Игровая деятельность,как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

в Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4
1.1 Особенности игры детей раннего возраста……………………………….4
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8
2.Развитие социальных отношений у детей раннего возраста………………20
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20
2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24
Заключение……………………………………………………………………..30
Литература……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

      Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

      К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран» и пр.), хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.), подвижные игры (прятки, салочки, «Третий лишний», «Ручеек» и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся  движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. (6)

        В них, как правило, осуществляется  непосредственный эмоциональный  контакт участников игры. К играм-забавам  можно отнести и имитационные  игры, в которых дети выразительными  движениями и звуками изображают  животных, птиц, насекомых, машину, паровоз  и др.

      Выделение дидактических игр в отдельную  группу обусловлено тем, что в  них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это  могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино, мозаики  и пр.

      В играх с сюжетными игрушками  дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный  опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских  книг и рассказов взрослых. К играм  с сюжетными игрушками относятся  процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. (8)

      Часто разные виды игр сочетаются между  собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их частью.                                                                                                             Игры-драматизации часто переплетаются  с имитационными играми и т.п. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и  групповыми.

      Значение  игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в  его развитие и с этой точки  зрения выполняет дидактическую  функцию. Так, в играх-забавах и  подвижных играх развиваются  эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Сюжетные игры и  игры-драматизации способствуют социальному  развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. (12)

      Через собственные переживания малыш  осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.; в процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать  с ними свои желания и действия.

      Из  сказанного следует, что:

      • элементы игры должны включаться во все  виды взаимодействия педагога с детьми;

      • игра должна быть основной формой организации  разных видов детской деятельности;

      • в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных  игр.            

      Включение игровых эпизодов и игр-потешек  в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более  привлекательными, снимает возможные  негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений  ребенка с педагогом, поддержанию  благоприятной эмоциональной атмосферы  в группе.(6)

      Проводя работу, направленную на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей, педагоги должны использовать игру в качестве основной формы организации  детской деятельности (предметной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, физкультурных занятий и др.) и  не подменять ее занятиями по образцу  школьного урока.(15)                                                 

      В отечественной педагогике разработано  множество специальных игр, с  помощью которых можно решать целый ряд образовательных задач, стоящих перед педагогикой раннего  возраста. Элементы игры включаются также  в наблюдение, детское экспериментирование, бытовые занятия (сервировка стола, поддержание порядка в групповых  помещениях и на участке и т.п.).

      Педагоги  должны ежедневно выделять специальное  время для организации детских  игр; стремиться к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым; предложить детям на выбор ту или  иную коллективную игру: в прятки, хоровод, лошадки, паровозик и вагончики  и т.п. Дети, не умеющие играть, могут  наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, взрослый не прерывает его  занятия, не настаивает на участии в  игре. Вместе с тем он постарается  найти время и способ, чтобы  позже вовлечь ребенка в игру. Воспитатель должен также поддерживать инициативу детей в развертывании  той или иной игры. Помимо коллективных игр, необходимо организовывать индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка, воспитатель делает это ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры-потешки, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками.(3)

      Развитие  у детей процессуальной игры является специальной задачей педагогов. Для ее решения воспитатели должны создавать определенные психолого-педагогические условия.

      Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для  возникновения игры необходимо создавать  полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:

      • организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;

      • обсуждать с детьми домашние дела взрослых;

      • привлекать их к посильному участию  в жизни группы: выполнять поручения  воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

      • обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.(19)

      Качество  игрового взаимодействия взрослого  с ребенком и саморазвитие детской  игры в большой степени зависят  от характера взаимоотношений партнеров. Отстраненное отношение воспитателя  к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка  интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный  контакт, вызвать у него доверие  и желание действовать вместе.

      Важно помнить, что игра – не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель  может заинтересовать его игрой  лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.

      В ходе игры он должен стремиться к равноправному  партнерству даже с самыми маленькими, обращается к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Взрослый не поучает его, не делает ему замечаний.

