Зарубежный опыт демографической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть варианты решения проблемы депопуляции населения в различных странах, пути борьбы с алкоголизацией населения, а так же способы решения проблемы бедности в различных странах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..................3

1. Решение проблемы депопуляции в развитых странах……………………….4
1.1 Социальная поддержка семьи в США……………………………………….7
1.2 Социальная поддержка семьи в ЕС………………………………………….8
1.3 Демографическая политика в Швеции………………………………………9
1.4 Социальная поддержка семьи и материнства в Германии………………..10
1.5 Социальная поддержка семьи в Финляндии……………………………….11
1.6 Социальная поддержка семьи в Бельгии…………………………………...12
1.7 Семейная политика Франции…………………………………………….....13
2. Другие демографические проблемы и пути их решения в разных странах мира……………………………………………………………………………….25
2.1 Проблема алкоголизации населения………………………………………..25
2.2 Мировой опыт борьбы с бедностью………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая по демографии.docx

— 210.14 Кб (Скачать)

Филиал  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» в г. Брянске

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное  управление

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ

 

 

 

 

Студент

Ивановский Андрей Игоревич ГСО-09

 

 

Научный руководитель

Верхутина Марина Вячеславовна

кандидат полит. наук доцент  кафедры

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..................3

 

 

 

1. Решение проблемы депопуляции в развитых странах……………………….4

1.1 Социальная поддержка семьи в США……………………………………….7

1.2 Социальная поддержка  семьи в ЕС………………………………………….8

1.3 Демографическая политика  в Швеции………………………………………9

1.4 Социальная поддержка семьи  и материнства в Германии………………..10

1.5 Социальная поддержка семьи  в Финляндии……………………………….11

1.6 Социальная поддержка семьи в Бельгии…………………………………...12

1.7 Семейная политика Франции…………………………………………….....13

2. Другие демографические проблемы и пути их решения в разных странах мира……………………………………………………………………………….25

2.1 Проблема алкоголизации населения………………………………………..25

2.2 Мировой опыт борьбы  с бедностью………………………………………..34

 

 

Заключение………………………………………………………………………36

 

 

 

Список литературы……………………………………………………………...38

 

 

 

Приложение……………………………………………………………………..39

 

 

Введение

Мы считаем, что значимость данной темы сложно переоценить. Сегодня в  России существует множество острых демографических проблем, которые требуют скорейшего решения, потому как данная проблема сегодня это вопрос национальной безопасности страны. Поскольку страна большая и протяженность границ велика Российской Федерации нужно иметь гораздо большее количество населения чем она имеет сейчас. Остро стоит проблема алкоголя в стране. Сегодня в среднем 1 человек в стране выпивает 15 литров чистого спирта в год. Существует еще одна серьезная демографическая проблема в России – это проблема бедности. Доля населения проживающего за чертой бедности даже по самым оптимистичным данным Росстата в 2011 году составил 12,8% от общего числа населения проживающего в стране, при норме 5%. На наш взгляд наиболее простой и быстрый способ разработки демографической политики это заимствования успешного опыта зарубежных стран. В свое время многие страны мира сталкивались и сегодня сталкиваются с теме же проблемами, что и Россия.

Объект: демографическая политика.

Предмет: Зарубежный опыт.

Целью данной работы является: рассмотреть  варианты решения проблемы депопуляции населения в различных странах, пути борьбы с алкоголизацией населения, а так же способы решения проблемы бедности в различных странах.

Задачи: рассмотреть виды социальной поддержки семьи в США, в Германии, Бельгии, Финляндии и Франции; выявить опыт борьбы с алкоголизацией населения в Польше, Франции, Великобритании, Финляндии, Германии и Белоруссии; рассмотреть пути борьбы с бедностью в США и Франции.

 

 

 

 

1. Решение проблемы депопуляции в развитых странах

История политики народонаселения  полна примеров и попыток использования экономических мер (пособия, налоговые и иные льготы) в качестве инструментов, призванных стимулировать брачность и рождаемость через уменьшение бремени расходов на детей, перераспределять доходы в пользу семей с детьми, выравнивать доходы семей с разным числом детей.

Так, римский император Август пытался  проводить политику стимулирования рождаемости через привилегии семьям с детьми и наказание холостяков. Принуждая граждан репродуктивного  возраста к длительному супружеству Август надеялся получать от семей большее потомство.

В XVII-XVIII веках многие европейские  государства проводили политику, направленную на поощрение деторождения. Политика включала: поощрение вступления в брак премиями, введение налогов  на холостяков, снижение налогов при  раннем вступлении в брак, освобождение от налогов лиц с большим количеством  детей, другие привилегии семьям с детьми.

