Административно-правовой статус граждан РФ и их административная правосубъектность. Административно-процессуальный статус граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Как известно из курса теории государства и права, права человека выделяются в объективном и субъективном смыслах. В первом случае - это система общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения человека и государства. Во втором - закрепленные в правовых нормах, юридически гарантированные государством возможности индивида совершать определенные действия, поступки, пользоваться определенными социальными благами. Юридические обязанности - это мера должного поведения их носителей.

Файлы: 1 файл

1 Административно.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

Субъекты административной опеки  имеют специальное правовое положение в обществе ввиду того, что государство признало необходимость их дополнительной защиты, а, следовательно, их особенность заключается в преобладании у такой группы граждан специальных прав над их специальными обязанностями.

Жители территорий с особым административно-правовым режимом имеют специальный административно-правовой статус по территориальному признаку. Этот специальный статус определяется особенностями правового положения той или иной территории (зоны). Особый административно-правовой режим могут иметь следующие территории: приграничные зоны; закрытые города; заповедники, заказники; территории, на которых введено чрезвычайное положение; карантинные территории; зоны свободного экономического предпринимательства и т. д.

В названии этой категории граждан, имеющих специальный административно-правовой статус, имеется термин «жители». По нашему мнению, даже оговорка о постоянных и временных жителях территории не охватывает всех носителей комплекса специальных прав и свобод по данному признаку. Более правильным было бы распространить этот признак не только на жителей, но и на лиц, находящихся на территориях с особым административно-правовым режимом, так как на них также распространяются специальные права и обязанности, необходимые для поддержания особого правового режима этой территории.

Как правило, особый правовой режим  этих территорий заключается в ужесточении  правового режима (за исключением  свободных экономических зон) и  соответственно специальные обязанности  у лиц, находящихся на территориях  с особым административно-правовым режимом, имеют преобладающий характер по отношению к их специальным правам.

Для понимания специального административно-правового  статуса субъектов разрешительной системы необходимо определиться с  понятием «разрешительная система». Под разрешительной системой обычно понимается форма административной деятельности полиции как способ охраны общественного порядка и безопасности. Но это понимание в узком смысле слова. Под разрешительной системой в нашем случае следует понимать совокупность правил и саму деятельность, осуществляемую в определенном порядке, предполагающем получение разрешений на ее осуществление. Носителями комплекса специальных прав и свобод по данному признаку будут являться граждане, уже получившие такие разрешения (на управление транспортным средством, ношение и хранение огнестрельного оружия и т. д.) Рассматриваемый вид статуса призван обеспечить гражданам нормальную реализацию своих прав и обеспечить при этом должную общественную безопасность путем исполнения ими специальных обязанностей.

Очевидно, что каждая из этих четырех  родовых общностей состоит из множества видовых категорий  граждан, обладающих комплексом специальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами административного права. Преобладающим здесь будут специальные права, которыми они наделяются государством в рамках его «разрешительной» деятельности.

Что же касается государственных служащих, то следует отметить, что быть государственным  служащим вне рамок какого-либо административного  коллектива невозможно (а, следовательно, все они имеют специальный  административно-правовой статус по признаку членства в административном коллективе). Лица же, совершившие правонарушения несут ответственность каждый индивидуально, исходя из правового принципа индивидуализации наказания, а, следовательно, изменения их административно-правового статуса происходит по другому признаку.

Наряду с общим и специальным  административно-правовым статусом каждый гражданин обладает и статусом индивидуальным. Поскольку индивидуальные права и обязанности в содержание правового статуса не входят, можно сделать вывод о том, что индивидуальный административно-правовой статус определяется комплексом общих прав и обязанностей и тех специальных прав и обязанностей, носителем которых является конкретный индивид.

