Зарубежный опыт демографической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть варианты решения проблемы депопуляции населения в различных странах, пути борьбы с алкоголизацией населения, а так же способы решения проблемы бедности в различных странах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................3

1. Решение проблемы депопуляции в развитых странах……………………….4
1.1 Социальная поддержка семьи в США……………………………………….7
1.2 Социальная поддержка семьи в ЕС………………………………………….8
1.3 Демографическая политика в Швеции………………………………………9
1.4 Социальная поддержка семьи и материнства в Германии………………..10
1.5 Социальная поддержка семьи в Финляндии……………………………….11
1.6 Социальная поддержка семьи в Бельгии…………………………………...12
1.7 Семейная политика Франции…………………………………………….....13
2. Другие демографические проблемы и пути их решения в разных странах мира……………………………………………………………………………….25
2.1 Проблема алкоголизации населения………………………………………..25
2.2 Мировой опыт борьбы с бедностью………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая по демографии.docx

— 210.14 Кб (Скачать)

Ребенок может находиться на дому у няни или у себя дома с няней. Численность «сертифицированных нянь - помощниц матерей» возросла в 1991-2000 гг. со 130 тыс. до 384 тыс. Няня может получать зарплату в семейных яслях или непосредственно от родителей ребенка. Как правило, няня ухаживает у себя дома за одним, двумя или тремя детьми в возрасте до четырех лет. Няня должна получить разрешение на деятельность в службе защиты материнства и детства Генерального совета Департамента, которое гарантирует высокое качество обслуживания детей. Один или два раза в неделю ребенок, находящийся дома с няней, посещает семейные ясли для занятий с педагогами.

Семейная квота - льгота по подоходному налогу

Семейная квота, с помощью которой французы адаптируют сумму налога к своим доходам, была введена во Франции в 1945 г. под лозунгом: «При равном уровне жизни - равные налоги». Хотя она не относится к семейным пособиям, с ее помощью французские семьи пользуются немалыми налоговыми льготами. Семейная квота рассчитывается путем деления общего семейного дохода на численность членов семьи, каждый из которых «оценивается» в зависимости от его положения - взрослые, дети, инвалиды и т.д. Взрослый имеет 1 часть, ребенок - 0,5; таким образом, семья из двух человек с ребенком имеет 2,5 части.

В 1999 г. во Франции был  принят закон, предусматривающий заключение двустороннего «гражданского пакта  солидарности», субъектами которого могут  быть «лица одного или разного  пола»; данный договор представляет по существу «пробный брак», признаваемый государством. С 2005 г.  лица, подписавшие PACS, платят подоходный налог так  же, как и состоящие в браке. Они могут платить налог с  совместного дохода с первого  года заключения PACS, тогда как раньше для этого они должны были жить в паре в течение трех лет. Численность  подписавших PACS постоянно растет: в 2001-2007 гг. она возросла более чем  в четыре раза - с 19632 до 102012. Иными  словами, на десять заключенных браков приходится четыре подписания PACS. В  pacсматриваемый период численность браков уменьшилась с 288 ты до 260 тыс.

В 2008 г. пара, состоящая в  браке или заключившая РАCS, имеет две части. Первый и второй ребенок имеют по 0,5 части, третий ребенок и последующие дети имеют по 1 части. На ребенка-инвалида добавляется 0,5 части. Родители, разведенные или живущие раздельно и ухаживающие за детьми поочередно, могут увеличивать семейную квоту на 0,25 части при одном или двух детях и на 0,5 части, начиная с третьего ребенка. Если ребенок живет с одним из родителей, к его квоте добавляется 0,5 части.

В зависимости от размера  семейной квоты ставки подоходного  налога в 2007 г. различались от 0 до 40% (см. табл).

Ставки подоходного налога с учетом семейной квоты

Размер  семейной квоты (в евро)

Налоговая ставка (%)

До 5614

0

5614-11918

5,5

11918-24872

14

24872-66679

30

Более 66679

40


 

2. Другие демографические проблемы и пути их решения в разных странах мира

2.1 Проблема алкоголизации населения

Франция

В начале 19 века французы потребляли 20 литров чистого спирта на человека в год. Примерно в 7 раз больше, чем в дореволюционной России. Но на один миллион населения от острого алкогольного отравления во Франции погибало 11 человек в год, а в России — 55, потому что французы предпочитали легкие виноградные вина.

В 1960 потребление спирта перевалило уже за 20 литров на человека, пять лет спустя президент Франции Шарль де Голль срочно инициировал антиалкогольные правительственные акты. Президентские инициативы принесли свои плоды: по данным  института  статистики INSEE, за 40 лет потребление алкоголя во Франции сократилось  на 38%  - с 24,6 литров в год в 1960 году до 15,1 литров в год в 2001 году.

