Внимание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

3 курс..doc

— 577.50 Кб (Скачать)

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд  последовательных этапов:

       -  первые недели и месяцы жизни  ребенка характеризуются

появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного  признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

       - к  концу первого года жизни возникает  ориентировочно

      - исследовательская  деятельность как средство будущего  развития произвольного внимания;

      - начало  второго года жизни характеризуется  появлением

зачатков произвольного  внимания: под влиянием взрослого  ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

      - во  второй и третий год жизни  развивается

первоначальная форма  произвольного внимания. Распределение  внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

      - в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

      - в 5-6 лет возникает элементарная форма  произвольного внимания под влиянием  самоинструкции. Внимание наиболее  устойчиво в активной

деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных

действий;

      - в 7-летнем  возрасте развивается и совершенствуется  внимание, включая волевое;

      - в старшем  дошкольном возрасте происходят  следующие изменения:

-   расширяется объем  внимания;

-   возрастает устойчивость внимания;

-   формируется произвольное внимание [5, c. 214].

 

         Внимание ребенка в начале  дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного  возраста в связи с усложнением  деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей [13, c. 261].

 

Таблица 1 – Концентрация внимания в различные возрасты

Возраст детей, годы

 

Средняя продолжительность, мин

   

деятельности

 

отвлечений

2,5-3,5

 

17,5

 

7,8

3,5-4,5

 

37,4

 

7,5

4,5-5,5

 

51,4

 

6,4

5,5-6,5

 

62,8

 

1,6

     

       На  протяжении дошкольного возраста  внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

        Развитие произвольного внимания. В одном из своих ранних экспериментальных исследований «Развитие высших форм внимания в детском возрасте» Л.С. Выготский писал: «Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким образом, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка» [12, с. 391].

       Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием [13, c. 261]

       Развитие произвольного внимания в период дошкольного

детства предполагает формирование трех инструкций :

       -     принятие постепенно усложняющихся  инструкций;

       -     удержание инструкций во внимании  на протяжении всего занятия;

       -     развитие навыков самоконтроля;

       В одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да» и «нет» не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: 1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого; 2) не называть дважды один и тот же цвет. Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.

        Иной результат получался, когда  взрослый предлагал ребенку в  помощь набор цветных карточек, которые становились внешними  вспомогательными средствами для  успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, скажем, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.

Помимо ситуативных  средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей  функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться [13, c. 261].

        Значение словесной самоинструкции  для организации внимания хорошо  видно из следующего примера.  Детям-дошкольникам предлагали из  десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие - нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

       На  протяжении дошкольного возраста  использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка [13, c. 262].

        Соотношение видов внимания. Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне [13, c. 263].

        Из всего выше сказанного, можно  выделить особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

-значительно возрастает  его концентрация, объем, устойчивость;

-складываются элементы  произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов;

-внимание становится  опосредованным;

-появляются элементы послепроизвольного внимания [14, c. 121].

       Таким  образом, в дошкольном возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического развития. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми. Многообразие путей и факторов, влияющих на психику, создает неравномерность развития отдельных психофизиологических функций и способствует, более ускоренным темпам динамики их социальных форм. Все это создает готовность к дальнейшему развитию ребенка в условиях школьного обучения. Что касается развития внимания то, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побудительной силой, вызывающей послепроизвольное внимание, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения. Таким образом, воспитание послепроизвольного внимания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.

 

 

 

 

 

 

       2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОЧТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

 

 

       2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования

 

 

Цель исследования:

Исследование наличия  связи между устойчивостью и продуктивностью и уровнем развития внимания.

 

Гипотеза исследования:

Существует связь между  устойчивостью и продуктивностью и уровнем развития внимания испытуемых.

 

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие  задачи:

- провести анализ литературы  по теме исследования;

-подобрать выборку  испытуемых;

-подобрать методики  исследования;

-провести исследование устойчивости и продуктивности внимания у         экспериментальной выборки;

-провести исследование  уровня развития внимания у  экспериментальной выборки;

-установить наличие  корреляционной связи между устойчивостью  и продуктивностью внимания и  уровнем развития внимания.

 

 

       2.2 Методика исследования

 

 

Испытуемые:

Дети детского сада №151 г.Гомеля в количестве 30 человек ( 17 девочек и 13 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.

Используемые методики:

Для проверки данной гипотезы можно применить 2 методики:

- методика «Найди и вычеркни» для диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет Т.Д. Марцинковской.

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки.

Инструкция  ребенку:

По сигналу  «Начинай» он должен зачеркивать  кружки и обводить в кружок треугольники.

Обработка результатов:

Определятся количество предметов на рисунке, просмотренных  за 2,5 минуты, а также за каждые 30 секунд.

 S = (0,5N – 2,8n)\t,

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N – количество предметов, которые просмотрел ребёнок;

t -  время;

n -  количество ошибок.

S > 1 – высокий уровень;

0,5 < S < 1 – средний уровень;

S < 0,5 – низкий уровень.[15, с. 38]

 

- методика «Найди  отличия. Эта методика предназначена  для детей 4-7 лет и позволяет  определить уровень внимания.

Задание ребенку:

Необходимо  внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.

Информация о работе Внимание дошкольников