Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать основные факторы, влияющие на различия в размерах пенсионных накоплений и на размере ежемесячных выплат у мужчин и у женщин; определить, как внедрение нового пенсионного законодательства отразится на разрыве в размерах пенсий у мужчин и у женщин, а также выработать основные рекомендации по его совершенствованию.
Основные задачи:
• проанализировать основные тенденции изменений в соотношении численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации;
• определить степень влияния экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии;
• исследовать зависимость между трудовым стажем женщин и мужчин и размером пенсии;
• проанализировать проблему равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения с позиции нового пенсионного законодательства;
• исследовать влияние условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
• рассмотреть современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин.
Объект – тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации.
Предмет – проявления гендерного неравенства в пенсионном обеспечении, связанные с переходом на трёхуровневую пенсию.

Оглавление

Введение
Глава 1. Влияние гендерных различий на размер пенсий в современной российской пенсионной системе
§ 1. Соотношение численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации
§ 2. Влияние степени экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии
§ 3. Влияние трудового стажа женщин и мужчин на размер пенсии
Глава 2. Современное российское пенсионное законодательство. Гендерный аспект
§ 1. Новое пенсионное законодательство и проблема равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения
§ 2. Современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин
Глава 3. Исследование факторов гендерной дискриминации в области пенсий
§ 1. Программа исследования
§ 2. Основные факторы гендерной дискриминации в области пенсионного обеспечения
§ 3. Выводы
Глава 4. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 1. Программа исследования
§ 2. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 3. Выводы
Заключение
Использованная литература
Приложение 1:
Диаграмма 1. Численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января
2004 г.
Диаграмма 2. Предположительная численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января 2016 г.
Приложение 2:
Таблица 1. Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы
Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
Таблица 3. Занятые по отраслям экономики на конец ноября 2001 г.
Таблица 4. Занятые в экономике по группам занятий на конец ноября 2001 г.
Таблица 5. Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 586.50 Кб (Скачать)

2. Иногда можно услышать предложения  обратиться к зарубежному опыту  «наказания» за досрочный выход  на пенсию путем снижения ее  размера. В этом случае человек, выходящий на пенсию раньше  так называемого «нормального» пенсионного возраста, получает даже при наличии необходимого трудового или страхового стажа пенсию с «дисконтом», т. е. умноженную на определенный понижающий коэффициент. У нас, как правило, эта идея выдвигается в «пакете» с повышением нормативного пенсионного возраста и сводится к тому, что возраст можно поднять, например, на пять лет, но оставить гражданам право становиться пенсионерами в прежние 55 и 60 лет, однако с заметным уменьшением пенсии. По сравнению с действующими в России практиками назначения досрочных пенсий, это, конечно, шаг вперед. Но обычно дисконтирующие коэффициенты применяются в системах, где размер пенсии известен заранее, как это было в российском законодательстве до 2002 года. В системах же, где размер пенсии определяется общей суммой уплаченных страховых взносов, как это предполагается в новом законодательстве, такие дисконтирующие схемы не предусмотрены. Кроме того, ценность отдыха, как правило, перевешивает материальные потери от досрочного оформления пенсии, и такие законодательные «лазейки» — важный источник снижения фактического пенсионного возраста в развитых странах.

3. Альтернативой выступает модель  расчета пенсионных выплат, при  которой правилами системы устанавливается  лишь размер отчислений. Размер  пенсии зависит от совокупного объема отчислений и ожидаемого периода получения пенсии в момент обращения за ней. Эта модель получила название системы «с установленным размером взносов». Пенсия в такой модели полностью учитывает вклад человека в пенсионную систему. Она также снижается в случае повышения продолжительности жизни, побуждая людей работать дольше. Экономисты считают, что данный порядок приобретения пенсионных прав не содержит стимулов к более раннему оформлению пенсии и, таким образом, может рассматриваться как эффективный способ автоматического повышения пенсионного возраста без специальных изменений законодательства.

Первоначально планировалось, что по такому принципу расчета пенсионных выплат будут исчисляться страховая и накопительная части трудовой пенсии в России. Это позволило бы в дальнейшем снять с политической повестки дня неприятный вопрос об изменении границ пенсионного возраста. Реальная ситуация лишь очень отдаленно напоминает теоретическую модель. Во-первых, в пенсионную формулу был внесен фиксированный период получения пенсии и, таким образом, разрушен механизм автоматического приспособления системы к демографическим изменениям. Во-вторых, новое пенсионное законодательство предоставило всем пенсионерам право работать, получая пенсию в полном размере и пересчитывая ее по итогам каждого отработанного года. Таким образом, при сохранении норм действующего законодательства даже в отдаленной перспективе правила расчета пенсии вряд ли будут способствовать более позднему обращению за ней.

Таким образом, существуют серьезные сомнения в том, что какой-либо из рассмотренных вариантов косвенного повышения пенсионного возраста окажется эффективным. На мой взгляд, нужно переключить внимание с проблемы регулирования общеустановленного пенсионного возраста (55 и 60 лет) на то, как и на каких основаниях в действительности оформляются пенсии.