     2 Административно-правовой  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства. Административно-процессуальный  статус иностранных граждан и  лиц без гражданства

 

Определение особенностей административно-правового  статуса иностранных граждан и лиц без гражданства основывается на Конституции РФ. Эти особенности непосредственно закреплены, прежде всего, в Федеральном Законе от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Отдельные положения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства содержатся в ряде других федеральных законов (например, Законах РФ: «О полиции», «О прокуратуре», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и т.д.). Наряду с этим, правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со статьей 10 названного Закона, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным  государством и признаваемый  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные  федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

По общему правилу иностранные  граждане пользуются в РФ правами  и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого общего правила могут быть предусмотрены лишь федеральным законом.

Так, законодательство РФ определяет порядок временного пребывания иностранных  граждан в РФ, а также особый порядок их въезда, выезда на территорию РФ, регистрации, постоянного или  временного проживания в Российской Федерации и передвижения по ее территории.

Кроме того, законодательством определяются и особые условия участия иностранных  граждан в трудовых отношениях на территории РФ. Однако все перечисленные  особенности относятся к особенностям общего правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. К особенностям административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства следует отнести следующее.

Иностранные граждане в РФ не имеют  права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

Иностранный гражданин не имеет  права: находиться на муниципальной  службе; замещать должности в составе  экипажа судна, плавающего под Государственным  флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ; заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение иностранными гражданами либо лицами без гражданства возложенных  на них законодательством РФ дополнительных юридических обязанностей влечет наступление соответствующей юридической ответственности. Кроме того, юридическая ответственность предусмотрена и в отношении должностных лиц организаций, принимающих в РФ иностранных граждан, и не обеспечивающих их надлежащее обслуживание или не исполняющих (ненадлежащим образом исполняющих) обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Классификация иностранных  граждан:

1) по сроку пребывания на территории  Российской Федерации:

• постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

• временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

• следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

2) по степени подчиненности юрисдикции  РФ:

• граждане, обладающие дипломатическим  иммунитетом;

• граждане, не обладающие дипломатическим  иммунитетом;

• военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);

• члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

• граждане, служащие в международных  организациях;

• граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

• свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

3) по целям нахождения на территории  Российской Федерации:

• работники дипломатических и  консульских учреждений, международных организаций;

• корреспонденты и журналисты, аккредитованные  в Российской Федерации;

• преподаватели в учебных заведениях;

• лица, относящиеся к иностранной  рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;

• лица, находящиеся на лечении  и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) не могут быть приняты на  государственную службу, занимать  должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной  тайной;

3) не могут участвовать в отправлении  правосудия;

4) не обладают ни активными,  ни пассивными избирательными  правами;

5) не имеют права участвовать  в референдуме;

6) на них не распространяется  воинская обязанность;

7) не могут быть членами политических  общественных объединений;

8) за ряд правонарушений к  ответственности могут привлекаться  только иностранные граждане  и лица без гражданства (нарушение  режима пребывания);

9) только к иностранным гражданам  и лицам без гражданства применяются  некоторые административные взыскания  (административное выдворение);

10) могут въезжать на территорию  Российской Федерации при наличии  специальных разрешений (исключение  составляют граждане Содружества  Независимых Государств (СНГ), с которыми  заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

11) проживают и осуществляют  свою деятельность на основании  специальных разрешений;

12) устанавливаются ограничения  в передвижении и в выборе  места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые  территории);

13) по территории, открытой для  иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14) могут приобретать гражданское  оружие по лицензии, выданной  органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

15) при наличии обстоятельств,  установленных законодательством,  выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура  признания лица беженцем:

• обращение с ходатайством о  признании беженцем;

• предварительное рассмотрение ходатайства;

• принятие решения о выдаче свидетельства  о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• выдача свидетельства либо уведомления  об отказе в рассмотрении ходатайства  по существу;

• рассмотрение ходатайства по существу;

• принятие решения о признании  беженцем либо об отказе в признании  беженцем;

• выдача удостоверения беженца  либо уведомления об отказе в признании  беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика  и получать информацию о порядке  признания беженцем, о своих правах  и обязанностях, а также иную  информацию.

2. Получать содействие в оформлении  документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении  проезда и провоза багажа к  месту пребывания в порядке,  определяемом Правительством РФ.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан РФ и их административная правосубъектность. Административно-процессуальный статус граждан РФ