Внимание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

3 курс..doc

— 577.50 Кб (Скачать)

        Действительно, в системе психологических  феноменов внимание занимает  особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

        Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся [4, c.202].

        Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

    -  механизм  доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются. ,

   - ретикулярная  формация, работа которой связывается  с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

   -  нейроны внимания  — клетки-детекторы новизны —  можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

    - вместе с  тем все три названных анатомо-физиологических  фактора в центральной нервной  системе существуют автономно  и независимо от отдельных  сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным.

        В чем же сущность этого  процесса и одновременно состояния  психики человека? Рассмотрим этот  вопрос сначала иллюстративно,  а затем в более точном его определении.

       Одной  из характернейших особенностей  нашей духовной жизни, писал  известный американский психолог  Э.Титченер, является тот факт, что,  находясь под постоянным наплывом  все новых и новых впечатлений,  мы отмечаем и замечаем лишь  самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений [4, c.203].

       Внимание  можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. В человеческий мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки [4, c. 204].

       Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

       Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности, со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.), третьи соотносятся с мотивацией ( наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимости для личности), четвертые- с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего дошкольного возраста к старшему. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дошкольного возраста зависит от значимости для них того или иного материала, тех или иных объектов, той или иной деятельности. Наивысшую значимость представляет деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения известных детям объектов, заключающих в себе момент эмоциональной привлекательности и в разных вариантах уже входивших в опыт ребенка. Чувствительность внимания к эмоционально значимым явлениям определяется индивидуальными особенностями детей и условиями их воспитания. Причем индивидуально-типические особенности устойчивости внимания приобретают достаточно выраженный характер только к старшему дошкольному возрасту. В среднем дошкольном возрасте эти особенности не проявляются, поскольку действия, направленные на организацию внимания, еще не отработаны [7, c. 199]  Как утверждал К.Д.Ушинский, устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу; достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий; снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости [8, с. 311].

       Сосредоточенность внимания (противоположное качество- рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Воспитателям хорошо известна быстрая отвлекаемость дошкольников от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, но важном. Это проявление рассеянности. Быть рассеянным- значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном. Необходимо помнить, что отсутствие способностей к длительной и стойкой сосредоточенности даже старших школьников- явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности. Одной из причин рассеянности является быстро проявляющееся утомление. Оно может наступать быстро при выполнении трудной и неинтересной работы, требующей длительного сосредоточения. Нередко причиной рассеянности дошкольников является недостаточно гибкое, недостаточно переключаемое внимание [7, c. 200].

        Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания [7, c. 201].

Все три обсуждаемые  характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной  системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно-обусловленные.

         Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека, а также от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, тем легче его совмещать с выполнением другого действия. Поэтому дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Дети младшего, среднего и старшего возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени [5, c. 205].

       Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей- 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. Объем внимания у детей дошкольного возраста значительно (по сравнению с младенческим и  ранним возрастом) увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся его самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается. Увеличение объема внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте их внимание привлекалось яркими, необычными вещами, то внимание дошкольника довольно часто привлекается внешне ничем не привлекательными объектами. Это свидетельствует о качественно новом уровне развития внимания [5, c. 206].

        Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число

объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Причины нарушения могут  быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные  негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка  с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

       К  нарушениям внимания относятся  :

- неспособность сохранять  внимание: ребенок не может выполнить  задание до конца, не собран  при его выполнении;

- снижение избирательного  внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость:  при выполнении заданий дети  суетятся, часто

переключаются с одного занятия на другое;

снижение внимания в  непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

        Как было указано выше, внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку  трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая  необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с  выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения  внимания - неумение эффективно (без  ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать  внимание по требованию.

        Подобные недостатки  не могут быть устранены фрагментарно  включаемыми "упражнениями на  внимание" в процессе занятий  с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

 Использование специальных  упражнений, тренирующих основные  свойства внимания: объем, распределение,  концентрацию, устойчивость и переключение.

        Использование  упражнений, на основе которых  формируется внимательность как  свойство личности. Обычно причина  глобальной невнимательности заключается  в ориентации детей на общий  смысл текста, фразы, слова, арифметической  задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого [9, с. 366]

 

        Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Информация о работе Внимание дошкольников