Обратим внимание и еще на один важный аспект, который оказывает существенное влияние на размер пенсии – это трудовой стаж. Продолжительность трудовой деятельности женщин при всех прочих равных условиях на пять лет короче, чем у мужчин. Это связано с более ранним выходом на пенсию (55 лет). Если сюда добавить перерывы в трудовом стаже в связи с рождением ребенка, то разрыв станет еще более существенным.

Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

По предоставлению медицинского свидетельства, удостоверяющего предполагаемый срок ее родов, женщина имеет право на отпуск по беременности и родам. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет, по меньшей мере, 12 недель и включает период обязательного послеродового отпуска.6

По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. Но в силу существующих в России традиций функции ухода за ребенком обычно выполняет мать.

 Таким образом, для женщин характерна высокая концентрация на менее оплачиваемых работах, работах в режиме неполной рабочей недели, перерывы в занятости, связанные с уходом за детьми, престарелыми и нетрудоспособными. На перечисленные особенности женской занятости накладываются особенности устройства современной системы пенсионного обеспечения. Это различие приводит к разнице в приобретении пенсионных прав, когда суммарные отчисления женщин на пенсионное обеспечение меньше, чем суммарные отчисления мужчин.

                      Разницу в пенсионных правах  также добавляет и стаж уплаты  страховых взносов, который как  мы видели на 5 лет меньше чем  у мужчин. Необходимо учитывать  и тот факт, что в жизни женщины могут возникать более длительные периоды, в течение которых она не может получать заработную плату (периоды по беременности, родам и уходу за ребенком), и соответственно за нее не будут уплачены страховые взносы. В будущем это отразится на величине пенсионных прав женщины для страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное российское пенсионное законодательство. Гендерный аспект

§ 1. Новое пенсионное законодательство и проблема равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения

Что же происходит в области пенсионного обеспечения женщин и мужчин с введением в действие пенсионной реформы?

Рассмотрим следующую таблицу, касающуюся численности пенсионеров и среднего размера начисленной пенсии. (См. Приложение 2, таблица 5).

Объективно понятно, что женщины пенсионного возраста преобладают в Российской Федерации, однако средний размер назначенных пенсий больше у мужчин.

В начале 30-х гг. введена дифференциация возраста выхода на пенсию по признаку пола. Сегодня эта дифференциация закреплена в Законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17. 12. 2001 г. 7

В частности право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". 8

Устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

    1. трудовая пенсия по старости;
    2. трудовая пенсия по инвалидности;
    3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

    1. базовой части;
    2. страховой части;
    3. накопительной части.

         Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 года она составляла 450 рублей, за прошедший период она несколько раз индексировалась и на 1 августа 2006 года она составила 2070 рублей 19 копеек.

         Страховая  часть устанавливается в зависимости  от суммы страховых взносов, эта  часть пенсии финансируется по  распределительному методу (т.е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за страховое лицо в течение всей его трудовой деятельности, начиная с 1 января 2002 года, деленное на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий. 

                 Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.  

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

    1. базовой части;
    2. страховой части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

До введения в действие пенсионной реформы различия в трудовом стаже, вызванные разным временем выхода на пенсию практически не оказывали влияния на размер пенсии. Основными факторами, приводящими к более низкому размеру пенсий женщин, были, как мы видели из приведенных выше статистических данных, более низкий уровень заработной платы и выполнение женщинами семейных обязанностей, что приводило к снижению их общего трудового стажа.

С введением в действия условно-накопительного элемента трудовой пенсии ко всем прежним условиям добавится различие в пять лет в трудовом стаже, которое существенно скажется на размере этой составляющей.

         Из выше указанного следует, что пенсия является трёхуровневой, соответственно, и средства, которые направляются на пенсионное обеспечение работников распределены на три потока.

        Первая - часть налог 14%. Он поступает в федеральных бюджет и направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии. Базовая часть – это, можно сказать, гарантированная государством минимальная пенсия.

        Вторая – страховой взнос (8%; 14% - в зависимости от возраста застрахованного гражданина, в зависимости от принадлежности  работника к определённой возрастной группе), поступает непосредственно в Пенсионный фонд РФ. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счёте конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учётом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счёт.

Третья часть – страховой взнос (начиная с 2002 года), поступает в Пенсионный фонд РФ, отражается в специальной части индивидуального лицевого счёта конкретного работника и направляется на финансирование пенсий только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы. Направляемый на инвестирование, доход от которого так же фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. 9

            Для лиц 1966 года рождения и старше принципы пенсионной реформы задействованы не будут и они смогут получать пенсию только на ныне действующих основаниях. Правда, есть вариант работы с негосударственным пенсионном фондом с последующим получением негосударственной пенсии.

Для тех, кто родился после 1966 года, на накопительный счет будет направляться 6 процентов, и эта ставка останется неизменной в 2005-2007 годах.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются:

  1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей";
  2. период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 2002 года, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

Информация о работе Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России