Развитие демографической политики во второй половине ХХ века в европейских  странах демонстрировало разнообразие теоретических подходов, принципов  и практических мер поддержки  с детьми, но лишь немногие страны (Франция, СССР, страны Восточной Европы) ставили  целью политики стимулирование рождаемости  и роста населения.

Основные меры политики, призванной воздействовать на рождаемость с  целью ее повышения, могут включать в себя:

- финансовую помощь семьям (семейные  пособия; налоговые льготы семьям  с детьми; субсидии на жилье,  специальные целевые займы определенным  категориям семей; гранты на  образование);

- помощь трудящимся, имеющим семейные  обязанности (отпуска матерям  и отцам в связи с рождением  и воспитанием детей; специальные  льготы женщинам в области  занятости-- работа на дому, неполное рабочее время, гибкий график работы ит.д.; развитие системы дошкольного образования).

К оценке эффективности такой политики специалисты подходили и подходят крайне осторожно.

Подавляющее большинство западных зарубежных специалистов в ХХ веке (П.Момберт, Л.Борткевич, М.Пульезе, Б.Берельсон, Х.Элдридж, В.Борри, Д.Гласс, Н.Кейфиц и др.) крайне скептически оценивали возможности политики народонаселения повлиять на изменение демографической ситуации. Примеры позитивной оценки результатов реализованной политики встречаются в работах специалистов лишь небольшого числа стран: ЧССР (70-е годы), СССР (80-е годы), Франция, Китай.

В ряде работ зарубежных экспертов  отмечалось, что неэффективность  политики народонаселения, возможно, объясняется  попытками добиться результатов  при крайне низких затратах. Чтобы  влиять на демографическое поведение (на брачность и рождаемость) пособия, льготы и штрафы, фискальные (налоговые) и другие меры должны быть куда более масштабными, чем те, которые мы встречаем в практике ряда стран.

Следовательно, подразумевается, что  увеличение затрат на политику могло  бы дать более заметные результаты. Количественной оценки масштаба и уровня расходов, при которых политика становилось  бы результативной и эффективной  не проводилось.

В современной Европе расходы на семейные, материнские и детские  пособия составляют в среднем 2% или  чуть более от ВВП (в некоторых  странах до 4%).

Денежные выплаты, налоговые льготы и различные услуги, которые призваны уменьшить издержки родителей на воспитание детей, образуют так называемый "пакет детской помощи". Такой "пакет" существует во всех странах  ЕС и показывает, в какой мере общество разделяет с семьей ответственность  за детей. Совокупный доход семьи  повышается за счет снижения семейных налогов и взносов, а также  получения предоставляемых семьям с детьми прямых пособий и льгот, как зависящих, так и независящих  от доходов. Он понижается в результате дополнительных затрат на воспитание детей (медицинское обслуживание, присмотр за маленькими детьми, дошкольное воспитание, обучение в школе и некоторые другие). Многие страны предоставляют семьям с детьми налоговые льготы, которые иногда составляют значительную часть всего "пакета".

Опыт европейских стран свидетельствует  о том, что высокий уровень  затрат на семейные пособия (в сочетании  с другими мерами поддержки семей  с детьми) может способствовать подъему  рождаемости.

В странах, где уровень расходов на семейные пособия в 80 - 90-е годы и начале нового века оставался высоким (более 2% от ВВП) наблюдался рост рождаемости и сохранение достигнутого уровня после роста, либо небольшое снижение:

Бельгия - коэффициент суммарной  рождаемости (число рождений на 1 женщину  условного поколения) вырос с 1,51 в 1985г. до 1,66 в 2000г. (уровень расходов в 2000г.- 2,43% от ВВП);

Германия- рост рождаемости с 1,25 в 1990г.до 1,40 в 2003г.(расходы - 3,13% от ВВП);

Дания- рост рождаемости с 1,45 в 1985г. до 1,76 в 2003г.(расходы- 3,77% от ВВП);

Норвегия- рост рождаемости с1,68 в 1985г. до 1,93 в 1990г.(расходы- 3,77% от ВВП);

Финляндия- рост рождаемости с 1,63 в 1980г. до 1,81 в 1995г.(расходы- 3,15% от ВВП);

Франция- рост рождаемости с 1,71 в 1995г. до 1,89 в 2003г.(расходы- 2,85% от ВВП);

Швеция- рост рождаемости с 1,50 в 1998г. до 1,71 в 2003г.(расходы- 3,49% от ВВП);

В Испании и Италии, где расходы были наименьшими (менее 1), рождаемость оставалась на самом низком уровне среди европейских стран (1,2-1,3).

Анализ семейной политики в европейских  странах показывает, что срабатывают  не только пособия, а комплекс мер, куда входят весомые пособия.

