Войти    Поиск   Связаться с нами

Стили поведения человека в организации

Дата: 14 Марта 2012 в 15:48
Автор: l**************@mail.ru
Тип: курсовая работа
Скачать в ZIP (89.70 Кб)
Файлы: 1 файл
Стили поведения.docx (94.50 Кб)   —   ОткрытьСкачать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стили поведения человека в организации

Курсовая работа

 

 

 

                              Студент

                                                 _______________              Иванов Н.А.

         (Подпись)

                          Руководитель

                                                                          _______________                  Макаревич А.Н.

            (Подпись)

                                _______________

                            (Дата)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5

1.1Психологические  черты и индивидуальные особенности  поведения 5

1.2 Типы взаимоотношений  человека и трудового коллектива 7

1.3  Понятие  трудового коллектива, его сущность  и функции 11

1.4 Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности 15

2 ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ТИП ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 20

2.1 Роли и отношения в трудовом коллективе 20

2.2  Особенности  поведения основных типов личности  в процессе труда 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все люди в чём-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его  деятельность и общение с другими  людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в  действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические  свойства.

В данной курсовой работе под  трудовым коллективом или персоналом мы будем понимать объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность.

В повседневной деятельности руководителю трудового  коллектива важно уметь наблюдать  поведение отдельных работников в труде, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать  коллектив.

Исходной социологической  предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем  как о совокупности социальных ролей  и совокупности людей, которые по-разному  проявляют себя как личности при  выполнении своих ролей.

Актуальность данной темы обусловлена усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и  управления людьми, регулировании развертывающихся между ними отношений.

Сегодня это как никогда актуально понимание процессов, возникающих в трудовом коллективе, как одного из элементов системы менеджмента в целом.

Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

 Проблема: Какие типы поведения влияют положительно, а какие отрицательно на работу трудового коллектива.

Объект: трудовой коллектив.

Предмет: стили поведения людей.

Целями курсовой работы является предоставление цельного и системного понимания трудового коллектива и его особенностей, а также анализ влияния типов  поведения человека на трудовой коллектив. В рамках поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

во-первых, раскрыть сущность типов поведения человека в трудовом коллективе, а именно: рассмотреть личность человека, её психологические черты и индивидуальные особенности поведения;

во-вторых, изучить трудовой коллектив, его сущность и функции;

в-третьих, изучить влияние трудового коллектива на тип поведения человека, а именно рассмотреть особенности поведения основных типов личности в процессе труда; выделить роли и отношения в трудовом коллективе.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы . В первой главе раскрываются  такие понятия как трудовой коллектив; стили поведения человека в трудовом коллективе, а во второй рассматривается влияние трудового коллектива на типы поведения человека.

 

 

 

 

 

 

                               1 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    1.  Психологические черты и индивидуальные особенности поведения

Перед тем как рассмотреть стили поведения человека в организации и что же собой представляет трудовой коллектив необходимо сначала понять, что же собой  представляет личность. Для начала нам нужно разграничить понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Человек – с одной стороны  существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек  – существо общественное, ему необходимо общаться, а так же взаимодействовать  с другими людьми [1].

Индивид – единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. [1].

Индивидуальность – содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей [1].

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [1].

Рисунок 1- Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и« индивидуальность»

Примечание: Источник данных [1 C.337]

Черта личности – характеристика личности, представляющая обобщенную склонность к какому-либо типу поведения и проявляющаяся в поведении в широком спектре ситуаций в разное время.

Сегодня всё большее распространения получает подход, при котором выделяются пять основных групп качеств, названных большой пятёркой» к которым относятся[2]:

  1. Нейротизм - черта эмоционально неустойчивого человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
  2. Экстраверсия- черта общительного человека. Обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии).
  3. Склонность к согласию, доброжелательность показывает насколько человек участлив и внимателен к другим людям. Низкие показатели данного фактора говорят о безучастности, подозрительности, высокой критичности по отношению к другим.
  4. Добросовестность характеризует человека самодисциплинированного, ответственного настойчивого в достижении целей.
  5. Открытость к опыту - высокий показатель по данному фактору свидетельствует о том, что человек обладает высоким интеллектом и открытостью к новым идеям, что он мечтателен и способен к творчеству.

