Внимание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести научно-теоретический анализ состояния разрабатываемой проблемы;
- с помощью психологических методик исследовать внимание детей старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности внимания у дошкольников;
- разработать рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….……… 5
1.1 Сущность внимания, его виды и свойства…………………………… 5
1.2 Общая характеристика дошкольного возраста……………………… 15
1.3 Особенности развития внимания у дошкольников…………………. 16
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ……………………………………. 23
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………….. 23
2.2 Методика исследования………………………………………………… 23
2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

3 курс..doc

— 577.50 Кб (Скачать)

 

       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………  3

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА……………………………………….………  5

1.1 Сущность внимания, его виды и свойства……………………………  5

1.2 Общая характеристика дошкольного  возраста……………………… 15

1.3 Особенности развития внимания у дошкольников………………….  16

 

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  НАЛИЧИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ УСТОЙЧИВОСТЬЮ  И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ВНИМАНИЯ И  УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ…………………………………….  23

2.1 Цель, гипотеза и  задачи исследования………………………………..  23

2.2 Методика исследования………………………………………………… 23

2.3 Результаты исследования………………………………………………. 24

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ  ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... …………33

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...………...34

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………35  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

         ВВЕДЕНИЕ

 

                               

         Поток информации, расширение человеческих  контактов, развитие многообразных  форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.

         Дошкольное образование стало  рассматриваться как первая ступень  во всей системе непрерывного  обучения. Дошкольное учреждение  призвано создать условия для  интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

        Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

          Вниманию, уделяли много времени  в своих исследованиях многочисленные  отечественные и зарубежные ученые, каждый автор подходил к решению  проблемы развития внимания с  различной точки зрения.  
        Изучением внимания, как психического процесса занимались такие психологи, как В.Вундт, Э.Б. Титченер, В.Джеймс, Т.Рибо, Н.Н.Ланге; их работы называют работами классиков экспериментальной психологии конца XIX начала XX в. Вопросу развития внимания уделяли много в своих исследованиях С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л. С. Выготский и многие другие.

        Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у дошкольников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания дошкольный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.

        Объект исследования: психологические явления у детей дошкольного возраста.

        Предмет исследования:  развитие внимания детей дошкольного возраста.

        Цель исследования: выявить динамику и особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

      Задачи исследования:

- провести научно-теоретический  анализ состояния разрабатываемой  проблемы;

- с помощью психологических  методик исследовать внимание  детей старшего дошкольного возраста;

- выявить особенности внимания у дошкольников;

- разработать рекомендации  родителям и педагогам по развитию  внимания дошкольников.

        Курсовая работа  состоит из  введения, трех глав, выводов, заключения  и списка литературы. В процессе  написания работы была предпринята попытка проанализировать и осмыслить основные психологические подходы как отечественных, так и зарубежных психологов в исследовании динамики развития внимания дошкольников, проведено исследование о наличии взаимосвязи между устойчивостью и продуктивностью внимания и уровнем развития внимания, а так же разработаны некоторые рекомендации родителям и педагогам по оптимизации развития внимания дошкольников.

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

         1.2 Сущность внимания, его виды и свойства 

 

 

         Изучением внимания, как психического процесса занимались такие психологи, как В.Вундт, Э.Б. Титченер, В.Джеймс, Т.Рибо, Н.Н.Ланге; их работы называют работами классиков экспериментальной психологии конца XIX начала XX в. Вопросу развития внимания уделяли много в своих исследованиях С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л. С. Выготский и многие другие.

В большинстве  зарубежных теорий внимание рассматривается:

- как результат  ограниченного объема сознания (И.Ф.Гербарт);

- как результат  эмоции;

- как результат  апперцепции;

-  как особая  активная способность духа;

- как результат  нервной задержки.

А теперь перейдем к характеристике каждого из них.

- Внимание есть результат ограниченного объема сознания.С этой точки зрения рассматривали внимание главным образом И.Ф.Гербарт и У.Гамильтон. И.Ф.Гербарт, исходя из своих недоказанных и даже иногда маловероятных принципов, пытался математически определить силу нового представления в зависимости от давления на него старых; Гамильтон указывает только, что если одно из представлений особенно интенсивно, то прочие тем самым вытесняются из сознания.

- Внимание есть  результат эмоций. Так как интересными состояниями являются для нас эмоции или разнообразные чувствования удовольствия и неудовольствия, то внимание есть результат именно эмоций или эмоциональной окраски данного представления; чем эта окраска резче, тем представление интереснее для нас, или, иными словами, тем внимательнее мы к нему: интересность, эмоциональность и внимательность можно считать синонимами [1, с. 84]

Эта теория, особенно ярко развитая в английской ассоциационной психологии, верно указывает на зависимость  внимания от интересности представления.

- Внимание есть результат апперцепции. Учение об апперцепции было развиваемо целым рядом немецких психологов: Г. Лейбницем, Х.Вольфом, Э.Кантом, В. Вундтом. Г.Лейбниц  называет апперцепцией ясное и интенсивное сознание, сопровождающееся памятью и различением; Х.Вольф и Э.Кант  полагают апперцепцию в акте самосознания; В. Вундт внес в понятие апперцепции волевой элемент.

- Внимание есть  особая активная способность  духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, особенно тем, что при внимании волевое усиление ведет к прямому  изменению интенсивности известного представления, считают внимание за первичную и активную способность. Эту теорию можно наблюдать в двух формах: старой, представителями которой были шотландские психологи Т.Рид и М.Стюарт, считающие, что разумение и воля, разные способности, внимание же рассматривается как влияние воли на разумение;  и современной, утверждающей, что внимание есть не результат, но сама сила (Джемс), оно «есть чисто духовная активность и истинное fiat воли (Бальдвин), что воля прямо влияет на силу данных представлений и это влияние есть первичное, дальнейшим образом неразложимое психическое действие» [1, с. 84].

Общей и наиболее характерной чертой теорий этих является утверждение, что волевые движения должны быть объяснимы из волевого внимания.

- Внимание есть  результат нервной задержки. Теория внимания как нервного подавления желает объяснить основной факт внимания, а именно исключительное преобладание одного представления над другими, тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего и является факт особой концентрации сознания. Сторонники этой теории Д.Феррье и Б.Марильо.

Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Она была предложена Д.Н. Узнадзе. Он считает, что “внимание по существу нужно характеризовать как процесс объективации – процесс, в котором из круга наших первичных восприятий, т.е. восприятий, возникших на основе наших установок, стимулируемых условиями актуальных ситуаций поведения, выделяется какое-нибудь идентифицируясь, одно из них, становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания” [2, с.215].

Таким образом, по мнению Узнандзе Д.Н., акт объективации является специфическим состоянием, свойственным человеку - состоянием, которого лишено животное и, на котором по существу строится все преимущество человека, строится возможность нашего логического мышления.

          С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [3, с. 482].

        Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте” [4, с. 163]. По мнению Добрынина, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности (определяется как готовность к действию).

        Например, В.А. Крутецкий опирается  на точку зрения Н.Ф. Добрынина  и дает такое определение внимания. “Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности и есть внимание” [5, с. 184].

Сходной позиции  придерживается Страхов В.И., подчеркивающий, что «…под вниманием нельзя понимать какую- либо отдельную или обособленную форму психики. Внимание неотделимо от психических процессов и состояний, оно является необходимым психологическим компонентом деятельности человека”.  В системе психической деятельности человека внимание является одним из психологических элементов эффективности и творческого характера всех видов деятельности.

         Широкую известность приобрел метод двойной стимуляции, разработанный Л.С.Выготским и опробированный  А.Н.Леонтьевым. Данный метод позволяет выявить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. В частности, Л.С.Выготским отмечено, что внимание зависит от функционального развития центральной нервной системы ребенка. Суть методики в том, что внутренняя операция становится внешней, ребенок овладевает вниманием с помощью вспомогательных средств. Взрослые не нуждаются в этой помощи, т. к. у них внимание уже сформировано.

          Внимание является продуктом  культурного развития. Таким образом, Л.С.Выготский в развитии внимания выделяет 2 линии: 1) линия натурального развития внимания; 2) линия культурного развития внимания. Корни развития произвольного внимания, по мнению Л.С.Выготского, находятся не внутри, а вне личности ребенка, т. е. развиваются под влиянием социальных факторов. Произвольное внимание имеет социальную природу, поскольку в процессе овладения поведением ребенок должен научиться выполнять указания взрослого, а только затем он способен подчиняться самоинструкции. Таким образом, овладение произвольным вниманием ребенка есть не только продукт воспитания, но и продукт обучения. В процессе овладения учебной деятельностью, приобретением знания и опытом, совершенствуется внимание учащегося. Непроизвольное внимание Л.С. Выготский называет натуральным, поскольку в его основе лежит органический процесс или процесс развития и созревания нервных аппаратов ребенка. У новорожденных присутствует только несколько доминант, главной из которых выступает пищевая. С возрастом органическое развитие внимания уходит на задний план И наступает качественно новая фаза- культурное развитие внимания. С ее наступлением ребенок начинает проявлять функцию произвольности поведения, социальные формы поведения [6].

        Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Информация о работе Внимание дошкольников