Войти    Поиск   Связаться с нами

Учитель как субъект педагогической деятельности, общения и профессионального жизненного пути

Дата: 17 Сентября 2013 в 17:40
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: курсовая работа
Скачать в ZIP (53.27 Кб)
Файлы: 1 файл
курсовая 1.doc (204.00 Кб)   —   ОткрытьСкачать

 

 

 

 

 

 

 

Учитель как  субъект педагогической деятельности, общения и профессионального  жизненного пути

Курсовая работа

 

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Ряд таких факторов мы это — методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. В этом разделе учебника мы обсудим то, что касается личности педагога, его профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к нему, и путей профессионально го самосовершенствования.

Профессиональный педагог  — это единственный человек, который  большую часть своего времени  отводит на обучение и воспитание детей.

Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие.

Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подставленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы.

Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.1

 Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.2

Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе  и отдельных случаях) преподают  различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.

Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции учителя, который из традиционного «педагога-предметника» всё больше превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях повсеместно происходящего обновления системы образования, как одного из главных источников интеллектуального потенциала общества, важное значение приобретает повышение качества подготовки педагогических кадров.

Социально-экономические  преобразования, происходящие в последние  
десятилетия, обуславливают целесообразность разработки принципиально  
новых подходов к подготовке специалистов в соответствии с требованиями жизни.

В соответствии с положениями  новой доктрины и концепции  
модернизации системы образования учитель призван совершенствовать технологию вооружения подрастающего поколения основательными  
знаниями, умениями и навыками.

Поэтому подготовка будущих  учителей к формированию у школьников учебных умений и навыков все более осознается в качестве  
необходимой задачи педагогики высшей школы и главнейшей составляющей  
обучения педагогическому мастерству.

Значимость и актуальность данной проблемы подтверждается  
неослабным вниманием к ней со стороны психологов, педагогов, методистов  
и учителей — практиков. Основы психологических закономерностей изучения личности педагога заложены в учениях Выготского Л.С., Бойко Е.И., Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Занкова Л.В., Милеряна Е.А. и др.

В дидактическом аспекте вопросы, касающиеся личности педагога получили своё освещение в научных трудах Бабанского Ю.К., Баранова С.П., Онищука В.А., Усовой A.B. и др.

Существенный вклад  в теорию и практику данного вопроса  
внесли Абдуллина O.A., Белозерцев Е.П., Кузьмина Н.В., Мищенко А.И., Спирин Л.Ф. , Сластёнин В.А., Шиянов E.H. и др.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки  зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".3

Цель курсовой работы – проанализировать учителя как  субъекта педагогической деятельности, общения и профессионального  жизненного пути.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих  задач:

- проанализировать требования к учителю как к субъекту

педагогической деятельности;

- ознакомиться с особенностями  учителя как субъекта общения

- изучить проблемы  профессионального становления  учителя и  предложить направления  развития профессионального мастерства

 

Глава 1. Требования к учителю как к субъекту

педагогической деятельности, учитель как субъект общения

1.1. Требования к учителю как  к субъекту

педагогической деятельности

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.4

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.

Дополнительными, но относительно стабильными  требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись.5

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.6

Профессионализм - интегральная психологическая характеристика, означающая, что учитель владеет профессией на уровне ее высших эталонов.

Современные подходы  к проблеме профессиональной подготовки будущего педагога нашли свое отражение  в работах Е.А. Александровой, Ю.П. Вавилова, А.С. Белкина, Н.П. Капустина, 3.3. Кириковой, С.А. Макаренко, Е.С. Романовой, С.Н. Силина, Л.Ф. Спирина, Л.К. Шариповой, Л.И. Юхтенко, а также в создании «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»

Первые попытки профессиографического  изучения педагогической деятельности были предприняты в период с середины 20-х-начала 30-х гг. прошлого столетия, о чем свидетельствуют работы Р. Кутенова, М. Рубенштейна, П. Гарибона, С. Фридмана, А. Коха, Н. Левитова и др.  
В конце 50-х-70-х гг. появляются крупные труды по проблеме профессиографии личности учителя. Выделяются работы Ф.Н. Гоноболина, Г.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, А.И. Пискунова, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Если проанализировать профессиограмму В.А. Сластенина, то чётко прослеживается мысль о том, что учитель должен устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями учащихся, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах.

Такие исследователи, как: Н.П. Капустин, Л.К., Шарипова, Л.И.Юхтенко), описывая функциональные обязанности учителя (воспитателя), отмечают, что учитель должен осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника, содействовать созданию благоприятных условий для формирования его личности, вносить необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания. 7

Таким образом, учитель координирует усилия всех взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников, коррекцию индивидуального развития учащихся класса, способствующую свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию, учитель осуществляет совместно с семьей. Получается, что работа учителя базируется на признании позиции партнерского взаимодействия участников образовательного процесса.

Не мало важное значение, при рассмотрении учителя как  субъекта необходимо уделить рассмотрению выполняемых им функций, среди основных функций учителя выделяют: прогностическую (предвидение последствий складывающихся отношений между педагогами и родителями учащихся) (Л.Д. Гуткина), аналитическую (анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка), организационно-координирующую (установление связи семьи и школы), (Е.А. Александрова, Л.Д. Гуткина, Н.П. Капустин), коммуникативную (содействие в построении оптимальных взаимоотношений в системах «учителя-родители», «ученик — учитель», «ученик-родители» (Е.А. Александрова, Л.Д. Гуткина, Р.Е. Тимофеева)8

Необходимо подчеркнуть, что для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. К общим способностям относятся те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным, относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специальные способности рассмотрим подробнее. К ним можно отнести:

— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать  степень и характер такого понимания;

— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

— способность по-разному  излагать, доступным образом объ -яснять один и тот же учебный  материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

— способность строить  обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и  глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного  объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

— способность правильно  строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия  к занятию;

— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

— способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

— способность формировать  у учащихся нужную мотивация и  структуру учебной деятельности (учения).

Все выше перечисленные специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умении и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.9

В силу неоднозначности  ответа на вопрос об истоках педагогических способностей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

Краткое описание
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях повсеместно происходящего обновления системы образования, как одного из главных источников интеллектуального потенциала общества, важное значение приобретает повышение качества подготовки педагогических кадров.
Социально-экономические преобразования, происходящие в последние
десятилетия, обуславливают целесообразность разработки принципиально
новых подходов к подготовке специалистов в соответствии с требованиями жизни.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Требования к учителю как к субъекту 7
педагогической деятельности, учитель как субъект общения 7
1.1. Требования к учителю как к субъекту 7
педагогической деятельности 7
1.2. Учитель как субъект общения 15
Глава 2. Проблемы профессионального становления учителя и направления развития профессионального мастерства 22
2.1. Проблемы профессионального становления учителя 22
2.2. Направления развития профессионального мастерства учителя 26
Заключение 38
Список литературы: 41