Взаимосвязь семьи и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ 5
1.2.Воспитание ребенка в семье 5
1.2.Педагогическая поддержка семьи 11
1.3. Проблемы семьи и ее решения программно-целевыми методами 16

2.Вовлечение родителей к воспитанию детей на практике. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Литература 37

Файлы: 1 файл

КР Взаимодействие семьи и школы.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к широкому социальному взаимодействию.

Сотрудничество семьи и школы  становится все более актуальным и востребованным. Повышение педагогической культуры родителей является основой  раскрытия их творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания.

По степени ответственности родителей за воспитание и обучение детей можно выделить такие типы семей: проблемные семьи или семьи «группы риска», некомпетентные семьи, благополучные семьи. В зависимости от типа семьи педагогическому коллективу в работе с детьми и родителями необходимо использовать различные технологии. .

Проблемные семьи -- это семьи, в  которых дети нуждаются в защите от семьи. Некомпетентная -- это семья, в которой родители не умеют взаимодействовать  со своими детьми, не понимают потребности  ребенка и, следовательно, не могут создать условия для их удовлетворения. Часто такие родители не признают своей некомпетентности. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты, т.к. семья базисная основа первичной социализации личности, играет главенствующую роль в процессе формирования личности, ее самосознания.

В благополучной семье дети источник радости родителей. Они стимулируют  здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие  семьи заинтересованы в высоком  качестве обучения.

В семье складывается нравственный облик и характер ребенка, его  отношение  к людям  и  окружающей  действительности,  поэтому  общественности не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более  - неблагополучной.

Программа включает в себя два основных блока:

/ блок - основные приоритетные направления организации работы с семьями учащихся

2 блок система программных мероприятий, на основе которой ежегодно разрабатывается и утверждается конкретный план мероприятий по реализации программы.

 Основные направления организации работы с семьями учащихся:

  • помощь в осознании позитивных и негативных событий, происходящих в семье, в поиске реальных возможностей изменения трудной ситуации;
  • привлечение общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий;
  • диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы детей, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • индивидуальное  и  групповое  консультирование  родителей, педагогов  по вопросам  разрешения  проблемных  ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье; пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагога, организация родительского всеобуча

Система программных  мероприятий, на основе которой ежегодно разрабатывается и утверждается конкретный план мероприятий по реализации программы

Организация родительского  всеобуча в школе

1. Приоритет семьи в воспитании ребенка:

  • Воспитательный потенциал в семье;
  • Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье;
  • Истоки    глубинной    привязанности    в    детско-родительских отношениях;
  • Иерархия   отношений   в   семье   и   особенности семейного воспитания;
  • Типичные   недостатки   семейного   воспитания   и пути их преодоления;
  • Способы   общения   и   методы   педагогического воздействия на ребенка в семье;
  • Необходимость   семейных   традиций    в   жизни ребенка;
  • Возможности воспитания трудом в современной семье;
  • Искусство создания детского праздника;
  • Традиция семейного чтения.

2. Семья и школа -- партнеры в воспитании ребенка:

  • Школа  как  открытая   социально-педагогическая система;
  • Семья    на   пороге   школьной    жизни    ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность     обучения     ребенка     в     школе, формирование    личностных     качеств    ребенка старшего   дошкольного   возраста,   профилактика трудной школьной адаптации);
  • Ребенок в среде сверстников;
  • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка;
  • Модель работы социального педагога с семьей;
  • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

3. Здоровый ребенок - здоровое общество:

  • Понятия физического, пси: здоровья: их взаимосвязь
  • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
  • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
  • Основы    формирования    у    ребенка    навыков здорового образа жизни
  • Профилактика  вредных   привычек   и   социально обусловленных заболеваний у детей.

4. Особенности детской  и подростковой психологии:

  • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию;
  • О развитии самосознания у детей и подростков;
  • Нравственные чувства человека и особенности их формирования;
  • Нравственный облик и поведение человека;
  • Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки;
  • Педагогическая   запущенность   подростка,   ее причины;
  • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

5.  Правовые  аспекты,  связанные с ответственностью

родителей за воспитание детей.

Права и обязанности  родителей на этапе вхождения  ребенка дошкольного возраста в  систему образования

Правовая и экономическая  защита личности ребенка.

Проблема воспитания правовой культуры у детей.

6.Программа действий неблагополучными семьями в работе

Доминирующий фактор в характеристике семьи и виды помощи семье и детям

1) Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей  и семьи:

  • Наблюдения и консультация учителя;
  • Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов и фильмов;
  • Вовлечение  в кружки и секции;

2) Семья алкоголиков (оба родителя пьют):

  • Наблюдения   и   консультации   районного психолога(для детей и подростков);
  • Оказание психиатрической помощи семье или ее отдельным членам;
  • Дополнительные  занятия  с  ребенком  по оказанию помощи в учебе;
  • Постановка семьи на учет;
  • Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

3)Семья  после развода:

  • Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму;
  • Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода).

7. Механизм реализации программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Координационный совет школы  по выполнению программы. Основными  исполнителями плана действий по реализации программы являются администрация школы, классные руководители.

