Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1) Понятие и особенности административного принуждения
2) Виды административного принуждения, их правовая характеристика
А) Административно-принудительные меры
Б) Меры административного пресечения их особенности и виды
В) Меры взыскания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и нормативных актов
Выделяют следующие
характерные черты
1. Основанием применения
мер административного принуждения является
административный проступок, а в случаях,
прямо предусмотренных законодательством,
- преступление, не представляющее большой
общественной опасности.
2. Меры административного
принуждения применяются к лицам
и органам, в отношении которых субъект
административной власти, не является
вышестоящим в порядке подчиненности
и не обладает по отношению к ним административной
властью.
3. Субъект административной
власти и нарушитель не
4. Административное
принуждение осуществляется
5. Являются результатом
реализации государственно-
6. Применяется
для прекращения
7. Осуществляется
в рамках административно
8. Способствует
профилактике преступлений.
9. Осуществляется
на строго правовой основе”.
Как уже отмечалось,
правом применения административно-принудительных
мер пользуются не все, а только специально
уполномоченные органы государственного
управления. Это облегчает контроль, и
надзор за применением мер принуждения.
Произвольное присвоение правомочий по
применению административного принуждения
является грубым нарушением законности.
Меры административного
принуждения имеют
2. Виды административного
принуждения
“Большое теоретическое
и практическое значение имеет вопрос
о классификации мер административного
принуждения, который до настоящего времени
не получил единого решения и в теории,
ни на практике”. Четкая классификация
мер административного принуждения необходима:
во-первых, для уяснения сущности разнообразных
мер принуждения, применяемых органами
управления, их цели, их взаимодействия,
во-вторых, это имеет большое значение
для применения мер принуждения, обеспечения
эффективности воздействия на правонарушителей,
в-третьих, четкая и точная классификация
необходима при решении вопросов о привлечении
к уголовной либо административной ответственности,
а также при замене уголовной ответственности
- административной по ряду преступлений,
не представляющих большой общественной
опасности, в-четвертых, правильная классификация
является необходимой предпосылкой для
их научной кодификации”.
В административно-правовой
литературе высказываются различные
точки зрения о классификации
мер административного
И.И.Веремеенко
считает, что в группе мер административного
пресечения объединены и административно-процессуальные
меры (административное задержание, задержание
и арест имущества) и административно-правовые
санкции, которые автор именует самостоятельными
мерами административного пресечения
(приостановление работы предприятия)”.
Он утверждает,
что критерием классификации
мер административного
“непосредственная
цель применения тех или иных мер,
и они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные
меры и административно-правовые санкции”.
Из изложенного И.И.Веремеенко делает
вывод о том, что система мер административного
принуждения состоит из трех самостоятельных
подразделений:
1. административно-процессуальные
меры;
2. административно-
3. административно-правовые
санкции.
При этом он отмечает, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией
И.И.Веремеенко
предлагает понимать “элемент нормы
административного права, установленный
в целях ее охраны, содержащей указание
на те меры государственного принуждения,
которые применяются к нарушителям данной
нормы, выполняющей свою роль либо кары,
либо восстановления, либо реального исполнения
и применяемый, как правило, в административном
порядке”.
В целом по вопросу
о классификации мер
“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской
Ц.А. и др. В
основу данной классификации положен
формальный признак-наличие
Вторая предложена
М.И. Еропкиным в конце 50-х годов
и получила наибольшее распространение.
В ней говорится о
а) Административно-
“Административно-
К административно-
- административный
надзор за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы;
- таможенный
досмотр;
- спец контроль
пассажиров и судов гражданской
авиации;
- привод, регистрация
и официальное предостережение
о недопустимости
- изъятие огнестрельного
оружия у лиц, страдающих
- проверка документов
(при обеспечении паспортного
режима, у водителей автотранспортных
средств, в погранзоне и др.);
- предрейсовое
освидетельствование водителей
автомототранспорта;
- закрытие границы
на участке, сопряженном с
- прекращение
движения транспорта при
- ограничение
права водопользования и т.п.
Отмечая общность
всех администратино-
1. меры, применяемые
в целях предотвращения угрозы
наступления возможных вредных,
2. меры, направленные
на предупреждение
3. меры, препятствующие
уклонению соответствующих
4. особую группу
составляют так называемые
Главная особенностью
является четко выраженный профилактический
характер, что позволяет использовать
эти меры для предупреждения правонарушений,
обеспечения общественной безопасности
в специфических условиях, когда интересам
общества создается известная угроза,
в то же время, меры административного
предупреждения применяются при отсутствии
правонарушений, в особых или чрезвычайных
обстоятельствах. Реальных правонарушений
при этом нет, но они могут появиться, если
не будут применены меры административного
предупреждения, что позволяет им быть
важнейшим средством превенции административных
и иных правонарушений.
б) Меры административного
пресечения.
Меры административного
пресечения используются как средство
принудительного прекращения правонарушений
и предотвращения их вредных последствий.
Эти меры направлены на принудительное
прекращение противоправного поведения,
недопущение, устранение вредных его последствий,
на создание условий для возможного привлечения
виновных лиц к административной ответственности.
По своей цели меры административного
пресечения отличаются от административных
взысканий и административно- предупредительных
мер. Главная их цель состоит в прекращении
противоправного поведения, устранении
противоправной ситуации, принуждении
правонарушителя вести себя правомерно,
в рамках, установленных правил общежития.
В отличие от
административно-
- неправомерная
линия поведения, образ
Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно
(закрытие в
связи с антисанитарным
(задержание
нарушителя общественного
Меры административного
пресечения многообразны - это свидетельствует
о том, что основное внимание в нашей стране
уделяется профилактике правонарушений,
своевременному предотвращению дальнейших
противоправных действий. Меры административного
пресечения используются не только для
защиты интересов общества, но и для защиты
интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя
(например, управление транспортным средством
в нетрезвом состоянии и т.п.).
Многообразные
меры административного пресечения
можно сгруппировать в
1. меры, применяемые
непосредственно к личности правонарушителя
(требование
прекратить неправомерное
2. меры имущественного
характера (изъятие холодного
оружия),
3. меры технического
характера (запрещение
4. меры финансового
характера (прекращение кредитования),
5. меры медико-санитарного
характера (отстранение от
6. меры, связанные
с осуществлением лицензионно-