусь в настоящее время необходимо  сформировать правовое мировоззрение, соответствующее нынешнему состоянию белорусского общества.

Ю. М. Новолодский предлагает проведение кропотливой работы по формированию общегосударственной программы правового обучения населения и становление основ белорусской правовой культуры. Важнейшим звеном такой программы должно, по его мнению, стать правовое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо растить такое поколение белорусов, для которых личность, её права станут важнейшей и неотъемлемой частью их мировоззрения.

Я, безусловно, согласна, с мнениями современных юристов  по поводу повышения правовой культуры,  и  мне кажется, в нынешних условиях население страны должно поверить в права и свободы гражданина, их защищённость и гарантированность, реальную возможность защиты человека от возможного произвола со стороны властей

Важными условиями и  предпосылками формирования правового  государства в Республике Беларусь является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

Существенное значение имеет формирование авторитетной и  независимой судебной власти – мощной защитницы конституционализма, конституционной  законности и правопорядка в стране. Независимая судебная власть (включая Конституционный Суд РБ) должна укрепить правовой профиль белорусской государственности, значительно облегчить нагрузки двух первых властей, понизить напряжённость в их взаимоотношениях, усилить момент их согласованного взаимодействия»18.

Одним из существенных условий  формирования и функционирования правового  государства является наличие в  стране гражданского общества

Гражданское общество рассматривается  не только как гарант последовательного  и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств

         Разнообразие философско-правовых подходов к проблеме сущности правового государства свидетельствует о том, что нет единых и одних и тех же идей правового государства, одинаковых для всех народов и времен. Все правовые идеи в сознании и идеологии каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный юридический оттенок. И это находит отражение в законодательстве каждой страны.

         Для понимания сущности правового государства с юридико-практической точки зрения решающее значение имеют те правовые формы, которые придают ему общая концепция конституции страны, ее отдельные нормы, а также нормы обычных законов.

      Конституции различных стран с точки зрения закрепления в них принципов правового государства можно разбить на две группы. К первой относятся конституции и конституционные акты, которые вообще не содержат термина «правовое государство». Вместе с тем в них закреплены отдельные принципы правовой государственности: разделение властей, гарантированность прав человека и гражданина и другие (Великобритания, Франции, США). Ко второй группе можно отнести конституции, которые закрепили положения о том, что данное государство является правовым (Германия, большинство стран СНГ). В них в разных формах содержится положения о правовой государственности. Вместе с тем провозглашение правовой государственности не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, многие страны СНГ весьма далеки от построения основ правового государства.

Общим для всех конституций  является то, что понятие «правовое  государство» в них не раскрывается и требует доктринального толкования.                                  Как отмечает современный немецкий юрист Е.Шмидт-Асман, теоретическое содержание понятия правового государства не может быть выражено в однозначной и простой дефиниции. Оно складывается из различных качественных и структурных элементов, для понимания которых конституционный текст представляет существенный, но недостаточно понятный материал. Для постижения правовой государственности кроме конституционно-правовых определений важны нормы обычного законодательства.19

Информация о работе Административные правонарушения