Чтобы добиться такого результата, государственные  власти использовали разнообразные  методы воздействия. Прежде всего –  ценовую политику: до 1992 году включительно цены на алкоголь повышались одновременно с ценами на табачные изделия. В 1984 году министерство социальных дел начало первую кампанию по борьбе с алкоголизмом. Важную роль в профилактике пьянства сыграло и принятие в 1991 года знаменитого закона Луи Эвина "Об ограничении рекламы алкоголя". Этот закон запрещает любую ТВ-рекламу алкоголя, а также спонсорство алкогольными брендами телепроектов.

В 2008  году  Франция ввела запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним, а также на распитие спиртных напитков вблизи учебных заведений.

В марте 2009 года Кабинет министров  страны одобрил закон о повышении  возрастного порога продажи алкоголя с 16 до 18 лет.

Также правительство  решило закрыть так называемые "открытые" бары, которые предлагают неограниченное количество спиртных напитков за фиксированную плату.

6 марта 2009 был принят еще один  антиалкогольный законопроект – запрещение дешевого и бесплатного алкоголя. Этот запрет не распространяется на ярмарки, подготовку виноделов и мероприятия по дегустации. Закон должен помешать молодым людям быстро и дешево напиваться.

В ближайшее время депутаты также  намерены рассмотреть закон, который  ограничивает продажу алкоголя на заправочных  станциях. Этот закон поможет снизить  пьянство за рулем. 

Великобритания

В Англии нет государственной монополии  на спиртные напитки. Крупнейшим корпорациям  принадлежат пивоварни, европейские  виноградники, заводы по изготовлению бутылок, складские помещения, забегаловки, рестораны и гостиницы.

Единственный способ государственного регулирования алкогольного бизнеса -  система лицензирования. Лицензия требуется для производства или продажи пива, вина и крепких спиртных напитков.

По последним данным, около 40% мужчин и 25% женщин в Англии превышают рекомендуемую  ежедневную норму употребления алкоголя – средний британец выпивает около 10 литров чистого спирта в год. В целом около 10 млн. англичан увлекаются алкоголем в опасных для здоровья количествах. Более 40 тыс. человек ежегодно умирают от алкоголизма. Британские подростки, особенно девушки-  чемпионы в пьянстве среди европейцев.

С  2005 года в Великобритании были введены новые правила лицензирования, согласно которым питейные заведения, где постоянно нарушается общественный порядок, получают предупреждение. А если проблемы не будут решены, им придется оплачивать расходы на дополнительные полицейские патрули. 

С 2001 года английские полицейские  имеют право изымать спиртное, распиваемое в "общественных" местах и там, где присутствие  нетрезвых людей может рассматриваться  как нарушение общественного  порядка. Согласно инструкции, полиция  теперь может налагать штраф на любителей  выпить на улице, если они отказываются расстаться со спиртным по первому  требованию констебля.

До ноября 2005 года  почти все лицензированные бары и пабы Британии закрывались в 11 часов вечера (в стране 60000 пабов). После этого алкоголь продавался только в ночных клубах - в большинстве из них до трех часов утра.

В ноябре 2005 года британцам разрешили  выпивать круглосуточно. С 23 ноября 2005 года  большинство пабов Англии и Уэльса  перешли на круглосуточный режим работы. 

В марте 2009 года премьер – министр  Великобритании Гордон Браун отверг идею повышения минимальной  розничной цены на алкоголь, а в октябре 2008 года правительство отклонило закон о сокращении допустимого количества алкоголя в крови у водителей. Предлагалось снизить этот предел с 80 миллиграмм, до 50, однако Великобритания решила остаться одной из немногих европейских стран, где водитель может выпить пару коктейлей и законно сесть за руль.

Сейчас правительство Великобритании готовит законопроект об усилении контроля за продажей спиртного несовершеннолетним покупателям.

Германия

Государственной алкогольной монополии  в Германии нет. Все алкогольные  и антиалкогольные инициативы исходят  не от кабинета министров, а от политических партий. Так немецкие консерваторы и представители партии "зеленых" ратуют за ужесточение закона о защите молодежи. Они требуют повсеместного  запрета на продажу алкогольных  напитков лицам, не достигшим 18-летнего  возраста. Но против этого выступает "Свободная демократическая партия" (СвДП).

Все алкогольные предприятия Германии находятся в частной собственности, но более чем 80 % акцизов получает государство.