Так, повышение рождаемости в  Швеции в1980-x годах, было обусловлено  сочетанием благоприятной экономической  обстановки, низкой безработицы, терпимого  отношения к работающим матерям  и отцам и улучшения условий  приема на работу. В1990-х годах женская занятость в Швеции была одной из самых высоких в мире и составляла 83%отобщего числа женщин трудоспособного возраста.

Во Франции, где рождаемость  одна из самых высоких в Европе, не только эффективная и адресная система семейных пособий, но и бесплатное содержание детей в дошкольных учреждениях (причем независимо от доходов семьи) при почти 100% охвате детей дошкольного  возраста.

Слова бывшего французского Президента В.Жискар Д`Эстена, произнесенные в 1978г.: "Общество, неспособное обеспечить возобновление поколений, - преступно", могли бы быть серьезнейшим упреком и бездействию власти, и общественному равнодушию, и инертности ученых-демографов. Сегодня рождаемость во Франции, проводящей активнейшую поддержку семьи, одна из самых высоких в Европе - 1,9ребенка на1женщину. А в России - 1,3.

2. Опыт социальной поддержки семей в развитых демократических странах

1.1 Социальная поддержка семьи в США

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется  в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью  и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически  в каждом регионе страны.

В США ведется большая работа по социальной поддержке семьи. Одним  из направлений такой работы является социальная работа с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги:

- организация специальных групп  профессионального обучения для  родителей, обеспечение помощи  по трудоустройству;

- обеспечение присмотра за детьми  работающих в дневное и вечернее  время родителей;

- создание при городских центрах  здоровья служб для незамужних  матерей;

- создание и инспектирование  детских домов, работа с приемными  семьями, наблюдение за адаптацией  ребенка в новой семье;

- развитие социальных служб  помощи детям в получении образования,  помощи родителям в ведении  домашнего хозяйства и т.д.

Подобные услуги оказываются и  другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

1.2 Социальная  поддержка семьи в ЕС.

В рамках системы охраны материнства и детства в странах  ЕС осуществляются как минимум следующие  мероприятия: 1) медицинское обслуживание женщин в период беременности, родов  и послеродовой период; 2) предоставление декретного отпуска и его оплата; 3) наблюдение за новорожденным и  здоровьем детей младшего возраста; 4) выплата основных (базовых) и дополнительных пособий на детей; 5) предоставление родительского отпуска для воспитания детей; 6) ссуды и налоговые льготы для приобретения или аренды жилья и некоторые другие дотации. В девяти странах ЕС охрана материнства охватывает все женское население (в Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Финляндии и Швеции). В других странах ЕС - только застрахованных женщин, как работающих, так и иждивенцев застрахованных работников; они получают семейные пособия.

Самым распространенным и  значимым для населения стран  Западной Европы является декретный  отпуск роженице, его продолжительность  и размер оплаты. Затем к этому  пособию добавляется ряд других форм поддержки семей. Самая высокая  продолжительность декретного отпуска  отмечена в Швеции (64 недели), Норвегии (53 недели), Дании (30 недель) и в Италии (21 неделя). Наиболее короткий отпуск по беременности на сегодня зафиксирован в Германии, Бельгии (14 недель) и в  Финляндии (15 недель). В большинстве  стран ЕС этот показатель находится  в пределах 16-18 недель.

Денежные размеры льгот для детей в странах ЕС (в евро)

Льготы на детей

Первый ребенок

Второй ребенок

Третий ребенок

Четвертый ребенок

Лимит доходов

Люксембург

216

255

362

392

Не ограничен

Германия

154

154

154

179

Не ограничен

Ирландия

150

150

185

185

Не ограничен

Бельгия

93

181

258

258

Не ограничен

Австрия

149

142

229

191

Не ограничен

Дания

125

125

125

125

Не ограничен

Швеция

116

127

155

211

Не ограничен

Финляндия

100

111

131

152

Не ограничен

Великобритания

112

75

75

75

Не ограничен

Голландия

77

77

77

77

Не ограничен

Франция

 

139

217

238

Не ограничен после 1-го ребенка

Венгрия

47

55

75

9

Не ограничен

Кипр

37

50

161

227

Не ограничен

Литва

25

25

34

20

Не ограничен

Румыния

24

25

27

20

Не ограничен

Эстония

19

19

19

19

Не ограничен

Греция

0

25

55

67

Не ограничен

Словакия

16

16

16

16

Не ограничен

Латвия

11

14

18

21

Не ограничен

Италия

74

72

72

72

67 тыс. в год

Португалия

20

20

20

20

26,3 тыс. в год

Мальта

34

50

65

61

23 923 в год

Словения

26

31

36

36

14399 в год

Чехия

18

19

19

19

11400 в год

Испания

24

24

24

24

11 тыс. в год

Польша

16

16

16

16

4752 в год

Болгария

11

12

12

12

Не ограничен

Информация о работе Зарубежный опыт демографической политики