Внимание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

3 курс..doc

— 577.50 Кб (Скачать)

       Концентрация  внимания предполагает такую  сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, он будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Поиграйте с вашим  ребенком в игру "Три пункта", которая стимулирует развитие у  него объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом он должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни  в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови  какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань  рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни  столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши  в тетради название водоплавающей  птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласите в гости  друзей вашего ребенка. Ваши усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

       Для  развития внимания поиграйте  с ребенком в игру по типу  теста "корректурная проба". Эта игра поможет развить многие  свойства внимания: распределение,  переключаемость, объем и устойчивость.

       Для  игры подойдет любой текст  из газеты или старого журнала  с крупным шрифтом. Первичное  задание звучит так: "По сигналу  зачеркни все буквы "о"  одной чертой". Хорошо, если и  взрослый будет участвовать в  игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту ребенок. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры[17].

       Когда  задание будет выполнено, ребенок  и взрослый меняются текстами  с тем, чтобы проверить работу  друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если он с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: "Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: "Наверно, ошибка в этой строке", далее: "Посмотри в начале строки", "Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:

- попросите ребенка  искать две буквы и отмечать  их по-разному, например: перечеркивать  "о" и подчеркивать "а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем  тексте ошибки, пусть ребенок  их обнаружит;

- поиграйте с учетом  времени, проверьте, кто из  вас быстрее выполнит работу.

Подарите ребенку радость  победы, пусть он попробует ее вкус, он будет знать, к чему стремиться.

Пятая подсказка для  родителей: Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

       Вот  еще несколько игр для развития  внимания детей:

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте [17]

 

 

 

 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

       Н.Ф.  Добрынин писал, что необходимым  условием любой человеческой  деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является  высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

      Анализ  теоретических источников и результаты  экспериментального исследования  по развитию внимания у дошкольников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

     В основные  задачи по формированию внимания  входит не только его развитие  как отдельного психологического  процесса, но и формирование таких  черт личности, которые бы облегчили  переход произвольного внимания  в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие дошкольникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют в дальнейшем организацию учебно-воспитательного процесса.

 Данные, полученные в процессе исследовательской работы, доказали, что устойчивость и продуктивность внимания оказывают влияние на общий уровень развития внимания. Повышая устойчивость и продуктивность, повышаем уровень развития.

 

 

 

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Кондратьева, С. В. Практическая  психология: Учебно-методическое пособие [Текст] / С. В. Кондратьева// - Мн: Ред. Журн. Адукацыя i выхаванне-1997. – № 1.− С. 212

2 Щербаков, А. И. Практикум по  общей психологии [Текст] /                         А. И. Щербакова. - М: Педагогика, 1979. – 630 с.

3 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн  – СПб: Питер, 1999. – 781 с.

4 Немов, Р. С. Психология. Учебник  для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы  психологии.- 2-е изд. [Текст] /                               Р. С. Немов. - М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

5 Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.- 3-е изд. [Текст] /                               Р. С. Немов. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

6 Леонтьев, А. Н. Хрестоматия  по вниманию [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М. : Изд-во Московского университета, 1976.− 296 с.

7 Коломинский, Я. Л. Детская психология: Учеб. пособие [Текст] /                Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн: Университетское, 1988. – 399 с.

8 Столяренко, Л. Д. Основы психологии  [Текст] / Л. Д. Столяренко –     Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 510 с.

9  Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф. Н. Гоноболин.  – М: Просвещение, 1982. – 463 с.

10  Марцинковская, Т.  Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской.− М. : Гардарики, 2000. – 255 с.

11 Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев,  В. Я.Романов. – М: Флинта, 2002. – 540 с.

12 Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию [Текст] /  Л. С. Выготский. – М, 1976. – 780 с.

13  Мухина, В. С. Возрастная  психология : учебник для студ. вузов.  – 4-е изд. [Текст] / В. С. Мухина. – М : Изд. центр «Академия», 1999.− 456 с.

14 Урунтаева, Г. А.  Дошкольная психология : учебн. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений.  – 4-е изд. [Текст] / Г. А. Урунтаева.−  М : Изд. центр «Академия», 1999. –  366 с.

15 Райгородский, Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. «Бахрам-М», 2008. – 624с.

16 Сидоренко, Е. В. Методы математической  обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. – СПб: ООО «Речь», 2001. – 350с.

 

 

 

                                                                                      

                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец бланка методики «Найди и вычеркни».

                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Стимульный материал методики «Найди отличия».


Информация о работе Внимание дошкольников