Войти    Поиск   Связаться с нами

Педагог как субъект педагогической деятельности

Дата: 28 Февраля 2013 в 20:57
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: реферат
Скачать в ZIP (25.41 Кб)
Файлы: 1 файл
Реферат.docx (27.72 Кб)   —   ОткрытьСкачать

Российский государственный социальный университет

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Педагог как  субъект педагогической деятельности

 

 

 

                                                                                   

 

 

                                                                                      Выполнила студентка 2 курса: 

                                                                                      Константинова Л.

                                                                                      Проверил старший  

                                                                                      предподаватель: Тюкова  О. А.

 

 

Чебоксары 2013 г.

Введение

1. Категория субъекта. Общая характеристика категории субъекта………………1

2. Субъект и личность

3. Специфические особенности субъектов образовательного процесса

4.Педагог как субъект педагогической деятельности

5. Субъектные свойства педагога

6. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога

7. Связь индивидуальных особенностей и способностей

8. Общий состав педагогических способностей

14. Структура педагогических способностей

15. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности

16. Соответствие человека педагогической деятельности

17. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования

18. Заключение

19.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория субъекта. Общая характеристика категории  субъекта.

Рубинштейн С.Л. выделил  следующие характеристики субъекта с общефилософской позиции:

Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого С.Л. Рубинштейн фиксирует  две взаимосвязанные стороны: 1) бытие  как объективная реальность, как  объект осознавания человеком; 2) человек  как субъект, как познающий, открывающий  бытие, осуществляющий его самосознание.

Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания - это  общественный субъект, осознающий познаваемое  им бытие в общественно-исторически  сложившихся формах». Здесь можно  подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что противоположность между  субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается  развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"».

 В-третьих, общественный  субъект может существовать и  реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.

В-четвертых, рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую  деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности -- "я" данного индивида».

 В-пятых, субъект - сознательно  действующее лицо, самосознание  которого -- это «осознание самого  себя как существа, осознающего  мир и изменяющего его, как  субъекта, действующего лица в  процессе его деятельности -- практической  и теоретической, субъекта деятельности  осознания в том числе». То  есть «Человек как субъект  жизни».

 В-шестых, каждый конкретный  субъект определяется через свое  отношение к другому (отмечено  еще А. Смитом, К. Марксом в  теории зеркала, согласно которой  Петр, смотрясь в Павла как  в зеркало, принимая его оценки, формирует самооценку).

В-седьмых, каждое «Я», представляя  и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. «Это "я" есть на самом  деле "мы"». Субъект деятельности сам формируется и создается  в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. Согласно С.Л. Рубинштейну, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле». Девятая характеристика субъекта следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа (по А.Н. Леонтьеву). Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъект и личность

Петровский В.А. в свою очередь приводит доводы о совместимости  других двух понятий, а именно субъект  и личность. «Во-первых, быть личностью -- значит быть субъектом собственной  жизни, строить свои витальные (в  широком смысле) контакты с миром». Это включает физический, психофизический, психологический, социальный и другие аспекты взаимоотношений человека с его природным и социальным окружением. «Во-вторых, быть личностью -- значит быть субъектом предметной деятельности», в которой человек  выступает как деятель. «В-третьих, быть личностью -- это быть субъектом  общения», где, согласно В.А. Петровскому, формируется то общее, что обеспечивает взаимопредставленность взаимодействующих  сторон. В.А. Петровский подчеркивает важную для понимания связи этих категорий  мысль, что «... быть личностью как  субъектом общения невозможно без  той или иной степени идеальной  отраженности человека в жизни других людей». В-четвертых, согласно В.А. Петровскому, быть личностью означает быть субъектом  самосознания, что включает самооценку, открытие собственного «Я» и другие собственно-личностные характеристики. Рассматривая субъектность как конституирующую  характеристику личности, В.А. Петровский вводит важные для педагогической психологии понятия: понятие «виртуальной субъектности»  как момента становления, перехода в это состояние, что соотносится  с возникновением личностного в  человеке; понятие «отраженной субъектности» -- «подлинный субъект не может не быть субъектом для самого себя и  вместе с тем субъектом своего бытия для другого».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфические особенности  субъектов образовательного процесса

Характеризуя субъектов  педагогической и учебной деятельности, необходимо прежде всего отметить, что каждый педагог и ученик, представляя  собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего  образовательного процесса. Совокупный субъект представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским  коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми  и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект  конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций  и ролей, в силу чего образовательный  процесс есть сложная полиморфная  деятельность.

Общая цель образовательного процесса как деятельности -- сохранение и дальнейшее развитие общественного  опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его  сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная  сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели -- «для учеников и затем для себя». Субъект  учебной деятельности действует  как бы в обратном направлении  этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и  не всегда возможной перспективы. Общая  для образовательного процесса точка  «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика  определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного  педагогом и учеником.

Предметом образовательного процесса является совокупность ценностей  общественного сознания, система  знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается  с определенным способом их освоения обучающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог как субъект  педагогической деятельности

 Выступая как индивидуальный  субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет  собой общественный субъект -- носитель общественных знаний  и ценностей. В силу этого  в субъектной характеристике  педагога всегда соединяются  аксиологическая (ценностная) и когнитивная  (знаниевая) плоскости. При этом  вторая включает два плана:  общекультурные и предметно-профессиональные  знания. Как индивидуальный субъект,  педагог всегда представляет  собой личность во всем много-образии  индивидуально-психологических, поведенческих  и коммуникативных качеств.

В исследованиях Е.А. Климова  все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к  окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод  анализа профессий позволяет  классифицировать их по предмету труда, его целям, характеру действий, орудиям  труда и его условиям. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек--Природа», «Человек--Техника», «Человек--Знак», «Человек--Образ», «Человек--Человек». Педагогическая профессия относится  к типу «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий  определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием  в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить  себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить  и держать в уме знание о  личных качествах многих и разных людей и т.д. Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять  полезные действия по обслуживанию различных  потребностей людей»; умение слушать  и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и  характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать  ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать  лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего  по схеме «Человек--Человек», существен  перечень противопоказаний к этому  типу профессиональной занятости: дефекты  речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как  это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного  интереса к человеку -- интереса "просто так"». Это как бы обобщенный портрет  субъекта профессии типа «Человек--Человек». Входящая в этот тип профессия  педагога предъявляет специфические  требования, среди которых основные -- профессиональная компетентность и  дидактическая культура.

При рассмотрении педагогической деятельности с позиции предмета труда обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и  другие схемы отношений, и, прежде всего  «Человек - Знак». Знаковые, и в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством  передачи общественно-исторического  опыта, в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет  усвоения. Не меньшую роль в современном  образовательном процессе играет компьютерная техника. Педагог использует ее и  как средство передачи знаний, и  как предмет изучения, а затем  и обучения. Отмечая функциональные орудия труда Е.А. Климов имеет в  виду средства и способы профессиональной деятельности и прежде всего «устную  и письменную речь, изображения». Речь педагога, как известно, является одной  из важнейших характеристик его  деятельности.

Выбор профессии определяет восемь основных факторов: 1) позиция  старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического  коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и  жизненные планы; 5) способности и  их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о  той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.

 

 

 

 

Субъектные свойства педагога

Еще в начале века П.Ф. Каптеревым были отмечены «специальные учительские  свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». «Первое свойство объективного характера  и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в  степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом -- в  знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство -- субъективного  характера и заключается в  преподавательском искусстве, в  личном педагогическом таланте и  творчестве». Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность  и педагогическое искусство. Учитель  должен быть самостоятельным, свободным  творцом, который сам всегда в  движении, в поиске, в развитии. Мысль  П.Ф. Каптерева о том, что творческого  учителя и ученика объединяет потребность самообразования и  развития, и что они, по сути, представляют собой два противоположных конца  одного поля, одной «лестницы».

Краткое описание
Рубинштейн С.Л. выделил следующие характеристики субъекта с общефилософской позиции:
Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание.
Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах». Здесь можно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"».
Оглавление
1. Категория субъекта. Общая характеристика категории субъекта………………1
2. Субъект и личность
3. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
4.Педагог как субъект педагогической деятельности
5. Субъектные свойства педагога
6. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
7. Связь индивидуальных особенностей и способностей
8. Общий состав педагогических способностей
14. Структура педагогических способностей
15. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
16. Соответствие человека педагогической деятельности
17. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования
18. Заключение
19.Список использованной литературы