В Германии 2,5 миллиона людей, с алкогольной  зависимостью. Потребление алкогольных  напитков на душу населения  составляет 10,5 литров чистого спирта. В 2 % случаев алкоголь становится причиной смерти. 
Если немецкий работник проработал 5 и более лет на предприятии и вдруг выясняется, что он стал алкоголиком, работодатель должен оплатить лечение, а стоит оно недешево.

Титул "пивной нации" Германия потеряла еще в 2001 году, когда впервые немцы  потратились на вино больше, чем  на пиво. И этот показатель продолжает расти - в настоящее время немцы  пьют в среднем 24,3 литра вина и  шампанского на человека в год. Причем германцы охотно покупают свое вино, и  не менее охотно импортирую - доля зарубежной продукции составляет более 50% от общего объема потребляемого в стране вина.

Белоруссия

В 1998 году в Белоруссии принят закон  о регулировании производства и  оборота алкогольной продукции, а в 2001 году – поправки к закону, ужесточающие прежний закон.  Теперь в стране жесткая государственная монополия на производство алкоголя. Статьями закона запрещена розничная торговля алкогольными напитками в киосках, в государственных учреждениях, в местах продажи товаров для детей и подростков, возле религиозно-культовых учреждений. Законом  установлен верхний и нижний предел цен на алкогольную продукцию. Импортный алкоголь подлежит лицензированию, причем на получении лицензии проводится открытый конкурс. Детям до 18 лет алкоголь не продают.  

Финляндия

В Финляндии действует государственная  монополия на розничную продажу  алкогольных напитков (исключая алкоголь крепостью менее 4,7 %).

"Сухой закон" был принят  в Финляндии  1 июня 1919 года. Он  закрепил за государственной алкогольной компанией монопольное право на производство, импорт и продажу алкогольных напитков. Алкоголь можно было использовать только в медицинских и технических целях.

Ответом на жесткие меры стало самогоноварение  и контрабанда спирта через Финский  залив. Ежегодно в страну привозили  до 6 миллионов нелегальной выпивки. Продавался контрабандный спирт  или в 12-литровых канистрах, или в  сосудах емкостью в четверть литра (т. н. "воробушки"). В любом хельсинском ресторане, зная правильные термины, можно было заказать крепленый спиртом чай или кофе. 
В конце 1931 года правительство организовало всенародный референдум об отмене сухого закона. Более 70 % граждан, принявших участие в голосовании, высказались за отмену закона.

5 апреля 1932 года в 10:00 алкогольные  магазины были открыты по всей  стране, но строго под контролем  государства.

Купить спиртное можно только в  специализированных магазинах "Алко". В Хельсинки всего 32 таких магазина. При чем они работают с 10 до 18, в субботу и воскресенье – выходной. Самая дешевая финская водка до недавнего времени стоила более 20 евро.  

Под давлением общественного мнения, 1 марта 2004 года многие ограничения  на торговлю спиртным были сняты. Магазины "Алко" стали работать в субботу. Цены на крепкий алкоголь снижены на 30%. В результате на 35% возросло потребление крепких напитков, резко повысилась смертность, заметно возросло количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Государство регулярно повышает ставку акциза и налог на алкоголь, но это не приводит к заметному улучшению ситуации.  

В финском обществе сегодня все  чаще говорят о том, что финны  как нация выиграют, если вернутся к тем ограничениям в торговле спиртным, которые существовали в  стране пять лет назад.

"Движение за трезвость"

В конце 1800 годов Финляндии стала  частью, зародившегося в Северной Америке и Северных странах, движения за трезвость. Этому способствовали близкие отношения с Северными  странами, особенно со Швецией. На рубеже 18-го и в начале 19-го  столетий действительно можно было сказать, что в Финляндии трезвость была "народной религией". В годы Первой мировой войны финская армия была абсолютно непьющей.

Во время войны и сразу  после нее в стране ввели так  называемый индивидуальный контроль над  продажей. Глава семьи или лицо в возрасте не менее 21 года, должен был  зарегистрироваться в ближайшем  магазине по месту жительства (это  называлось "системой Брата"). Там  он получал разрешение на ежемесячную  покупку четырех литров спиртного.

Покупки алкоголя тщательно записывались, и, если количество алкоголя становилось  большим, специальные контролеры могли  изъять у покупателя его разрешение. Такая система охватывала всю  страну, но к началу 60-х годов от нее отказались, как от нерентабельной.  Разрешение превратилось в личную, "винную карточку", и покупки больше не регистрировались. Винная карточка была изъята из обращения в 1971 году.

Информация о работе Зарубежный опыт демографической политики