Административно-правовой статус граждан РФ и их административная правосубъектность. Административно-процессуальный статус граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Как известно из курса теории государства и права, права человека выделяются в объективном и субъективном смыслах. В первом случае - это система общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения человека и государства. Во втором - закрепленные в правовых нормах, юридически гарантированные государством возможности индивида совершать определенные действия, поступки, пользоваться определенными социальными благами. Юридические обязанности - это мера должного поведения их носителей.

Файлы: 1 файл

1 Административно.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

1 Административно-правовой статус  граждан РФ и их административная правосубъектность. Административно-процессуальный статус граждан РФ

 

«Гражданин является субъектом  государственного управления, и нормы  права закрепляют его специфический  статус в данной области, основанный на общем статусе, но во многих чертах отличающийся от него, прежде всего, большей  конкретностью.

Правовой статус граждан в государственном  управлении – это конкретизация общего правового статуса граждан применительно к особенностям (задачам, целям, условиям) государственного управления как одного из видов государственной деятельности»1 – обоснованно отмечает В.И. Новоселов.

Говоря о правах, свободах и обязанностях личности как об основном элементе ее административно-правового статуса, следует разобраться с вопросом: что является основанием их возникновения  и какие из них входят в состав этого статуса?

Как известно из курса теории государства  и права, права человека выделяются в объективном и субъективном смыслах. В первом случае - это система общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения человека и государства. Во втором - закрепленные в правовых нормах, юридически гарантированные государством возможности индивида совершать определенные действия, поступки, пользоваться определенными социальными благами. Юридические обязанности - это мера должного поведения их носителей.

«Права личности, или субъективные права, - это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение»2 - указывает Е.А. Лукашева.

Такое определение источников возникновения  субъективных прав личности представляется необоснованно узким. Субъективные права могут не только вытекать непосредственно из закона, но возникать и в результате юридических фактов, как в рамках конкретных правоотношений (действия), так и без них (события). При этом способ возникновения, форма проявления и реализация тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных – обоснованно отмечается другими авторами. Аналогичным образом, на наш взгляд, в праве складывается ситуация и с основаниями возникновения юридических обязанностей.

Что же касается свобод, то следует  исходить из того, что они включаются в состав субъективного права  лица как одна из форм его выражения. М.С. Строгович считал, что «субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней: а) возможность пользования определенным социальным благом, б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц, в) свободу поведения поступков в границах, установленных нормой права»3.

Административно-правовой статус личности определяется лишь теми правами, свободами  и обязанностями личности, которые  закреплены в нормах административного  права. Соответственно права, свободы  и обязанности личности, имеющиеся у них из юридических фактов, в содержание их административно-правового статуса не входят.

Комплекс прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется разнообразными по юридической силе нормативными актами: а) международными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией; б) Конституцией РФ; в) Законами РФ и субъектов РФ; г) всевозможными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Реализация гражданином своего административно-правового статуса  происходит в форме использования  гражданином своих прав или выполнения им своих обязанностей. Наиболее важную роль в отношениях гражданина с органами исполнительной власти (в административно-правовых отношениях с участием граждан) играют конституционные права граждан, закрепленные в Главе 2 Конституции Российской Федерации.

Несмотря на то, что конституционные  права граждан определяют основу его конституционно-правового статуса, они являются также определяющими и для реализации его административно-правового статуса. Нормы административного права зачастую более конкретно осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с реализацией тех или иных конституционных прав. Так, реализация конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) конкретизируется в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) - в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе «О полиции»; конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции) - в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и т.д.

Кроме того, существует достаточно большое  количество прав граждан, правовое регулирование  реализации и ограничения которых, содержится лишь в нормах административного  права. Эта категория прав граждан  остается за рамками Конституции  Российской Федерации, но определяет административно-правовой статус гражданина. К таким правам следует отнести право на управление транспортным средством (Федеральный Закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»); право на приобретение и хранение оружия (Федеральный Закон от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»); право на занятие частной детективной и охранной деятельностью (Федеральный Закон от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») и т.д. Более подробно вопросы правового регулирования отношений, связанных с реализацией и ограничением названной категории прав, рассматриваются при изучении других тем Общей, а также Особенной части Административного права РФ и отдельных тем курса «Административная деятельность ОВД».

По мнению В.И. Новоселова, «в состав правового статуса входит также  еще один особый элемент: права-обязанности. Дело в том, что среди правовых категорий имеется одна специфическая категория – права, являющиеся в то же время обязанностями (право на труд и обязанность трудиться; право на образование и обязанность получить установленный минимум образования; право получить паспорт и обязанность иметь паспорт и т.д.)»4. Представляется невозможным согласиться с указанным мнением. Следует различать разные по объему действия. Конституционной обязанностью являлось получение основного общего образования. Получение среднего профессионального и высшего образования является конституционным правом и т. д. Равные же по объему действия не могут быть одновременно правом и обязанностью лица, поскольку эти понятия взаимоисключающие.

Выполнение гражданами своих обязанностей, закрепленных в нормах административного  права, также является формой реализации ими своего административно-правового статуса.

Также как и в случае с правами, нормы административного права  зачастую более конкретно осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с выполнением гражданами тех или иных своих конституционных обязанностей. Так, выполнение гражданином своей конституционной обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции) конкретизируется в нормах административного права, содержащихся в Федеральных Законах от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральном Законе от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»; конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции) – в Налоговом Кодексе РФ; конституционной обязанности по сохранению природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции) – в Федеральном Законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

Вместе с тем, выполнение большей  части обязанностей граждан (как  связанных с реализацией их специальных  прав, так и не связанных с этим) прописаны лишь в нормах административного  права, содержащихся в отдельных  законах или подзаконных актах Российской Федерации.

За невыполнение, либо ненадлежащее выполнение гражданами своих юридических  обязанностей наступает их юридическая  ответственность в соответствии с действующими нормативно-правовыми  актами Российской Федерации.

Вторым элементом административно-правового  статуса граждан были названы административно-правовые гарантии их прав, свобод и обязанностей. В силу своей значимости и сложности восприятия, они будут рассмотрены отдельно.

В качестве третьего элемента административно-правового  статуса граждан называлась административная праводееспособность гражданина или его правосубъектность.

Административная правоспособность гражданина – это признаваемая за ним государством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Административная правоспособность возникает с момента рождения. Однако в момент рождения она еще не полная и не у всех равная. Она может отличаться в зависимости от пола, состояния здоровья. С достижением определенного возраста, получением образования и т. д. она развивается и изменяется. Так, Президентом РФ можно стать лишь после достижения 35-летнего возраста, являться носителем права на поступление в ряд учебных заведений можно лишь до 30 лет и т. д. Административную правоспособность нельзя изменить по собственному желанию. Ее объем устанавливается и изменяется лишь государством. Административное законодательство предусматривает возможность полного или временного лишения некоторых прав.

Условием реализации административной правоспособности является наличие у гражданина административной дееспособности. Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним государством способность своими действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера.

Административная дееспособность граждан РФ возникает позже административной правоспособности, но конкретный возраст ее наступления в законодательстве не установлен. В ряде случаев она наступает уже с шестилетнего возраста (ответственность школьников за систематическое неуспевание по ряду предметов или нарушение дисциплины). Так же, как и административная правоспособность, административная дееспособность развивается и изменяется. Как правило, полная дееспособность наступает с 18-летнего возраста (административная деликтоспособность – с 16-ти лет). В соответствии с законом некоторые граждане могут быть признаны полностью или частично недееспособными.

На основе правоспособности дееспособные граждане реализуют свои субъективные права, выполняют свои обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.

Виды административно-правового  статуса граждан

В административном праве выделяется три вида административно-правового статуса граждан: общий для всех административно-правовой статус гражданина, специальный статус определенных групп граждан и индивидуальный статус конкретных лиц.

Содержание общего административно-правового  статуса гражданина определяется, прежде всего, общими для всех граждан субъективными правами и обязанностями. На содержание общего административно-правового статуса не влияют многочисленные и разнообразные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от выполнения ими тех или иных профессиональных функций, общественного положения, характера правоотношений, в которые они вступают, других обстоятельств. Основные права и обязанности граждан, определяющие его общий административно-правовой статус, содержатся в Главе 2 Конституции РФ, но, кроме того, они могут содержаться и в некоторых Законах РФ. К числу прав этой группы относятся права: на участие в государственном управлении; личные и имущественные права и свободы; на получение содействия аппарата управления в реализации прав и законных интересов и др. Общими являются обязанности: соблюдать законность; оказывать содействие аппарату управления (в установленных законодательством случаях) и т. д.

Специальный административно-правовой статус граждан характерен для определенных групп граждан и закрепляет особенность  их правового положения в сфере  государственного управления. Д.Н. Бахрах выделяет четыре основных признака, по которым классифицируются все группы граждан, имеющих специальный административно-правовой статус: 1) члены административных коллективов; 2) субъекты административной опеки; 3) жители территорий с особым административно-правовым режимом; 4) субъекты разрешительной системы5. Позже к этим четырем основаниям возникновения специального административно-правового статуса граждан им были добавлены еще два: государственные служащие и лица, совершившие правонарушения (прежде всего лица, совершившие умышленные преступления)6.

Под административным коллективом  в административном праве предлагается понимать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Однако в рассматриваемом нами смысле под административным коллективом представляется более правильным понимать любой организованный коллектив людей, чья внутренняя организационная структура в той или иной форме признана государством. Это обусловлено тем, что хотя внутриорганизационные отношения негосударственных коллективных субъектов права и не регулируются нормами административного права, но личный состав таких коллективов по признаку членства в этом коллективе также может иметь особенности в своем правовом положении, в том числе и в сфере государственного управления. Именно поэтому под членами административного коллектива нами понимаются граждане, состоящие в устойчивых правовых отношениях с каким-либо коллектив людей, чья внутренняя организационная структура в той или иной форме признана государством (учебным заведением, государственным органом, местом отбывания наказания в виде лишения свободы и т. д.). Специальное правовое положение этих граждан и обусловливается необходимостью иметь дополнительные права и обязанности, связанные с членством в данном административном коллективе. Возникают такие специальные права и обязанности у граждан с момента принятия их в члены административного коллектива и прекращаются с момента прекращения этого членства. В зависимости от вида административного коллектива у его членов превалирует наличие в большем объеме либо специальных прав, либо специальных обязанностей.

Под субъектами административной опеки  понимаются лица, нуждающиеся в защите государства в связи с некоторыми демографическими неблагоприятными факторами, техническими и экологическими катастрофами и т. д. Не следует путать административную опеку с социальной (например, выплата пенсий). Вместе с тем надо отметить слабую теоретическую разработку в административном праве содержания термина «административная опека» и ее отличия от опеки социальной. Исследования ученых в этой области внесли бы сегодня большой вклад в науку административного права.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан РФ и их административная правосубъектность. Административно-процессуальный статус граждан РФ