Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Предмет – новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Объект – новые разработки по управлению г. Москвы
Необходимо решить такие задачи:
- описать теоретические аспекты стратегического развития муниципалитета;
- проанализировать проблемы стратегического развития г. Москвы;
- разработать рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦЕПАЛИТЕТА ……………………………………………..……………….5
1.1. Теоретические аспекты стратегий управления городом …….………………5
1.2. Зарубежный опыт стратегического развития муниципалитета …………….8
2. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ……………..18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ……………………………18
2.2. Проблемы реализации стратегии развития г. Москвы………………………22
3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА……………………………………………………………….25
3.1 Ключевые направления деятельности Правительства по реализации стратегии г. Москвы……………………………………………………………………………..25
3.2 Рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы ……………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33

Файлы: 1 файл

Strategia_sovershenstvovaniag_Moskva.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

Что и является основной задачей данной публикации. Как важная предпосылка, которая определила переход к практике стратегического управления в ведущих странах мира, может между прочим считаться децентрализация процесса подготовки и принятия управленческих решений по социально-экономическому развитию территории. Так, в США реализация принципа делегирования полномочий находит практическое отражение в концепции местной общины и связана с разработкой стратегий ее развития, которые включают в себя:

- Оценку хозяйственной емкости и допустимой антропогенной нагрузки на природную среду территории, которую занимает местное сообщество;

- Определение потребностей  общества и доступности экономических, природных и человеческих ресурсов для их обеспечения;

- Совершенствование системы местного самоуправления и внедрение в ее практику принципов устойчивого развития;

- Привлечение членов территориальной  громады к принятию управленческих решений по ключевым вопросам муниципального развития.

Аналогичная практика характерна и в ряде европейских стран. В Великобритании одним из главных принципов территориального развития является императив, согласно которому активизация экономической активности в большей степени обеспечивается за счет локального развития, чем перераспределения видов деятельности и ресурсов. Отсюда - необходимость приближения процесса формирование политики в местные центры принятия решений.

Заслуживает внимания принцип, который определяет необходимость профессионализации деятельности по стратегическому управлению и местного экономического развития. Его практическая апробация осуществляется через создание структур, в которых сконцентрировано высококвалифицированные кадры, принимают непосредственное участие в обосновании направлений и механизмов территориального развития.

Так, в Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к участию в деятельности по развитию и диверсификации местной экономики. С целью профессиональной подготовки таких специалистов более 30 лет назад было созданы многочисленные образовательные программы, в том числе Программу экономического развития Университета Ватерлоо5.

В США на уровне городов существуют специализированные комиссии или агентства по экономическому развитию, которые отвечают за подготовку целевых программ, направленных на повышение качества жизни населения, усиления конкурентных позиций территории и тому подобное. В перечень основных задач таких программ можно отнести содействие развитию бизнеса, росту объемов производства перспективных товаров и услуг, созданию рабочих мест. Они активно занимающихся вопросами совершенствования ресурсного потенциала районов и поселений6.

Во Франции соответствующий принцип реализован за счет организации межкоммунального сотрудничества. С целью более эффективного выполнения

функций, возложенных на коммуны, они создают публично-правовые межкоммунальные объединения, одной из задач которых становится разработка проектов в сфере экономического развития.

Примером такого объединения может служить Городская Сообщество Лилльского Метрополия (Lille Métropole Communauté urbaine), созданная законом от 31 декабря 1966, которая объединяет 85 коммун с населением более 1 млн. человек.

Принципиальное значение для стратегического управления имеет понятия стейкхолдеров - человека, или организации, интересы которых существенно связанные с соответствующим городом и ресурсы которых существенно влияют на его развитие. Следует подчеркнуть, что стейкхолдеры представлены не только

внутрикоммунальными группами, но и внешними (относительно конкретного местного сообщества) организациями7.

Учет мнений широкого круга стейкхолдеров - важный принцип разработке местных стратегий. Многочисленные исследователи отмечают, что в условиях

привлечения стейкхолдеров в процесс формирования стратегий на его начальных стадиях, существенно возрастает вероятность поддержки ими ключевых проектов местного развития. Кроме того, принципиального важно участие стейкхолдеров в оценке современного состояния внешней среды и в выборе реалистичных стратегических проектов.

Этап стратегического управления - стратегическое планирование следует рассматривать и как результат (стратегический план как итоговый документ) и как процесс (разработка и реализация планов), который обеспечивает аккумуляцию знаний, новаторских идей и инициатив, достижения общественного согласия и т.д..

По нашему мнению, стратегическое планирование должно предусматривать не только учет интересов различных групп стейкхолдеров, но и их согласования, сбалансирования, которое отображается как в целевой функции стратегических планов, так и в формах и методах их реализации.

Учитывая факт вхождения города в качестве подсистемы в региональную, национальную и мировую социально-экономические системы, каждая из которых имеет несколько групп влияния на городское развитие, состав стейкхолдеров достаточно разнообразным. Он включает в себя государственную и региональную власть, частные предприятия, которые расположены на соответствующей территории или рассматривают ее как рынок сбыта, политические партии, общественные организации и тому подобное. Поэтому к основным разработкам и реализации стратегий следует отнести партнерство между обществом, властью и бизнесом. Этот принцип находит практическое отражение и в процессе интеграции стратегий, разрабатываемых на каждом уровне власти (город, регион, государство).

