Зарубежный опыт демографической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть варианты решения проблемы депопуляции населения в различных странах, пути борьбы с алкоголизацией населения, а так же способы решения проблемы бедности в различных странах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................3

1. Решение проблемы депопуляции в развитых странах……………………….4
1.1 Социальная поддержка семьи в США……………………………………….7
1.2 Социальная поддержка семьи в ЕС………………………………………….8
1.3 Демографическая политика в Швеции………………………………………9
1.4 Социальная поддержка семьи и материнства в Германии………………..10
1.5 Социальная поддержка семьи в Финляндии……………………………….11
1.6 Социальная поддержка семьи в Бельгии…………………………………...12
1.7 Семейная политика Франции…………………………………………….....13
2. Другие демографические проблемы и пути их решения в разных странах мира……………………………………………………………………………….25
2.1 Проблема алкоголизации населения………………………………………..25
2.2 Мировой опыт борьбы с бедностью………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая по демографии.docx

— 210.14 Кб (Скачать)

В начале 1969 года в стране был принят новый алкогольный закон.  Финляндия стала членом Европейского Сообщества, а алкогольная монополия находилась во многом в противоречии с законами ЕС. Финскому правительству пришлось корректировать алкогольную политику. Продажа крепких -  свыше 4,7% алкогольных напитков разрешена в розничной торговле только в алкоголь-монопольных магазинах. Частные рестораны и магазины, продающие некрепкие напитки, работают на основании разрешения полученного у государственного управления. Производство алкогольной продукции, оптовая торговля, экспорт и импорт получают разрешения от государства, но в остальном работают по законам рынка.   
Предполагалось, что если пиво станет доступно для всех, то финны будут меньше употреблять крепкое спиртное. Но произошло обратное: за десять лет употребление алкоголя выросло в три раза. Пиво стало основным напитком, а Финляндия превратилась в страну пива, но крепкие напитки продолжали пользоваться стабильным спросом.

В Финляндии живо представление  о финской непереносимости алкоголя. Строгие социальные нормы запрещают  употребление алкоголя на рабочих местах и во время рабочего обеда.

В 1990-е годы открытие границ, привело  к тому, что большое количество финнов стали постоянно совершать  закупочные поездки в Таллинн, Выборг и в другие близлежащие места. Алкогольные налитки настолько  дешевле в Эстонии и России, что количество привозного алкоголя также значительно выросло. Финляндии  в этой ситуации становится все трудней  удержать высокие цены на алкоголь.

Вступление в силу с 1 января 1994 года Соглашения о "единой экономической  европейской зоне" сделало принципы действовавшей в Финляндии монополии  совершенно несовместимыми с правилами  ЕС, и в 1994 году финнами было разработано  новое законодательство Alcohol Act, по которому отменены 4 монополии: на импорт, экспорт, производство и оптовую торговлю. Монопольное право государственного объединения "Алко" сохраняется только на розничную торговлю.

Теперь Финляндия вынуждена  бороться с пьянством по нормам единой Европы: в 2007 году здесь принят закон, ограничивающий рекламу алкоголя и  часы его продажи, а на упаковку спиртного  теперь обязаны наносить предупреждения о возможных вредных последствиях его потребления.   
Сейчас в Финляндии потребляют 9-10 литров литра стопроцентного алкоголя на душу населения в год. 

Опыт «сухих законов»

"Сухие законы" были популярны  в  ХVIII и XIX веках. К ним прибегали, когда основным средством спаивания народов служила водка, получившая широкое распространение благодаря простоте производства и низким ценам.

В настоящее время сухой закон  действует в Индии в штатах Бомбей и Мандрас. Полностью алкоголь запрещен в Объединeнных Арабских Эмиратах Иране и Египте. За несоблюдение закона в ОАЭ местных жителей ждут сорок ударов кнутом, а иноверцы уплачивают штраф в 750 фунтов. За распитие спиртного в общественных местах иностранцам грозит тюремное заключение сроком 2,5 лет.

В 1912 году был введeн запрет на распространение спиртных изделий в Исландии.  
Запрет был отменeн в 1923 году  под давлением Испании, которая хотела импортировать свои вина и грозила прекратить покупать у Исландии рыбу. 

В 1919 году ввела запрет Норвегия. Но в 1926 г. вынуждена была его отменить. Опять таки под угрозой прекращения рыботорговли.  За время действия запрета потребление спиртного в этих странах снизилось с 20 до 3-х литров на душу населения.

В Америке положительное действие "сухого закона" наблюдали в  течение трех лет – с 1920 по 1923 годы. Позже мафия в Нью-Йорке  и Чикаго наладила нелегальное производство алкоголя и контрабандный экспорт  его из Европы и "пьющих" штатов. К концу 20-х годов доход мафии  от сбыта спиртного превысил два  миллиарда долларов в год. Израсходовав 12 млн. долларов на борьбу с нарушителями сухого закона в 1932 году правительство  США его просто отменило.

 

Польша

Польша находится в первой десятке  европейских стран по количеству потребления алкоголя на душу населения. В год жители Польши выпивают по 10 литров чистого спирта на человека и тратят на спиртное почти 10 миллиардов долларов, причем эта цифра ежегодно растет, причем поляки предпочитают крепкие  напитки, сейчас эти затраты составляют примерно 15% от зарплаты среднего польского  жителя.

Потребление водки в Польше стабильно  растет: в 2007 году  поляки потратили на нее 7,5 млрд. злотых (около 3 млрд долларов). За этот год они выпили 200 млн. литров водки, при том, что население страны составляет  38 млн. человек. Для сравнения в 2006 году водки было продано на 30% меньше. Растет потребление алкоголя среди женщин, сейчас регулярно выпивают около 70% полек.

В Польше пьют крепкий алкоголь: порядка 90-95% процентов продаж спиртных напитков приходится на водку. Государственной  монополии на производство и продажу  спиртного в этой стране нет. Вместо нее действует система лицензирования.

Охотно поляки пьют и пиво: оно  традиционно занимает первое место  по количеству потребления: его регулярно  покупают 53,7% населения.

С 1 декабря 2008 года на территорию Польши можно за один раз ввезти не более 1 литра алкоголя крепостью более 22% , 2 литров напитков меньшей крепости, 4 литра вина и 16 литров пива.  
По польским законам спиртное нельзя продавать молодым людям до 18 лет. Но магазины нередко игнорируют этот запрет.

Зато Польша решительно борется  с последствиями алкоголизации: здесь существует специальное Государственное  агентство по предотвращению проблем, связанных с потреблением алкоголя. По данным агентства, алкоголь употребляют 90% учеников последних классов гимназий (16-летние подростки), 70% школьников помладше – около 3000 тысяч детей, признают, что,  по крайней мере, один раз в год "напиваются". 

Употребление спиртных напитков в  Польше превратилось в туристический  бизнес, предлагая приезжим продегустировать  крепкие настойки и наливки, приготовленные по старинной рецептуре.

2.2 Мировой опыт борьбы с бедностью

 
Для одних стран борьба с бедностью - профилактика, а для других - важнейшая  стратегическая задача социально ориентированной  политики. Существуют два главных  способа борьбы с бедностью. 
    Первый характерен для развитых стран с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления. Первый способ активно используется во Франции, где высока роль государства и значимы социальные завоевания трудящихся. В основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего, которая систематически индексируется. Также здесь действует высокоэффективное обязательное социальное страхование, включающее достойные трудовые пенсии, качественное медицинское обслуживание, пособия по безработице. Велика роль французской системы пособий и льгот на детей. Во Франции 80-х годов была введена система минимально гарантированного дохода (МГД), которая в противоположность адресному социальному пособию была доступна всем, но при стремлении безработного возвратиться на рынок труда. 
    Важную роль во Франции играют социальные службы при муниципалитетах. Так, если у человека нет страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), или по иным жизненным обстоятельствам (потеря кормильца, одиночество, недееспособность) и он не имеет возможности удовлетворять свои наиболее необходимые потребности, то после рассмотрения в муниципалитете заявления нуждающегося, проверки доходов и состава его семьи он получает направление в соответствующую государственную или негосударственную организацию, включенную в систему социального обслуживания, которая окажет ему необходимую помощь - денежную, натуральную, консультационную, психологическую, правозащитную и пр. 
    В США также действуют эффективные программы борьбы с бедностью, охватывающие не менее 15% населения страны. Помощь этой категории граждан предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и надо принадлежать к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем, нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), наконец, все граждане, чей доход ниже определенных требований. Формы помощи, федеральные и на уровне штатов, могут быть не только денежные, но и натуральные: талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешевое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги. 
    Второй способ борьбы с бедностью - это система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении стоит отметить, что знание того, как это происходит в разных странах, помогает избежать лишних расходов на социальные нужды, предвидеть возникновение новых проблем и находить адекватные решения уже существующих. Именно этим объясняются важность изучения международного опыта демографической политики и возможности его использования даже в странах, значительно различающихся по социальному и культурному уровню.

Как уже отмечалось, сегодня  в России существует множество демографических  проблем, особенно остро обстоят  дела с депопуляцией населения и его демографическим старением. В данный момент темпы депопуляции в определенной степени сдерживаются благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся в результате относительно высокой рождаемости восьмидесятых. Последнее обстоятельство способствовало появлению в наши дни многочисленных брачных контенгентов, чем и объясняется небольшой прирост рождаемости в последние годы, который, объявляется некоторыми министрами и политиками успехом демографической политики.

Однако это не так. В настоящее время запас демографической прочности на исходе: его влияние продлится до 2012-2013 года, после чего при отсутствии эффективной демографической политики численность населения будет убывать возрастающими темпами.

Начиная с 2015 года ежегодный  размер естественной убыли населения  может приблизиться к отметке  в 1 млн. человек, а к 2025г. эта цифра имеет почти все шансы вырасти в два раза.

Поэтому сегодня от правительства  требуется проведения более решительной  демографической политики, чем та которую оно проводит сейчас.

В данной курсовой работе мы привели способы решения зарубежем  наиболее острых демографических проблем стоящих сегодня перед Россией.

И на наш взгляд не стоит  в данном случаи «изобретать велосипед» пути решения подобных проблем уже  найдены и данный опыт нужно заимствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. БобковВ.Н. Опыт Франции в организации семейных пособий и возможности его использования в России //Семья в России М., 2004 
  2. Васильева Т.С. Бедные семьи в США: Программы социальной поддержки: (Обзор) // Тенденции развития современной семьи. М., 2000
  3. Зубченко Л. Социальная поддержка семей в Бельгии. Спб, 1995
  4. . Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. - М.: Аспект-Пресс, 2003
  5. http://www.1tv.ru
  6. http://demoscope.ru
  7. http://iam.duma.gov.ru
  8. Л.Рыбаковский. О.Д.Захарова. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. М. ИСПИ РАН. 2008
  9. Демографическое будущее России. Под ред.Л.Л.Рыбаковского и Г.Н. Кареловой. М. 2001
  10. Згоржельский И.П. Социальная защита семей, имеющих детей: На примере зарубежного опыта обеспечения пособиями // Вопр. соц. обеспечения. - 2004. 
  11. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005.
  12. Эволюция государственной семейной политики ведущих стран западной Европы в конце 20 – начале 21 века. М., 2009

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Карта плотности  населения России

 


Информация о работе Зарубежный опыт демографической политики