Игровая деятельность,как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

в Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4
1.1 Особенности игры детей раннего возраста……………………………….4
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8
2.Развитие социальных отношений у детей раннего возраста………………20
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20
2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24
Заключение……………………………………………………………………..30
Литература……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

      ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

      КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

      ГОУ СПО Педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга 
 
 
 
 
 

      Влияние игровой деятельности на развитие социальных отношений у детей раннего  возраста. 
 
 

                                                     Курсовая работа

                                                     выполнена студенткой

                                                     очно-заочного обучения

                                                     44 группы 

                                                     Воротынцевой Натальей

                                                     Руководитель работы

                                                     Преподаватель 
 
 
 
 
 

      Санкт-Петербург 

      2011год.

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4

           1.1 Особенности игры  детей раннего возраста……………………………….4

           1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8

2.Развитие социальных  отношений у детей раннего возраста………………20

           2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20

2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22

2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24

Заключение……………………………………………………………………..30

Литература……………………………………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания и обучения детей различным действиям с  предметами, способам и средствам  общения. В игре ребенок развивается  как личность, у него формируются  те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми.

      Игра  – наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки  полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются  особенности мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в  общении.

      Уже в раннем возрасте ребенок имеет  наибольшую возможность именно в  игре, а не в какой - либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки  и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически  связанные с сюжетом игры, ее правилами.

      В современной педагогике игра рассматривается  как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий  его основные потребности, прежде всего  в самостоятельности и активном участии в жизни взрослых. В  отличии от повседневной жизни, где  ребенка постоянно учат и от всего  оберегают («Не упади!», «Не бегай!», «Вымой руки!»), в игре он может все: летать в космосе, учить школьников и даже взрослых и т.п. Таким образом,  малыш в игре, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. 
 

         

  1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте.     

  1.1  Особенности игры  детей раннего возраста.

      Отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) считаю игру ведущей деятельностью, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

      По  выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются. В ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам и взрослым.(7)

      По  мнению О.В.Солнцевой» Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной, или самодеятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение. В игре развивается не  только воображение, но и формируются другие личностные новообразования. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений».(13)

      В раннем возрасте игра постепенно становится самой любимой и естественной деятельностью ребенка. Ребенок  включается в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом.

      К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям  взрослого (кормит и укладывает спать  куклу, прокатывает машинки и  др.). Ребенок передает несложный  сюжет из нескольких игровых действий. 

      Во  второй половине раннего возраста ведущая  форма общения ребенка с взрослым ситуативно-деловая. Это общение  протекает на фоне предметной или  игровой деятельности и побуждается  потребностью в сотрудничестве с  взрослым. В то же время на этом этапе  возрастного развития в общении  ребенка с взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с  появлением речи.

      Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что  это общение все более становится, не только предметно-действенным, но и  речевым. Дети все чаще обращаются к  взрослому, пользуясь словами, и  лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем  году жизни является важным показателем  психического развития ребенка. Речь в  этом возрасте включена в общение, она  формируется и развивается, прежде всего, как средство общения с  взрослым. (5)

      На  третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место  в развитии ребенка, но приобретает  новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и  умелым. Он уже достаточно хорошо владеет  специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.

      Во  второй половине раннего возраста существенно  возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и  предметная деятельность тесно связаны  между собой и представляют собой  две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении  детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и  настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем  году жизни является настойчивое  стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более  внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям. Все это позволяет судить об ориентации детей на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников. (6)

      К концу раннего детства для  ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с  веником. С середины третьего года жизни  ребенок ставит цели, достижение которых  соответствует значимому, общепринятому  результату, например, правильно сложить  пирамидку, сделать домик из кубиков  в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре  предметной деятельности становится появление  способности самостоятельно оценивать  полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность  без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром.

      Самостоятельно  и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную  фразу «я сам» и ограничивать участие  взрослых в своих делах. (12)

      Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность  в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать  речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается к взрослому  с вопросами и просьбами, что  помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение с взрослым остается важнейшим параметром предметной деятельности ребенка.(9)

      На  третьем году жизни углубляется  дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельности, которая  лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных  действий со знакомыми и малознакомыми  предметами, то игровая - предполагает элементы творчества и становление  игровых замещений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста.

       Умственное  развитие ребенка формируется в  процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения с взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

       Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников. (12)

       Во  время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные  взаимоотношения и эмоционально-деловые  связи с взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке   воспитателем   их   деятельности   и   ориентируются   на   нее.

       Для воспитателя организация игровой  самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную  игровую  деятельность  воспитатель  сможет  лишь  в  том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.(2)

      Для социально-личностного развития ребенка  большое значение имеет игра. В  народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей.

      Их  содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся  детьми. В разнообразных детских  играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям  взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах  и игрушках.

      Самые первые игры взрослых с детьми –  «Прятки», «Ладушки» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение  и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу.                                                                                                  Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная  окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные  ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша.

Информация о работе Игровая деятельность,как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста