Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать основные факторы, влияющие на различия в размерах пенсионных накоплений и на размере ежемесячных выплат у мужчин и у женщин; определить, как внедрение нового пенсионного законодательства отразится на разрыве в размерах пенсий у мужчин и у женщин, а также выработать основные рекомендации по его совершенствованию.
Основные задачи:
• проанализировать основные тенденции изменений в соотношении численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации;
• определить степень влияния экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии;
• исследовать зависимость между трудовым стажем женщин и мужчин и размером пенсии;
• проанализировать проблему равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения с позиции нового пенсионного законодательства;
• исследовать влияние условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
• рассмотреть современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин.
Объект – тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации.
Предмет – проявления гендерного неравенства в пенсионном обеспечении, связанные с переходом на трёхуровневую пенсию.

Оглавление

Введение
Глава 1. Влияние гендерных различий на размер пенсий в современной российской пенсионной системе
§ 1. Соотношение численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации
§ 2. Влияние степени экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии
§ 3. Влияние трудового стажа женщин и мужчин на размер пенсии
Глава 2. Современное российское пенсионное законодательство. Гендерный аспект
§ 1. Новое пенсионное законодательство и проблема равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения
§ 2. Современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин
Глава 3. Исследование факторов гендерной дискриминации в области пенсий
§ 1. Программа исследования
§ 2. Основные факторы гендерной дискриминации в области пенсионного обеспечения
§ 3. Выводы
Глава 4. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 1. Программа исследования
§ 2. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 3. Выводы
Заключение
Использованная литература
Приложение 1:
Диаграмма 1. Численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января
2004 г.
Диаграмма 2. Предположительная численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января 2016 г.
Приложение 2:
Таблица 1. Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы
Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
Таблица 3. Занятые по отраслям экономики на конец ноября 2001 г.
Таблица 4. Занятые в экономике по группам занятий на конец ноября 2001 г.
Таблица 5. Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 586.50 Кб (Скачать)

По данным Федеральной  службы государственной статистики // http://www.gks.ru

Как видно из таблицы 7, дифференциация в заработной плате по округам в 2 раза, по пенсиям - только 20-30%. По максимуму, если взять самый высокооплачиваемый - Ханты-Мансийский национальный округ - главный газодобывающий анклав, где получают максимальную для российских регионов заработную плату 15 тыс. руб. женщины и 24 тыс. руб. - мужчины (2004 г.), все равно пенсии у тех и других чуть выше 3 тыс. руб. (3019 у женщин и 3058 у мужчин).

Следовательно, в сфере пенсий есть задача общего кардинального повышения пенсий и вывод их на достойный человека уровень, независимо от пола, и есть гендерноориентированная ее часть - более справедливая пенсия у мужчин с учетом их трудового вклада в тяжелых и вредных отраслях экономики.

Решение указанных проблем имеет в виду часть общих мер, и часть различных механизмов. В том числе постоянную гендерную оценку происходящего, которая возможна на базе чисто математического мониторинга, ныне весьма затруднительного из-за узкого круга учета статистикой Пенсионного фонда необходимых показателей по мужчинам и женщинам. Предлагается ввести в отчетность данные о численности и размерах пенсий по полу не только в среднем по всем пенсионерам, но и по их гендерным категориям.

Если проанализировать события 2005 г., то они оказали на пенсионное реформирование существенное влияние. Дело в том, что государство сократило источник формирования трудовых пенсий, снизив выплачиваемый работодателями тариф с 28% к фонду заработной платы до 20% по мотивам снижения налогов с предпринимателей в целях стимулирования их экономической деятельности. Результатом такого действия явился дефицит Пенсионного фонда, который пришлось дотировать из бюджета. Расчеты на будущее показывают, что если не произойдут определенные изменения в условиях начисления пенсий, этот дефицит будет нарастать и достигнет к 2010 г. 500 млрд. руб., и к 2015 г. 800 млрд. руб16. В связи с этим неизбежны изменения в действующих условиях пенсионного страхования, среди которых:

    • повышение пенсионного возраста;
    • увеличение нормативного стажа для назначения пенсии в полном объеме (по сути, опять учет стажа работы, но по страховым выплатам);
    • увеличение стоимости страхового года, в том числе возмещения нестраховых периодов (деторождение у женщин, армия у мужчин);
    • увеличение стимулов к участию в пенсионных взносах самих работников, либо в виде их дополнительного обложения, либо на фоне включения в заработную плату (цену труда) приходящегося на индивида взноса;
    • рационализация выплат работающим пенсионерам с учетом грядущих демографических трансформаций, включая сокращение численности учащихся - детей и молодежи, а с ним и сокращение работающих пенсионеров, прежде всего учителей и преподавателей, также врачей на базе реформы здравоохранения, это предусматривающей;
    • расширение круга плательщиков пенсионных взносов за счет субъектов самозанятости, микробизнеса, неформальной занятости, возможно, путем перехода от социальной пенсии к пособию по бедности для нуждающихся из бюджета социальной защиты на местах и др.; или проверок причин отсутствия стажа.