Основные исполнители:

  • ежегодно разрабатывают и утверждают на основе системы программных  мероприятий   конкретный   план  действий   по реализации программы;
  • обеспечивают реализацию плана действий на текущий год по выполнению программы.

8. Оценка эффективности реализации программы

Реализация намеченных мероприятий по программе повысит  качество решения проблем: повысится  самооценка детей, улучшатся взаимоотношения  детей между собой в семьях и с одноклассниками, снизятся негативные явления в семьях, воспитывающих  детей, осуществится их духовно- нравственное оздоровление.

9.План проведения родительских собраний (учебный год)

Тема собрания

Дата проведения

Ответственный

I.

1. Взаимодействие школы  и семьи в сохранении жизни  и здоровья детей

2. Роль семейного общения  в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей

Сентябрь

II.

1. Типичные недостатки  семейного воспитания и пути  их преодоления

2. Концерт для родителей

Декабрь

III.

1. Атмосфера жизни  семьи как фактор физического  и психического здоровья ребенка

2. Выставка поделок учащихся

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Вовлечение родителей к воспитанию детей на практике.

РОДИТЕЛЬСКИЕ  СОБРАНИЯ

родительское  собрание: «знаете ли вы своего ребенка?»

Цель:

-способствовать формированию  доверительных и доброжелательных  отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися;

- обозначить проблемы  и способы содействия развитию  личности детей.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Беседа.

Классный руководитель. Помните ли вы, сколько лет вашему ребенку?

- Что за странный  вопрос, - обидятся иные родители. - Кому же и помнить, как не нам! Мы и день рожденья отмечаем ребенку каждый год обязательно.

Но вот те папы и  мамы, которые всерьез заботятся  о сохранении прочного взаимопонимания  со своими детьми, духовной близости с  ними, вопрос о возрасте воспринимают абсолютно по-иному.

Ведь речь идет здесь  не о том лишь, когда можно позволить ребенку на час позже лечь спать, купить сыну вместо коротких штанишек брюки, а дочери туфли на более высоком каблуке, а о том, чтобы найти верный тон в отношениях, сохраняя свой родительский авторитет, не ущемлять, не подавлять развивающуюся личность человека.

Не следует удивляться, когда уже в детском саду воспитатель  говорит о характере Пети или  Кати, а учитель маленького первоклассника - о личности. Тем более, это значимо в отношении подростка, юноши, девушки. Надо только с самого начала помнить: в словах «характер», «личность», «переходный возраст» мы должны видеть не предмет родительского умиления или «взрывоопасное», настораживающее явление, а естественную особенность человека, о которой мы, родители, обязаны помнить, уметь улавливать, учитывать. Если интересы ребенка остаются без внимания, и, более того, по какой-либо причине пресекаются родителями, исчезает главный цементирующий элемент в семейных отношениях - духовная близость. С малых лет у ребенка, растущего человека, появляется привычка жить своей замкнутой жизнью. Возникает трудное для него чувство разобщенности, которое потом перерастает в холодную отчужденность. «Мама меня совершенно не понимает, -говорит ученица. - Ей кажется, что я еще совсем маленькая, и она диктует мне каждый шаг, не думая о том, что я выросла, что у меня есть свои обязанности перед классом, перед друзьями».

Особенно сложным часто  называют подростковый возраст, который знаменует переход от детства к юности. Все подростки переживают бурный период полового и физического развития, но далеко не все становятся «трудными», как иной раз мы считаем. Это зависит от воспитательных мер, от отношения взрослых, которое должно быть иным, чем к маленькому ребенку.

Мама семиклассника  Сережи с горечью рассказывает, что  сын изменил к ней отношение. А ведь виновата в этом она сама.

Однажды Сергей задержался у товарища и вернулся домой позже обычного. Не успел он показаться в двери, как мать, ни слова не говоря, закатила ему пощечину.

- Мама, - найдя в себе  силы, сказал сын, - ведь ты ни  о чем даже не спросила меня!

Казалось бы, кому, как  ни родителям, знать все о своем  ребенке: к сожалению, порой бывает не так. И не от недостатка любви  к детям, а просто от неумения наблюдать, замечать те мелочи поведения, поступков, которые могут многое сказать о развитии характера, самой личности растущего человека.

Подросток тяготится  обыденностью. Его манит необыкновенное, новое, романтичное. Поймите эту  страсть. Помогите ему найти приложение своих сил, и он покажет вам, что способен на добрые дела, на плодотворную работу ума и сердца.

Природа подростка, особенно подростка-мальчика, такова, что он постоянно весь в поисках чего-то необычного, увлекательного. Сегодня  он увлечен хоккеем, а завтра хочет возиться со своим маленьким щенком, которого он нежно кормит молоком, ласкает, но это не мешает ему бросить палку в пробегающую мимо бездомную дворнягу так просто, от нечего делать. Своевольный, невыдержанный, болезненно самолюбивый, резкий и прямолинейный в суждениях об окружающем мире, особенно о поведении старших, нередко дерзкий - все это часто можно сказать о подростке.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы