Стратегическое планирование на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня. (П. Дракер).

Деятельность организации на свободном рынке справедливо сравнивают с действиями армии на фронте. Действительно, работа организации в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой войне, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Современная стадия развития российской экономики такова, что организация должна сама определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности организации

1.1 Понятие, содержание стратегического планирования……...................5

1.2. Сущность процесса стратегического планирования………………….7

1.3. Этапы стратегического планирования………………………………...8

1.3.1. Стратегический анализ………………………………………….…..12

1.3.1.1. ПЭСТ (СТЭП) - анализ и модель пяти сил конкуренции…...14

1.3.1.2. SWOT-анализ…………………………………………….…….15
. Стратегический выбор………………………………………………16
. Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)….22

2. Реализация стратегического планирования на примере организации «Офис-Мебель»

2.1. Характеристика фирмы ООО «Офис-Мебель»……………………...26

2.1.1. Анализ внешней среды организации - PEST-анализ………….28

2.1.2. Анализ внутренний среды SWOT-анализ……………………...33 2.2. Характеристика стратегических зон хозяйствования ООО «Офис-Мебель»…………………………………………………………...…………….37

2.3. Разработка альтернатив и выбор стратегии с использованием матрицы БКГ……………………………………………………………………39

2.4. Формулировка общей стратегии ООО «Офис-Мебель»…………….41

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.95 Кб (Скачать)

Предприятие было создано двумя физическими  лицами на основании Закона России «О хозяйственных обществах». Для  регистрации предприятия были подготовлены следующие документы:

Устав общества;

Учредительный договор;

Протокол  собрания учредителей.

Учредителями  ООО «Офис-Мебель» являются физические лица: Греков Андрей Владимирович и  Островский Виктор Александрович. Преимущества такой формы хозяйствования состоит  в том, что участники общества несут ответственность ограниченную своими вкладами при общем экономическом интересе.

Юридический адрес ООО «Офис-Мебель» ул. Гоголя, 36/18.

ООО «Офис-Мебель»  имеет линейную производственную структуру  управления. Каждый работник предприятия  подчинен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящим  органом через него. В данной структуре  разделение системы управления на составные  части осуществляются по производственному признаку с учетом степени концентрации и специализации производства, а также технологических особенностей. Система звеньев управления отражает производственную структуру.

Органы  управления - заместитель директора  по коммерческим вопросам, заместитель  директора по производству, главный  технолог, главный бухгалтер - на высшем уровне осуществляют координацию деятельности составных частей всей системы производства.

Производственная  структура предприятия - это форма  организации производственного  процесса, в котором взаимосвязаны  размеры предприятия, состав, количество и удельный вес производственных подразделений, а также их участки и рабочие места.

Первичным звеном производственной структуры  является рабочее место, где рабочие  выполняют отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства, используя соответствующее  оборудование.

Количество  и взаимосвязь рабочих мест в  производственном процессе определяют основную производственную структуру - производственный участок. Он представляет собой совокупность территориально обособленных рабочих мест, предназначенных  для выполнения технологически однородной работы или различных операций по изготовлению одноименной продукции.

Функции управления в цехе выполняет начальник  цеха в подчинении которого находятся  рабочие мастера, аппаратчики, грузчики, наладчики, операторы и другие.

ООО «Офис-Мебель»  выпускает компьютерные столы для  офисов и для домашнего использования.

Продукция предприятия пользуется широким  спросом у населения, за счет высокого качества и невысокой цены. Предприятие  реализует свою продукцию в г. Николаев. 

2.1.1 Анализ внешней среды организации «Офис-Мебель» - PEST-анализ

К компонентам  внешней среды, которые оказывают  влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся  те, на которые организация не может  воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на организацию  напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая  и другие сферы страны).

Этот  анализ рассматривает влияние на деятельность предприятия политико-правовых, экономических, социо-культурных и  технологических факторов. Данный вид  анализа представлен в таблице.

Факторы внешней среды

Возможности Угрозы
Политические  факторы  
1. Государственная поддержка малого  предпринимательства 2. Несовершенная  и сложная налоговая система,  приводящая к установлению высоких  цен на услуги и вымыванию  оборотных средств предприятия
Экономические факторы  
1. Отмена 5 % налога с продаж и  изменение ставки Налога на  добавленную стоимость до 18 % 2. Увеличение  тарифов естественных монополий
Социокультурные факторы  
1. Предпочтения конечных потребителей  услуг Уровень образования  населения страны
Технологические факторы  
1. Научно-технический прогресс  
Факторы Возможное влияние  на деятельность «Офис-Мебель»
Политико-правовые факторы  
1. Несовершенная  и сложная налоговая система,  приводящая к установлению высоких  цен на услуги Переход на упрощенную систему налогообложения
2. Государственная  поддержка малого предпринимательства  
Экономические факторы  
1. Отмена 5 % налога с продаж и изменение  ставки Налога на добавленную  стоимость до 18 % Снижение себестоимости  предлагаемых услуг
Социокультурные факторы  
Уровень образования населения страны 1. Высококвалифицированный  персонал, меньше времени и денег  уходит на обучение кадров
Технологические факторы  
Использование в практике нового оборудования Преимущество  перед конкурентами
 

Следующим этапом проведения анализа является анализ влияния вышеперечисленных  факторов на деятельность «Офис-Мебель».