Нетрудно заметить, что первым объектом трансформаций в поисках улучшения финансового положения Пенсионного фонда окажутся женщины.

Основные выводы:

      1. Главный фактор улучшения пенсий у мужчин - переход от ограничений прежней системы к новому порядку пенсионного страхования с опорой на собственные силы на фоне снижения сверхсмертности и увеличения продолжительности жизни.
      2. Главный фактор улучшения положения женщин в пенсионной сфере - преимущественный рост оплаты труда, переход на принцип равной оплаты за равный труд на фоне общего повышения цены труда, в том числе в государственном секторе занятости, смягчения профессиональной сегрегации и улучшения продвижения по службе.
      3. В России существует проблема дифференциации пенсий в зависимости от заработной платы, как у женщин, так и у мужчин, в особенности.
      4. Доля женщин–получателей пенсии в пенсионной системе постоянно повышается в основном по количественному фактору - растет их доля в населении, ибо мужская смертность выше, хотя и женская в последнее время "подрастает". При этом в целом увеличение числа пенсионеров происходит не столько по старости, сколько по инвалидности.
      5. В сфере пенсий существует необходимость общего кардинального повышения пенсий и вывод их на достойный человека уровень, независимо от пола, и есть гендерноориентированная ее часть - более справедливая пенсия у мужчин с учетом их трудового вклада в тяжелых и вредных отраслях экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин

Объект исследования: проблема влияния условно-накопительного принципа на размер трудовой пенсии по старости у мужчин и у женщин.

Предмет исследования: средний размер трудовой пенсии по старости в марте 2006 г. и  в марте 2007 г. у мужчин и у женщин, проживающих в Московском районе Санкт-Петербурга.

Цель исследования: проанализировать проблему влияния условно-накопительного принципа на размер трудовой пенсии по старости у мужчин и у женщин.

Задачи исследования:

    • проанализировать статистические данные по проблеме влияния условно-накопительного принципа на размер трудовой пенсии по старости у мужчин и у женщин;
    • определить и сравнить средний размер трудовой пенсии по старости в марте 2006 года и в марте 2007 года у мужчин и у женщин, проживающих в Московском районе Санкт-Петербурга;
    • сравнить средний размер трудовой пенсии по старости у мужчин и у женщин в марте 2007 года со средним прожиточным минимумом в соответствующем периоде

Гипотеза: если существующий условно-накопительный принцип пенсионного обеспечения  будет продолжать действовать и развиваться, то  разрыв в размерах пенсий у мужчин и женщин будет увеличиваться.

Основной метод исследования: анализ статистических данных.

 

Размер пенсии у женщин (руб.)

Размер пенсии у мужчин (руб.)

Порядковый №  респондента

март 2006

март 2007

март 2006

март 2007

1

2689.48

2990.90

2978.36

3336.77

2

3078.36

3455.80

2563.37

2851.92

3

3104.54

3420.96

3132.44

4529.43

4

3335.24

3681.40

3990.97

4421.66

5

2651.41

2951.31

6314.68

6948.65

6

2926.88

3276.72

3857.39

4327.86

7

2293.37

2547.11

3990.97

4421.66

8

2366.45

2638.25

3205.30

4611.68

9

2556.37

2891.51

6716.06

7372.98

10

1885.04

2086.15

2872.40

3158.90

11

3990.97

4421.65

3241.9

3670.16

12

3444.52

3921.39

6629.93

7266.40

13

2915.54

3249.49

6786.34

7479.27

14

2722.91

3032.02

6404.68

7781.31

15

2103.32

2359.12

7314.70

8034.62

16

2267.55

2515.96

6398.57

7034.9

17

2882.14

4274.90

6866.73

7528.13

18

3386.57

3036.97

6393.12

7004.67

19

3036.70

3386.57

6094.98

6692.17

20

3881.66

4326.35

6629.93

7266.40

21

3725.48

4121.94

7314.70

8034.62

22

3095.80

3411.09

6398.57

7034.9

23

3990.97

4491.66

6866.73

7528.13

24

3447.56

3820.29

5449.96

6026.83

25

3310.99

3665.62

3036.97

3386.57

26

3663.10

4073.26

2913.47

3205.60

27

3074.80

2797.93

3885.11

4666.68

28

3973.06

3581.15

3990.97

4421.66

29

3040.78

3371.91

6934.28

7588.20

30

4087.81

4545.03

5241.77

5791.81

31

2958.65

3143.37

2613.67

3436.28

32

4801.71

4327.62

2998.30

3550.15

33

3016.48

2327.07

4275.80

4985.92

34

2986.72

3350.13

5808.80

7423.84

35

2864.72

3169.26

3281.48

3662.59

36

2378.21

2669.86

4110.97

4931.66

37

2314.44

2570.90

6986.72

7528.12

38

3742.49

4106.35

3112.49

3471.82

39

3990.97

4421.66

3298.24

4011.06

40

2781.96

3108.62

3858.33

4268.53

41

3007.20

3323.44

2656.02

3984.83

42

2563.37

2880.01

7110.78

7809.25

43

2149.22

2418.25

3131.79

3488.03

44

2303.69

2568.20

7110.75

7809.21

45

2540.75

2831.77

3266.99

3687.74

46

1465.79

1335.51

4094.07

4535.60

47

2666.62

2975.16

3012.14

3515.61

48

2906.43

3239.20

3329.17

3768.43

49

3036.97

3387.69

2767.98

3082.91

50

2759.32

3073.13

3630.89

3814.40

Средний размер пенсии (руб.)

3003.31

3271.44

4697.42

5323.81


По данным Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга Отдел персонифицированного учета и взаимодействия с застрахованными лицами

 

Таким образом, средний размер трудовой пенсии по старости у женщин в марте 2006 года составляет 3003.29 рублей, у мужчин – на 1694.13 рублей или на 56,41% (если взять средний размер трудовой пенсии по старости у женщин за 100%) больше. В марте 2007 года разница в размере трудовой пенсии по старости составляет уже 2052.37 рублей (62,74%). Увеличение разрыва в размерах пенсий у мужчин и у женщин обусловлено, прежде всего, разной величиной страховых взносов на страховую и накопительную часть пенсии, которая, в свою очередь, зависит от размера заработной платы.

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2007 года №128 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за IV квартал 2006 года»17 величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге за IV квартал 2006 года составляет:

в расчете на душу населения - 3544 руб. 30 коп.;

для трудоспособного населения - 4045 руб. 00 коп.;

для пенсионеров - 2611 руб. 40 коп.;

для детей - 3101 руб. 60 коп.

Если сравнить величину прожиточного минимума в Санкт-Петербурге  за IV квартал 2006 года в расчете на душу населения и средний размер трудовой пенсии по старости у жителей Московского района Санкт-Петербурга за март 2007 года, то можно получить следующие цифры: средний размер трудовой пенсии по старости у женщин меньше величины прожиточного минимума на 272 рубля 86 копеек, у мужчин, наоборот, пенсия превышает прожиточный минимум на 1779 рубля 51 копейку.

Вывод: полученные в ходе анализа данных социальной статистики результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что если существующий условно-накопительный принцип пенсионного обеспечения  будет продолжать действовать и развиваться, то  разрыв в размерах пенсий у мужчин и женщин будет увеличиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной пенсионной системе Российской Федерации гендерные различия существенно влияют на размер пенсии.  Сложно говорить о том, что новая пенсионная реформа обеспечит равные права и возможности женщинам по сравнению с мужчинами. Вот почему очень важно исследовать основные факторы, влияющие на различия в размерах пенсионных накоплений и на размере ежемесячных выплат у мужчин и у женщин; определить, как внедрение нового пенсионного законодательства отразится на разрыве в размерах их пенсий, что и являлось целью данной курсовой работы.

Основные выводы:

1. Исходя из статистических данных, можно заключить, что количество женщин в Российской Федерации преобладает над количеством мужчин за счет более старших возрастов. Средняя продолжительность жизни у женщин приблизительно на 11 – 13 лет выше, чем у мужчин. Более того, результаты переписи 2002 года показывают, что диспропорция полов омолодилась. Биологически предопределенное превышение численности мужского населения над женским исчерпано уже в группе 25-29 лет. В возрастах 30 лет и старше женщин становится все больше по сравнению с мужчинами-сверстниками - из-за более высокой смертности последних.

2.  Статистика показывает, что уровень экономической активности больше у мужчин, чем у женщин, что связано с их определенными гендерными ролями в обществе. Такая же тенденция наблюдается по заработной плате. В дальнейшем, это будет  значительно влиять на различия в размерах пенсий у мужчин и женщин.

3. Еще один важный аспект, существенно влияющий на размер пенсии – это трудовой стаж. Продолжительность трудовой деятельности женщин при прочих равных условиях на пять лет короче, чем у мужчин. Это связано с более ранним выходом на пенсию. Если сюда добавить перерывы в трудовом стаже в связи с рождением ребенка, то разрыв станет еще более существенным.

4. В целом можно сказать, что введение в действие нового пенсионного законодательства еще более увеличило разрыв в размере пенсии. Гендерные различия в сфере пенсионного обеспечения ярко проявили себя.

Во-первых, средний размер заработной платы женщин ниже, чем у мужчин, а, следовательно, и размер отчислений на формирование пенсионных накоплений будет ниже.

Во-вторых, продолжительность отчислений у мужчин будет дольше, т. к. их трудовой стаж изначально длиннее на пять лет, а, следовательно, и сумма отчислений будет больше.

В-третьих, продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин.

Эти условия негативно скажутся на размере пенсионных накоплений и на размере ежемесячной выплаты женщин. 

Для сокращения гендерных различий в рамках самой пенсионной системы представляется целесообразным проведение в рамках пенсионной реформы следующих мероприятий:

  • обеспечить права наследования накопленных пенсионных средств пережившим супругом (возможно только супругой) и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного лица, как это было предусмотрено в Программе

пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463;

Информация о работе Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России