В приводимой таблице 1 (приложение) выделяются факторы личности, образующие «большую пятёрку». Указанные факторы включают в себя множество более конкретных черт.

Среди индивидуально –  психологических качеств личности важную роль играет темперамент. Темпераментом называются врождённые особенности человека. Это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведений [3]. От темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

1.2 Типы взаимоотношений человека и трудового коллектива

Что касается поведения человека, то можно отметить следующее.

Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций[4].

Различают два вида направленности человеческого поведения [5]:

-Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

-Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

          Особенности поведения:

  • Поведение причинно обусловлено – любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали, и особенностями личности.
  • Поведение целенаправленно – любое поведение определяется целью, ради которой индивид совершает действие.
  • Поведение мотивированно – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму поведения.
  • Поведение наблюдаемо и измеримо – поведение проявляется в действиях, поступках, речи, мимике, жестах, отдельные характеристики которых можно замерить, например скорость движений, скорость речи, частоту повторения конкретных жестов и слов[4].

Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс  адаптации к условиям и требованиям  организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В  одной и той же среде люди ведут  себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы  в построении своего поведения в  организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы  поведения, с другой - он может принимать  или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости  от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации[6].

 

Отношение к нормам включения человека в организацию

 

Разделяет

 

Преданный и

дисциплинированный 

член организации

 

«Оригинал»

 

Не разделяет

 

 

«Приспособленец»

 

«Бунтарь»





 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Матрица типов включения человека в организацию

Примечание: Источник данных [6, с.134]

 Адаптивный: полностью принимает ценности и нормы поведения организации. Ведет себя так, чтобы не противоречить интересам организации. Искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою организационную роль. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных способностей и возможностей, и главная задача организации – верно определить содержание его роли. Такой тип можно охарактеризовать как преданный и дисциплинированный член организации.

   Приспособленец: человек не принимает ценностей организации, однако старается вести себя соответственно им. Он делает все правильно и по правилам, но ненадежен, так как в любой момент может или покинуть организацию, или вступить в противоречие с задачами организации.

   Оригинал: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие нормы поведения. Это может порождать трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Однако цели и задачи организации он принимает и разделяет и может найти свое место в ней.

   Бунтарь: индивид не приемлет ни ценностей, ни норм организации. Он все время вступает в противоречие с руководством и коллегами и создает конфликтные ситуации. Такой человек может создавать в организации много проблем и даже наносить ей ущерб.

Эффективное для организации поведение  её сотрудников проявляется в  том, что они добросовестно исполняют  свои обязанности, готовы во имя интересов  дела в условиях меняющейся ситуации выходить за рамки своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят  возможность для сотрудничества. 

Существует понятие характерного стиля поведения в организации. Это означает, что в целом в организации приветствуется тот или иной стиль поведения сотрудников.

   Исполнительский стиль означает, что в организации существует система запрещающих и обязывающих норм, в том числе и режимные требования. Каждый сотрудник обязан точно следовать сложившимся в организации нормам безопасности. Регулярно проводится проверка сотрудников на надежность, часто существуют ограничения в образе жизни. Тип работника – “службист”.

Краткое описание
Все люди в чём-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1Психологические черты и индивидуальные особенности поведения 5
1.2 Типы взаимоотношений человека и трудового коллектива 7
1.3 Понятие трудового коллектива, его сущность и функции 11
1.4 Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности 15
2 ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ТИП ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 20
2.1 Роли и отношения в трудовом коллективе 20
2.2 Особенности поведения основных типов личности в процессе труда 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30