Войти    Поиск   Связаться с нами

Стили поведения человека в организации

Дата: 14 Марта 2012 в 15:48
Автор: l**************@mail.ru
Тип: курсовая работа
Скачать в ZIP (89.70 Кб)
Файлы: 1 файл
Стили поведения.docx (94.50 Кб)   —   ОткрытьСкачать

Действия, подчиненные второму  закону, также неоднозначны, ибо  компенсировать недостаток одних качеств  можно не только активной работой  в иных областях, но также и лестью, угодничеством перед руководством, «подсиживанием» соперников и т.п.

Наряду с официальными коллективами, создаваемыми для решения «производственных» задач, в организациях существуют коллективы неофициальные, являющиеся неформальными  по характеру внутренних отношений, связанные с достижением их членами  каких-то личных целей. Они функционируют  параллельно с официальными, оказывая на них значительное влияние, которое менеджеру необходимо учитывать в своей работе.

Поскольку большинство людей одновременно являются членами двух коллективов, они находятся под воздействием с одной стороны официальных  целей, а с другой — целей неофициального коллектива. Если эти цели совпадают, или не противоречат друг другу, человек будет охотно поддерживать официальную линию, но в случае их несовпадения предпочтение, как правило, будет отдаваться целям неофициального коллектива, несмотря на возможную серьезную конфронтацию с руководством.

Поскольку неофициальный коллектив  всегда становится на защиту своих членов, большинство из них ценят хорошие отношения с товарищами выше благодарности руководителя и боятся потерять их расположение в большей степени, чем получить выговор от начальства.

 

 

2.2 Особенности поведения основных типов личности в процессе труда

Взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо  шире. Человек является членом коллектива, в рамках которого он участвует в деятельности. При этом коллектив оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека вносят определенный вклад в жизнь коллектива [6].

Коллектив играет огромную роль в  жизни каждого человека, которую  трудно переоценить. В его рамках удовлетворяется естественная потребность  людей в общении и деловом  взаимодействии, в принадлежности к  группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях  обретает поддержку и защиту; в  своем коллективе он в первую очередь  находит признание успехов и  достижений [6].

В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть.

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе на нее влиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя [6].

Результативность такого воздействия  зависит от силы обеих сторон. Сильная  личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о её благополучии.

Идеальная с управленческой точки  зрения ситуация располагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между  трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своей деятельностью способствует решению групповых задач, а группа помогает человеку удовлетворить его  потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражения, формировании личности. Группа меняет поведение человека, и можно отметить существенные изменения, связанные с участием в группе [6].

    Во-первых, изменяется  взгляд человека на себя, на  свое место в окружении. Это  связано с тем, что от отдельного  человека зависят действия его  коллег.

   Во-вторых, в группе  человек получает определенный  «вес». Это зависит от величины  и сложности выполняемой им  работы в группе и формирует  отношение к нему группы.

   В-третьих, в группе  человек более склонен к принятию  на себя риска. Это делает  его поведение более активным.

   Взаимодействие человека  и группы может идти по разным  траекториям. Условно выделяется  три: кооперация, слияние, конфликт.

   Кооперация – между человеком и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как совпадающие с собственными, готов к взаимодействию, положительно и сознательно принимает решения группы [6].

   Слияние – человек и группа представляют собой органическое единство. Человек строит свои интересы, исходя из целей группы, подчиняет ей свои интересы и идентифицирует себя с группой. В свою очередь, группа берет на себя заботу о человеке, старается оказать содействие в решении не только производственных, но и личных проблем [6].

   Конфликт -  противопоставление интересов группы и человека и борьба между ними.

Изначальным в поведении  человека является его представление  о том, что есть организация, в  которой ему надо работать. Если образ организации и «Я - концепция» человека совмещаются, то его поведение адаптивное, если нет – то дезадаптивное, конфликтное [6].

Теперь проанализируем, как же различные стили поведения человека будут влиять на деятельность коллектива.

Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами коллектива. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации. Безусловно, такие стили работников будут цениться в трудовом коллективе. Работа коллектива будет намного лучше и эффективней благодаря таким работникам.

Второй тип: Человек с таким типом поведения сам себе на уме, он не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом трудового коллектива, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке, для того чтобы добиться повышения заработной платы. 

Третий тип: Человек с данным типом поведения будет тормозить деятельность трудового коллектива, т.к. человек, хотя и принимает ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом.

Однако если организация может  позволить себе отказаться от устоявшихся  норм поведения применительно к  отдельным ее членам и дать им свободу  в выборе форм поведения, они могут  найти свое место в организации  и приносить ей пользу.

Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации, и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев "бунтари" порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб. Работники с данным типом поведения, безусловно, будут оказывать на трудовой коллектив отрицательное воздействие.

Итак, коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться  жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация живёт и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают её продукт, они формируют культуру организации, её внутренний климат, от них зависит то, чем является организация, какое место она занимает в обществе. 

В силу такого особого положения люди в организации являются для менеджмента «предметом номер один». Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга  по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение  и т.п. Все эти отличия могут  оказывать серьезнее влияние  как на характеристики работы и поведение  отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами  таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.

При написании курсовой работы у меня получилось выполнить все  задачи, поставленные мной для достижения цели.

Было дано представление о трудовом коллективе и его особенности, а так же проведен анализ влияния типов поведения человека на трудовой коллектив.

В первом разделе данной курсовой работы были рассмотрены стили поведения человека в трудовом коллективе, что собой представляет  трудовой коллектив и его роль в современных условиях. Откуда стало ясно, что важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой  трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые  вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей. 

Во втором разделе курсовой работы  я попытался определить влияние трудового коллектива на типы поведения человека.

Выяснилось, что коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

Современный уровень развития производства обусловливает  необходимость коллективного труда, что, в свою очередь, определяет наличие  трудового коллектива. Эффективная  деятельность организации предполагает знание закономерностей функционирования трудовых коллективов и их использования.

В целом можно сказать, что поведение человека в трудовом коллективе зависит и от намерений  и возможностей самого сотрудника, и от факторов группового сплочения и организации коллективной работы. В любом случае, ведущая роль в установлении нормальных рабочих взаимоотношений принадлежит руководству.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.:2003.-691 c.
  2. Сергеев А.М. Экономика и управление: Организационное поведение/ А.М. Сергеев. – М.: 2005. -275 с.
  3. Столяренко Л.Д. Психология личности/Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.- М.:2009.-574 с.
  4. Зельдович Б.З. Организационное поведение / Б.З.Зельдович. - М.:  2008.-318 с.
  5. Психика человека и его поведение / Индивидуальные особенности поведения [Электрон. ресурс].-2009.- Режим доступа: http://www.adoc.ru/ac/detail.php?ID=979
  6. Виханский О.С. Менеджмент/О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.:2008.-669 с.
  7. Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.:2008.-663 с.
  8. Островский Э.В.  Психология управления / Э.В. Островский. - М.:2009.- 247 c.
  9. Энциклопедия Википедия. [Электрон. ресурс].- 2010.-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  1. Психологические характеристики коллектива  [Электрон. ресурс].-2009. Режим доступа: http://www.pragmatist.ru/

  1. Роли и отношения в трудовом коллективе [Электрон.ресурс].-2009. Режим доступа: http://teenbiz.ru/management/roli-i-otnosheniya-v-trudovom-kollektive/

  1. Горелов О.И. Организационное поведение. [Электрон. ресурс].-2008.-Режим доступа:

http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook085/book/index/index.html?part-004*page.htm

 


Краткое описание
Все люди в чём-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1Психологические черты и индивидуальные особенности поведения 5
1.2 Типы взаимоотношений человека и трудового коллектива 7
1.3 Понятие трудового коллектива, его сущность и функции 11
1.4 Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности 15
2 ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ТИП ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 20
2.1 Роли и отношения в трудовом коллективе 20
2.2 Особенности поведения основных типов личности в процессе труда 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30