Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать основные факторы, влияющие на различия в размерах пенсионных накоплений и на размере ежемесячных выплат у мужчин и у женщин; определить, как внедрение нового пенсионного законодательства отразится на разрыве в размерах пенсий у мужчин и у женщин, а также выработать основные рекомендации по его совершенствованию.
Основные задачи:
• проанализировать основные тенденции изменений в соотношении численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации;
• определить степень влияния экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии;
• исследовать зависимость между трудовым стажем женщин и мужчин и размером пенсии;
• проанализировать проблему равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения с позиции нового пенсионного законодательства;
• исследовать влияние условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
• рассмотреть современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин.
Объект – тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации.
Предмет – проявления гендерного неравенства в пенсионном обеспечении, связанные с переходом на трёхуровневую пенсию.

Оглавление

Введение
Глава 1. Влияние гендерных различий на размер пенсий в современной российской пенсионной системе
§ 1. Соотношение численности женщин и мужчин по возрастным группам в Российской Федерации
§ 2. Влияние степени экономической активности женщин и мужчин на размер их пенсии
§ 3. Влияние трудового стажа женщин и мужчин на размер пенсии
Глава 2. Современное российское пенсионное законодательство. Гендерный аспект
§ 1. Новое пенсионное законодательство и проблема равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения
§ 2. Современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин
Глава 3. Исследование факторов гендерной дискриминации в области пенсий
§ 1. Программа исследования
§ 2. Основные факторы гендерной дискриминации в области пенсионного обеспечения
§ 3. Выводы
Глава 4. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 1. Программа исследования
§ 2. Исследование влияния условно-накопительного принципа на размер пенсии по старости у мужчин и у женщин
§ 3. Выводы
Заключение
Использованная литература
Приложение 1:
Диаграмма 1. Численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января
2004 г.
Диаграмма 2. Предположительная численность и возрастной состав женщин и мужчин на 1 января 2016 г.
Приложение 2:
Таблица 1. Число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы
Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
Таблица 3. Занятые по отраслям экономики на конец ноября 2001 г.
Таблица 4. Занятые в экономике по группам занятий на конец ноября 2001 г.
Таблица 5. Численность пенсионеров и средний размер назначенных месячных пенсий

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 586.50 Кб (Скачать)

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Следует отметить, что стаж учитывается для определения размера пенсии только до 01.01.2002 года.

Накопительная система в чистом виде не учитывает фактически неравного положения в сфере занятости отдельных социальных групп работников и, в первую очередь, женщин.

Что же будет с пенсиями мужчины и женщины с введением новых условий формирования пенсий в свете пенсионной реформы в Российской Федерации. Размер базовой пенсии устанавливается законодательно и не зависит от стажа и заработной платы. Таким образом, эта составляющая трудовой пенсии будет одинакова у мужчин и женщин.

При расчете страховой части трудовой пенсии учитывается трудовой стаж и заработная плата, и эти факторы будут влиять на размер пенсии таким же образом, как и в дореформенный период. Более раннее окончание трудовой деятельности женщин не повлияет на размер пенсии, так как в расчете участвует не сам фактический стаж, выработанный после 01.01.2002 года, а сумма уплаченных страховых взносов.

Однако есть еще накопительная составляющая трудовой пенсии, которая зависит только от размера накоплений на пенсионном счете и остаточной продолжительности жизни человека. Гендерные различия в данной составляющей проявят себя наиболее ярко.

Во-первых, средний размер заработной платы женщин ниже, чем у мужчин, а, следовательно, и размер отчислений на формирование этих накоплений будет ниже.

Во-вторых, продолжительность отчислений у мужчин будет дольше, так как их трудовой стаж изначально длиннее на пять лет.

В-третьих, продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин.

Первые два условия негативно скажутся на размере пенсионных накоплений женщин. Третье – на размере ежемесячной выплаты.

Для более наглядного восприятия всего выше сказанного, рассмотрим следующий пример. Мужчина и женщина выйдут на пенсию в соответствии с установленным для них возрастом (мужчина в 60 лет, женщина в 55 лет). Трудовой стаж у обоих соответствует необходимому. Работают наши мужчина и женщина в одной области экономики и имеют среднюю заработную плату, соответствующую своим гендерным различиям, т.е. у женщины заработная плата составляет 63% от заработной платы мужчины (средний показатель 2001 года по всей экономике России).

Рассмотрим размер пенсии, которую они получат в соответствии с новым законодательством о пенсионном обеспечении в РФ.

Размер базовой составляющей пенсии у них будет одинаков. На размер страховой составляющей уже окажет влияние разница в заработной плате. Таким образом, у мужчины эта часть трудовой пенсии будет в 1,58 раза больше, чем у женщины. На размер накопительной составляющей трудовой пенсии будут влиять уже три фактора, что приведет к превышению размера пенсионных накоплений у мужчин в 1,81 раза больше, чем у женщин. И соответственно размер этой части пенсии у мужчин будет превышать в 1,94 раза размер пенсии женщины.

Так как влияние каждой из трех составляющих не одинаково на размер всей пенсии в целом, то в среднем размер пенсии мужчины будет превышать размер пенсии женщины в 1,5 раза.

Влияние прочих гендерных факторов будет только увеличивать этот разрыв.

Как мы видим, введение накопительного принципа пенсионного обеспечения не добавит равноправия между мужчинами и женщинами в сфере пенсионного обеспечения, так как накопительный принцип можно считать справедливым только в обществе с равными правами и возможностями. В настоящей России принцип равноправия мужчин и женщин декларируется практическими всеми законодательными актами, как международного уровня, принимаемыми за образец, так и внутренними. Однако, в действительности, как мы видели из статистических данных, возможности у мужчин и женщин практически не равны. И чем шире будет внедряться новое пенсионное законодательство, тем больше будет разрыв в размерах пенсий у мужчин и женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Современные подходы к решению проблемы законодательного учета нестраховых периодов у мужчин и женщин

Новое пенсионное законодательство, важнейшим элементом которого является реализация принципов обязательного пенсионного страхования, предполагает, что при оценке пенсионных прав граждан учитываются только те периоды, за которые осуществлялась уплата страховых взносов в пользу лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Общепризнанные подходы к созданию систем пенсионного страхования предусматривают необходимость обеспечения гарантий сохранения пенсионных прав с учетом отдельных периодов, за которые страховые взносы не уплачивались.

В соответствии с Рекомендацией МОТ № 43 "Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца"10 (1933 г.) системы страхования, ограничивающие сохранение прав, вытекающих из уплаты взносов, должны гарантировать их сохранение на срок не менее 18 месяцев со дня уплаты последнего взноса. Одновременно предусматривается, что в системах страхования, в которых размер взносов устанавливается в зависимости от заработной платы, этот срок должен быть увеличен, по меньшей мере, до одной трети общей продолжительности периодов времени, за которые вносились взносы со времени вступления в систему страхования. При подсчете продолжительности этого срока периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать из-за болезни или из-за родов или оставалось без работы по не зависящим от него обстоятельствам, или же проходило военную службу ("воинскую повинность"), не должны считаться периодами времени, за которые взносы не вносились.

Согласно Рекомендации МОТ № 43 "государство должно вносить взносы за периоды отбывания обязательной воинской повинности лицами, застрахованными до начала военной службы".

Положения ст.11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в настоящее время предусматривают возможность засчитывать в страховой стаж наравне с периодами работы и периоды иной деятельности, включая период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) и период прохождения военной службы по призыву.

Обеспечить реальное повышение пенсионных прав граждан с учетом указанных периодов позволяет принятие государством обязательства передавать Пенсионный Фонд России (ПФР) средства, необходимые для возмещения уплаты страховых взносов. В ст.17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" зафиксирована необходимость возмещения из средств федерального бюджета страховых взносов за периоды прохождения военной службы и периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

После принятия Федерального закона № 167–ФЗ рассматривались различные варианты определения размеров и порядка такого возмещения, в частности, предполагающие дифференцировать подход к определению размеров возмещения за периоды военной службы и периоды ухода за ребенком. Предлагалось, например, возмещать уплату страховых взносов за периоды прохождения военной службы по призыву исходя из тарифов страховых взносов и размеров денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а средства на такое возмещение передавать в бюджет ПФР и отражать их поступление в индивидуальных лицевых счетах застрахованных при прохождении ими военной службы.

По итогам обсуждений была поддержана законодательная инициатива Правительства Российской Федерации, предусматривавшая, что сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение ПФР в связи с зачетом в страховой стаж соответствующих нестраховых периодов, должна определяться путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов.

Согласно положениям принятого 21 марта 2005 г. Федерального закона № 18–ФЗ11сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение уплаты страховых взносов, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого при назначении пенсии исчисляется страховая часть трудовой пенсии.

Стоимость страхового года – сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения. Данный показатель ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации исходя из тарифа страховых взносов и минимального размера оплаты труда (МРОТ) на начало соответствующего года.