      Наблюдая  за игрой, он проявляет интерес к  действиям малыша, поощряет их, радуется тому, как он хорошо играет. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого  стимулируют игровую инициативу детей.(12)

      Если  необходимо пробудить игровую активность ребенка или разнообразить ее, воспитатель не указывает, что и  как надо делать, а отдает предпочтение косвенным методам воздействия (игра рядом, деликатное подключение к  игре, вопросы, советы, обращения от имени персонажа, и пр.). Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может быть теперь зайка хочет спать?», «Что же ты не помыла посуду?» и т.п.

      Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у детей процессуальной игры, предполагает использование разнообразных методических приемов.

      Организуя игру с сюжетными игрушками, он должен учитывать возраст ребенка, его  желание и умение играть. Чем он младше, тем больше доля участия  взрослого в его игре.(11)

      Если  малыш впервые пришел в ясли и  совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью  принадлежит взрослому. С помощью  сюжетных игрушек он вовлекает ребенка  в воображаемую ситуацию (производит игровые действия с куклой, разговаривает  с ней, обращается к нему от имени  куклы), побуждает малыша воспроизвести  то или иное действие, например, обращаясь  к нему от имени куклы: «Я хочу спать, положи меня в кроватку». Если ребенок  принимает игровую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые действия, воспитатель поддерживает и поощряет его.

      Вовлечению  ребенка в воображаемую ситуацию могут способствовать не только специально организованные игры, но и обыгрывание  любых предметных действий. Например, если он катает машинку, ему можно  предложить покатать на ней зайку, если перекладывает с места на место  мишку или ковыряет его глаза, можно посочувствовать медвежонку, у которого «заболели глазки», и  показать малышу, как закапать мишке  капельки. Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие «понарошку».

      В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия «с отсутствующим предметом»: протянуть  кукле пустую щепотку, объясняя, что  это конфета. Ребенок с удовольствием  повторит это.(8)

      Первые  игровые действия могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться к взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослый просит их «покормить» его, сразу  же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом и  т.д. Можно по очереди смотреться в зеркальце, причесывать друг друга, «сделать укол». Выполнение таких действий забавляет детей, разнообразит игру.

      Благоприятное влияние на формирование их интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игровых  персонажей в режимные моменты. Во время  обеда или полдника воспитатель  может посадить на стульчик рядом  с детьми куклу, которая тоже будет  «кушать», поставить перед ней  приборы; укладывая малышей спать, – посоветовать им убаюкать любимую  игрушку, положить ее рядом с собой.(9)

      По  мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным играм, принятия им воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым, появления первых самостоятельных игровых действий, в задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.

      Воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, как хорошо ты кормишь  дочку!», «Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Таким образом, он поддерживает и помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно.

      Часто, усвоив первые игровые действия, дети выполняют их только с теми игрушками, с которыми играл взрослый, например, кормят только одну куклу. Поэтому нужно  стимулировать игру ребенка с  разными персонажами: большими и  маленькими куклами, пупсиками, собачками, мишками и пр., что способствует обобщению игровых действий, их разнообразию. Речевое сопровождение игры значительно  расширяет ее возможности, позволяет  перевести предметные действия с  сюжетными игрушками в план общения  с персонажами игры, открывает  возможности построения диалогов между  партнерами, планирования игры, создания полнокровного, детализированного  образа-роли и замещение предмета.

      Играя вместе с ребенком, подключаясь к  его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует  малыша на использование или на поиск  необходимых игрушек. Тем самым  обогащается состав игровых действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять  свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.(3)

      Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая в  игре различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более  сложные ролевые взаимоотношения  с игровыми персонажами: выступает  в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и  пр. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он «играет роль», подражая действиям взрослых.

      Чтобы игра была более содержательной, важно  с самого начала помогать малышу «строить»  ее как целостную ситуацию, в которой  все действия взаимосвязаны и  осуществляются в некоторой логической последовательности.

          Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных игровых действий, с помощью словесного обозначения фиксирует переходы от одной группы действий к другой («давай сначала сварим кашку, а потом покормим Лялю»), завершение каждого этапа игры («суп сварился», «куклы погуляли»). Такой способ помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.(1)

Информация о работе Игровая деятельность,как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста