Администативное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1) Понятие и особенности административного принуждения
2) Виды административного принуждения, их правовая характеристика
А) Административно-принудительные меры
Б) Меры административного пресечения их особенности и виды
В) Меры взыскания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и нормативных актов

Файлы: 1 файл

семестровая.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Выделяют следующие  характерные черты административного  принуждения: 

1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности. 

2. Меры административного  принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти, не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью. 

3. Субъект административной  власти и нарушитель не являются  членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения. 

4. Административное  принуждение осуществляется органами  государственного управления и  только в некоторых специальных  случаях народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке, установленном номами административного права. 

5. Являются результатом  реализации государственно-властных  полномочий, и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей. 

6. Применяется  для прекращения противоправных  действий, наказания нарушителей  в административном порядке, обеспечения  общественной безопасности и установленного правопорядка. 

7. Осуществляется  в рамках административно процессуальных  норм. 

8. Способствует  профилактике преступлений. 

9. Осуществляется  на строго правовой основе”. 

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности. 

Меры административного  принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством  предупреждения преступности, так как  применяются к лицам не имеющим  устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия. 

2. Виды административного  принуждения 

“Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике”. Четкая классификация мер административного принуждения необходима: во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия, во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей, в-третьих, четкая и точная классификация необходима при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации”. 

В административно-правовой литературе высказываются различные  точки зрения о классификации  мер административного принуждения. Так

И.И.Веремеенко считает, что в группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (приостановление работы предприятия)”. 

Он утверждает, что критерием классификации  мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить

“непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции”. Из изложенного И.И.Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений: 

1. административно-процессуальные меры; 

2. административно-предупредительные  меры; 

3. административно-правовые  санкции. 

При этом он отмечает, что административно-правовые санкции  осуществляют охрану правопорядка и  с помощью кары, восстановления и  принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией

И.И.Веремеенко предлагает понимать “элемент нормы  административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке”. 

В целом по вопросу  о классификации мер административного  принуждения в науке административного  права выделяют две основные точки  зрения (другие - это модификация  этих двух точек зрения). 

“Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской

Ц.А. и др. В  основу данной классификации положен  формальный признак-наличие административных санкций. 

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов  и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании  трех видов мер административного  принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения. 

а) Административно-предупредительные меры. 

“Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности”. Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций”. Основанием для применения административно- предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий”. 

К административно-предупредительным  мерам относят: 

- административный  надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы; 

- таможенный  досмотр; 

- спец контроль  пассажиров и судов гражданской авиации; 

- привод, регистрация  и официальное предостережение  о недопустимости антиобщественного  поведения; 

- изъятие огнестрельного  оружия у лиц, страдающих психическими  заболеваниями; 

- проверка документов (при обеспечении паспортного  режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.); 

- предрейсовое  освидетельствование водителей  автомототранспорта; 

- закрытие границы  на участке, сопряженном с территорией,  пораженной эпидемией (эпизоотией); 

- прекращение  движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей; 

- ограничение  права водопользования и т.п. 

Отмечая общность всех администратино-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий между  отдельными мерами по их непосредственному  назначению и характеру право  ограничений. Так среди административно- предупредительных мер можно выделить четыре группы: 

1. меры, применяемые  в целях предотвращения угрозы  наступления возможных вредных,  опасных и тяжких последствий, 

2. меры, направленные  на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений, 

3. меры, препятствующие  уклонению соответствующих субъектов  от исполнения им обязанностей, 

4. особую группу  составляют так называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение  которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов и т.д. 

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений. 

б) Меры административного  пресечения. 

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно- предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития. 

В отличие от административно-предупредительных  мер - меры пресечения применяются в  связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие,

- неправомерная  линия поведения, образ действий, в других случаях основанием  для применения меры пресечения  служит конкретный административный  поступок (мелкое хулиганство), в-третьих  - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество, тунеядство и т.п.). 

Меры административного  пресечения могут применяться как  самостоятельно

(закрытие в  связи с антисанитарным состоянием  предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными  взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует

(задержание  нарушителя общественного порядка  с последующим наложением на  него административного штрафа). 

Меры административного  пресечения многообразны - это свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.). 

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько  видов: 

1. меры, применяемые  непосредственно к личности правонарушителя 

(требование  прекратить неправомерное поведение,  административное задержание и  т.д.), 

2. меры имущественного  характера (изъятие холодного  оружия), 

3. меры технического  характера (запрещение эксплуатации  неисправного транспорта), 

4. меры финансового характера (прекращение кредитования), 

5. меры медико-санитарного  характера (отстранение от работы  инфекционных больных), 

6. меры, связанные  с осуществлением лицензионно-разрешительной  системы 

Информация о работе Администативное принуждение