Доверие населения к формируемой пенсионной системе зависит от успехов реализации и дальнейшего совершенствования системы обеспечения пенсионных прав граждан. В этой связи подходы к выполнению Федерального закона № 18–ФЗ имеют особое значение, так как затрагивают ряд проблем, находящихся в центре общественного внимания.

В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года12 демография названа острейшей проблемой современной России, и наиболее действенной мерой в этой области является материальная поддержка. Государство обязано предоставить в распоряжение женщины, родившей второго ребенка, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус и помог решить проблемы, связанные с приобретением жилья, получением детьми образования или увеличением накопительной части ее пенсии. По-настоящему престижной, подчеркнул Президент, должна стать и служба в Российской Армии. Человеку, защищающему Родину, необходимо иметь высокий общественный и материальный статус, прочные социальные гарантии.

В ряду соответствующих мер, несомненно, находится и учет указанных нестраховых периодов, оценку которых государству необходимо повышать. Одним из путей такого повышения могла бы стать работа по совершенствованию системы определения и утверждения стоимости страхового года. При существующих подходах учет, к примеру, трехлетнего нестрахового периода позволяет повысить размер пенсии на 26 руб. 45 коп. в месяц или менее чем на 2% среднего размера страховой части трудовой пенсии.

По действующей методологии, за один год военной службы по призыву или ухода за ребенком органам ПФР возмещается сумма, эквивалентная сумме страховых взносов за работника, получавшего минимальную заработную плату.

На практике суммы возмещения зачастую не достигают размера фактически уплаченных взносов. При определении стоимости страхового года не учитывается, что размер МРОТ в течение года повышается. Например, постановлением от 28 июля 2006 г. №46613 Правительством Российской Федерации утверждена стоимость страхового года на 2006 г. в размере 1344 руб. (800 руб./мес. х 0,14 х 12 мес.), тогда как МРОТ с 1 мая 2006 г. был повышен с 800 руб. до 1100 руб. в месяц2.

По мнению эксперта Государственной Думы Иванова А. Н., стоимость страхового года, например, могла бы устанавливаться с учетом МРОТ не на начало, а на конец года, тем более что сроки и размеры повышения МРОТ предусматриваются при принятии законов о федеральном бюджете. При принятии проекта закона о федеральном бюджете на 2007 г. предусматривается дальнейшее повышение минимума оплаты труда в 2007 г. до 2 тыс. руб. в месяц. Соответственно, возникает необходимость повышения стоимости страхового года.

Было бы целесообразно также рассмотреть вопрос и о дифференцированной оценке стоимости страхового года для военнослужащих и лиц, осуществляющих уход за ребенком.

Дело в том, что до 1 января 2002 г. учет в трудовом стаже периодов прохождения военной службы по призыву предусматривался в двойном, а периодов боевых действий – в тройном размере. Учет периодов ухода за ребенком осуществлялся в календарном порядке. Такие различия исходят из специфики несения военной службы по призыву, когда продолжительность еженедельного рабочего времени военнослужащих вдвое превышает законодательно установленную нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени – 40 часов в неделю. Для них гарантировано ежедневное предоставление "не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей"14 и "не менее одних суток отдыха еженедельно" с допущением отступлений даже от этих гарантий.

Необходимо обеспечить военнослужащим адекватные пенсионные права, во всяком случае, не ниже, чем у тех, кто трудится на работах с условиями труда, отличающимися повышенной интенсивностью и сложностью. Пока же, например, у пограничника, служившего на самых сложных и опасных участках Государственной границы, пенсионных прав за период службы меньше, нежели у сторожа, работавшего на минимальной ставке по графику, предусматривающему после каждого дежурства трое суток отдыха.

Для общества также чрезвычайно важно выполнение гражданами обязанности по уходу за детьми: это должно подчеркиваться не только гарантиями учета пенсионных прав, но и размером таких гарантий. Применяемый подход не учитывает различий в нагрузках женщины при уходе за ребенком (один или двойня, здоровый или больной и т.п.). Поэтому было бы целесообразно подходить к этому вопросу более дифференцированно, определяя стоимость страхового года при исчислении пенсии с учетом конкретных обстоятельств (неполная семья, многодетная, семья с ребенком-инвалидом и пр.).

В упомянутой Рекомендации МОТ № 43 предусматривается повышение пенсионных прав граждан путем предоставления отдельным категориям застрахованных права учитывать более продолжительные, нежели 18 месяцев, нестраховые периоды ухода за детьми.

Информация о работе Гендерный аспект пенсионного обеспечения в России