На основе проведенного анализа можно сделать  соответствующие выводы. Производство продукции из дерева является важной отраслью материального производства. Характерные черты, присущие производству, зависят от своеобразия его продукции  и особенностей производственного  процесса. Они проистекают из того, что продукция неподвижна, велика по размерам. Многообразна, сложна, имеет  большой вес, многодетальна, сопряжена  со множеством других отраслей народного  хозяйства.

Все эти  особенности производства приводят к серьезным экономическим последствиям и сказываются на методах и  приемах экономической работы. Возникает  специфика планирования производства, особая система определения цены продукции при помощи смет, появляются специфические формы заработной платы и премирования.

Анализ  конкурентных сил, действующих  на «Офис-Мебель»

Этот  анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и  опасности, с которыми может встретиться  фирма в отрасли. 

Портер  предложил для этого модель пяти сил:

- Появление  новых конкурентов;

- Рыночная  власть потребителей; 

- Конкуренция  внутри отрасли;

- Давление  со стороны;

- Товары  заменители.

Он аргументировал эту модель тем, чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать  цены и прибыль. Ослабление сил создает  благоприятные возможности для  компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.

I. Риск  входа потенциальных конкурентов  (первая сила Портера) вероятность  появления новых конкурентов  низкая, из-за высоких барьеров  входа в отрасль:

- Лояльность  к торговой марке покупателей  (входящие компании должны перекрыть  это значительными инвестициями);- Абсолютное преимущество по издержкам  (более низкие издержки производства  обеспечивают существующим компаниям  существующие преимущества, которые  трудно достичь новым компаниям);

- Экономия  на масштабе (это преимущество  ассоциируется с большими компаниями). Оно связано со снижением издержек  при массовом производстве стандартизированной  продукции, скидками при больших  закупках сырья. 

II. Второй  конкурентной силой является  соперничество существующих в  отрасли кампаний. Конкуренция в  отрасли очень высокая, это  складывается из-за:

1. высокого  количества конкурентов представленных  в отрасли,

2. медленного  роста рынка услуг,

3. сильной  ценовой борьбы,

4. стремление  основных конкурентов увеличить  свою долю рынка. 

III. Третьей  силой является возможность покупателей  «торговаться». Она предоставляет  угрозу давления на цены из-за  потребностей в лучших качествах  или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен  и повышение прибыли. 

IV. Четвертой  конкурентной силой выступает  давление со стороны поставщиков.  Оно заключается в их угрозе  поднять цены, вынуждая компании  снизить количество поставляемых  услуг, а следовательно и прибыль.  Альтернативно - слабые поставщики  дают возможность снизить цены  на их продукцию и требовать  более высокого качества. 

V. Пятой  конкурентной силой является  угроза появления заменяющих  услуг. Существование полностью  заменяющих услуг составляет  серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании  и ее прибыльность.14 

Анализ  конкурентов

В данной отрасли работают более 2000 предприятий, но действительную конкуренцию «Офис-Мебель»  составляют только 3 предприятий. Анализ конкурентов проще произвести в  виде таблицы. В таблице приведены  основные положения и стратегии  конкурентов.

Предприятия имеют различные позиции на рынке, но все хотят быть лидерами на рынке  любыми путями. Сильные предприятия  могут достичь этого путем  поглощения более слабых, тем самым  устранят конкурентов. Слабые же предприятия наоборот стараются объединиться, с целью усиления своих позиций на рынке.

Наиболее  сильными конкурентами в отрасли  являются следующие предприятия:

1. ЗАО  «Евро-стол»;

2. ООО  «Мир компьютерных столов»;

3. ООО  «Комфорт люкс».

На «Офис-Мебель»  постоянно проводится мониторинг за деятельностью конкурентов с  целью предупреждения «атак» со стороны  конкурентов и своевременной  разработке мер по их отражению. 

2.1.2. Анализ внутренний среды

Внутренняя  среда организации изучается  с помощью SWOT-анализа.

На основании  всестороннего изучения рыночной ситуации, приведенной выше, проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и  структурировать сильные и слабые стороны организации, а также  потенциальные возможности и  угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей  компании с возможностями, которые  дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком  направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение  ресурсов по сегментам.

Анализ  сильных и слабых сторон организации 

Слабые  стороны  Слабые стороны
Маркетинг  
 
1. Организация  работает стабильно на протяжении  многих лет, об этом свидетельствует  постоянный рост прибыли. 2. Низкое использование  рекламы при привлечении клиентов.
Производство  
Налажена  постоянная система контроля над  входящими ресурсами и выходящими. 2. Высокая амортизация  оборудования.
Финансы  
1. За  последний год наблюдается увеличение  объема продаж. 2. Происходит  незначительное пополнение основных  производственных фондов.
Персонал   
1. Существует  эффективная система вознаграждения  сотрудников, которая повышает  их производительность.

2. Выбор  на руководящую должность осуществляется  через открытый конкурсный отбор,  но приоритет отдается сотрудникам  организации.

3. Очень редко  используется система обучения  и переподготовки персонала.
Организационная культура и имидж  
1. Организация  является сторонником строгой дисциплины.

2. В  организации отсутствует дискриминация  по полу, вероисповеданию, национальности. 

3. Официальный  путь решения конфликтов в  организации является наилучшим.

4. Организация  постоянно работает над повышением  уровня корпоративной культуры.

5. Единство  слова и дела, соответствие внутреннего  и внешнего имиджа, выполнение  обещаний; соответствие рекламных  материалов реальному качеству  услуги.

 

Информация о работе Стратегическое планирование на примере предприятия