Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Тема “Правовое государство” давно интересовала меня. Интерес к этой проблеме вызвало то обстоятельство, что полученная из книг, учебников, газет информация на эту тему не всегда совпадала с фактами реальной жизни. Всегда хотелось узнать каким образом право может ограничить государство, если само государство это право и создает. Как можно заставить власть подчиниться праву, как направить право на благо всему обществу и каждому взятому отдельно человеку? На эти вопросы мне бы и хотелось получить ответы в ходе курсовой работы.

Оглавление

Введение 3
1. Становление и развитие идеи правового государства 6
2. Основные характеристики правового государства 11
2.1 Определение и основы правового государства 10
2.2 Признаки правового государства 13
2.3 Современные представления о правовом государстве 23
3. Условие формирования правового государства в Республике Беларусь 25
4. Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств
28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Вступление Вероника.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Правовое  государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности5.

Рассмотрим  основы правового государства.

Экономической основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают6 господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности. Конкретно это  выражается в демократических методах  государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое  государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

2.2  Признаки правового государства

 

 

Признаками  правового государства являются:      

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путем.

     Этот признак имеет три аспекта. Первый - государство провозглашает и на практике признает, что оно само, все его органы и должностные лица связаны правом, т. е. действует строго на основе и во исполнении законов. В обществе должно господствовать право. Легко сказать, но как это сделать?  Право в шкале социальных ценностей занимает далеко не первое место. Выше права стоят истина, совесть, свобода, равенство, честность, справедливость и другие. Право и закон должны выражать эти ценности и способствовать проведению их в жизнь. Попытки поставить право и закон выше других социальных ценностей весьма опасны.

  Верховенство закона, его господство во всех сферах жизни общества - один из самых существенных признаков правового государства. Но каков он этот закон которому принадлежит верховенство? Ведь по своему содержанию положения закона могут быть прогрессивными и отсталыми, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. Закон никогда не может быть субъектом власти и управления. В обществе всегда правят, правили и будут править только люди. Поэтому признак верховенства закона имеет значение в том случае, если созданы институты и нормы права не под идею "правления закона", а под реальную практику правления людей, с которых демократическая общественность всегда могла бы спросить за качество закона и его исполнение. Необходимо лишить государство "собственности" на право, монополии на издание законов. Проводимая в стране правовая реформа способна обеспечить членам общества широкие возможности участвовать посредством демократических процедур в законотворческом процессе.

   Второй аспект верховенства закона состоит в том, что наиболее важные общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны регулироваться законом. До недавнего времени многие общественные отношения у нас регулировались актами правительства и его ведомств, а не законами. Аристотель писал, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя, закон должен властвовать над всем... У права тоже есть объективные границы роста и оптимальные пределы и направления его действия, переход за эти пределы приводит к обесцениванию и падению эффективности права.

  Третий аспект верховенства закона – строгая иерархия нормативно - правовых актов. Ни один орган государства не может своими актами дополнять и изменять закон, а закон не может дополнять и изменять действующую Конституцию страны. Это является прерогативой законодательных органов.

 

2.      Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Идеи теории разделения властей были отражены, например, уже  в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным Собранием Франции.        

 Правовое  государство в отличие от деспотического  или полицейского само ограничивает  себя определенным комплексом  постоянных норм и правил. Центральное  место среди них занимает такая  норма, как разделение властей  на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.        

 Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления   внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.        

 Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.         

 Исполнительная власть  в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.         

 Судебная власть  призвана охранять право, правовые  устои государственной и общественной  жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие  в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.        

 Судебная  власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей7.

Суть теории разделения властей в том, чтобы не допустить  сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и  тем самым предотвратить возможность  её использования одними классами или  группами людей во вред другим.

3. Защита прав и свобод личности

 Защита прав и  свобод человека – главное  направление деятельности правового  государства. Поэтому в нем  должны четко работать юридический  механизм и процедуры защиты  прав граждан, восстановления  нарушенных прав граждан, где  основной универсальной формой гарантии восстановления нарушенного права является судебная защита. Национальное законодательство и судебная система должны гарантировать и защищать права человека8.

В современную эпоху  соблюдение и охрана прав человека – международно-правовая обязанность каждого государства. Права человека – исходный пункт и цель существования правового государства с абсолютными гарантиями с его стороны реальности их защиты.

4.Гражданское общество.

Гражданское общество –  это не общество граждан (политических субъектов), а, напротив, сообщество частных (неполитических) лиц – носителей частных целей и интересов.

Гражданское общество считается  необходимым атрибутом цивилизованного  демократического правового государства. В научной литературе существует много определений гражданского общества. Их различие состоит в том, что в одних подчеркивается независимость гражданского общества от государства, в других акцент делается на том, что гражданское общество подчинено государственным законам и установленному в государстве правопорядку. Под гражданским обществом понимается совокупность таких сфер общественной жизни, как семья, экономика, культурная жизнь, политическое взаимодействие, которое регулируется различными соглашениями между свободными индивидами и гражданами вне прямого контроля со стороны государства.

К элементам гражданского общества относят:

- добровольно сформировавшиеся  самоуправляющиеся общности людей,  куда входят:

а) семья,

б)общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие),

в) политические союзы, партии, хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д.

г) собственность, свободный  труд, предпринимательство

д) СМИ и др.

 

5.Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.

Не только граждане, предприятия и организации несут ответственность за свои обязанности перед государством, но и государство, его органы и должностные лица должны отвечать перед гражданами, предприятиями, организациями. На первый взгляд может показаться, что достаточно в нашей стране обеспечить на уровне международных стандартов юридические и другие гарантии основных прав человека, как будет достигнуто состояние правового государства.

При анализе понятия "правового государства" из поля зрения выпадает вопрос о легитимности власти. Между тем, если власть не легитимна в своей основе, или в каких - то элементах политической государственной структуры, то законность будет однобокой....

     Власть в государстве может олицетворять один человек, она может принадлежать группе лиц. Но для правового государства характерным является только демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

6.      Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

Права и свободы человека основываются, прежде всего, на естественном праве. В естественном праве утверждаются главенство закона (а не правителя), его абсолютная и непреходящая самоценность, подотчётность ему всех и вся, - подзаконность. При этом закон рассматривается не только с социально-политической, но и нравственной, духовно-культурной точки зрения»9.

Характеристики правовой государственности даются в Конституции  по преимуществу с позиций и под  углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания, защиты и гарантий. Такой подход опирается на представление о правах и свободах человека и гражданина как самом важном и, в конечном счете, единственном настоящем критерии наличия или отсутствия права вообще, критерии правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности государственных властей и т. д.

Принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности  обязанностей означает, что никто  не должен лишаться прав и свобод и  уклоняться от несения обязанностей, если это право не предусмотрено  законом.

 Одним  из важнейших принципов права  является уважение и защита прав и свобод человека и неотвратимая ответственность тех, кто пренебрегает своими конституционными обязанностями и нарушает эти права и свободы.

Закрепляя в  праве меру свободы личности, государство  в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях. На праве основана и ответственность личности перед государством.

Информация о работе Административные правонарушения