Привлекает внимание сущность подхода, который был впервые апробирован в Нидерландах и нашел широкое распространение в странах Западной Европы, так называемый "подход РОМ" (РОМ - Голанские аббревиатура, обозначающая планирования на территориях с особым статусом) - внедрение системы планирование по принципу "снизу-вверх" (от англ. bottom-up). Важной чертой такого подхода является привлечение к решению проблем на основе диалога сторон, представляющих различные уровни власти. Главной идеей является то, что стороны достигают выгодных для себя решений на основе консенсуса. Несмотря тот факт, что планирование территориального развития было инициировано центральным правительством, последний осуществляет лишь общую координацию и финансирования, в то время как местная и региональная власть реально управляют соответствующим проектам.

Полный цикл подхода РОМ состоит из трех основных фаз: начальной, фазы планирования и фазы реализации проекта. На начальной стадии происходит выявление проблем, а также намечаются пути их преодоления. Обязательное условие - согласие всех сторон на участие в решении проблемы. Предварительное согласие дает возможность более детально обсудить программу действий, а также определиться относительно методов. Начальная фаза заканчивается подписанием соглашения, которое знаменует начало этапа планирования. План действий составляется с участием всех заинтересованных сторон. После согласования плана стороны подписывают заключительное соглашение, которое вместе с другими соглашениями формирует пакет документов, представляемых на утверждение парламента, ассамблеи провинции, а также муниципалитета. В рассмотрении проекта принимают участие не только депутаты и чиновники, но и представители различных целевых групп (от промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.) и общественности. После процедуры окончательного согласования проекта переходит к заключительной фазе - реализации.8

Принципиально важным моментом является обеспечение активной позиции представителей местной общины, их непосредственного участия в разработке стратегии развития города. В мировой практике были апробированы многочисленные инструменты привлечение общественности к процессу стратегического планирования:

- Опрос жителей с целью  определения современных ценностей  и видение города в долгосрочной перспективе;

- Проведение семинаров  и круглых столов для обсуждения  и изучения реакции на результаты проведенного опроса;

- Разработка специального  интерактивного веб-сайта для распространения информации о ходе стратегического планирования и постоянного обратной связи с местными жителями;

- Тематические дискуссии в режиме онлайн;

- Общение с мэром, членами  городского совета в сети Интернет;

- Общие презентации стратегии и программ ее реализации и тому подобное.

Достаточно интересен опыт Бирмингема, где кроме регулярных опросов и ежегодных исследований общественного мнения, была создана постоянно действующая общественную группу, в состав которой входит тысяча представителей местной сообщества, избранных по репрезентативной выборке. К основным темам, выносятся на всеобщее обсуждение в Бирмингеме можно отнести следующие:

- Общее восприятие жителями  имиджа города;

- Качество и востребованность  муниципальных услуг;

- Определение процента  населения, периодически обращается в городской совет и того, каким образом это происходит;

- Приоритеты граждан в  бюджетных расходах и т.д..

Центральное место в процессе разработки стратегии занимает этап целеполагания. В общем, цели верхнего уровня разных городов имеют достаточно типичный характер. Целью, в большинстве случаев, определяется повышение качества жизни населения за счет экономического роста. Разница в подходах становится очевидной только при рассмотрении конкретных задач более низкого уровня "дерева целей". Кроме того, каждый город формулирует свою уникальную миссию, например:

- Быть «открытым городом», международным городом и городом  культуры (Амстердам);

- Превратиться в "столицу  информации ЕС" и "центр транспортных перевозок "(Кельн)

- Развиваться как центр  технологических инноваций (Манчестер);

- Получить статус европейской  метрополии (Лилль).

Различия в положении городов в региональной и национальной системах, другие важные экономические, политические, культурные и исторические факторы обусловливают разнообразие стратегий. В то же время существует и перечень неизменных составляющих стратегических планов: эффективное применение передовых технологий и знаний, улучшение делового климата, стимулирования

инвестиционной деятельности, формирование и развитие конкурентоспособных кластеров, содействие отраслям с высоким инновационным потенциалом, развитие инфраструктуры города на инновационной основе; развитие туризма, увеличение процента занятости населения; повышение квалификации кадров; поддержка малого и среднего бизнеса; стимулирование процесса создания новых

предприятий; внутреннее региональное сотрудничество; международные отношения и тому подобное.

Кроме того, в стратегических планах развитых городов Европы традиционно значительное место занимают университеты, деятельность которых имеет принципиальное значение для местного развития. Процессы создания новой интеллектуальной собственности, ее коммерциализация, подготовка кадров, привлечение молодежи приобретают особую актуальность в свете проблем организационного обучение и управление знаниями (knowledge management). Еще одним продуктивным моментом стратегии территориального развития является активизация взаимодействия бизнеса и университетов (научные и технические парки, агентства по распространения технологий и т.п.).

Следует также отметить усиление внешнеэкономического аспекта в планировании развития крупных городов. В основе этого процесса - глобализация

экономики проявляется в интернационализации экономических связей. Она сопровождается высокими темпами роста объемов иностранных инвестиций, что на порядок опережают темпы развития мировой торговли. Инвестиции играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструктуризации, создании глобальных предприятий. Актуализация внешнеэкономического аспекта обусловила применение инструментария международного маркетинга при разработке программных документов территориального развития.

Переход большинства развитых стран к разработке и реализации национальных стратегий устойчивого развития вновь обострил проблему сохранение высокого качества окружающей среды. Введение экологического компонента в целевую функцию планов социально-экономического развития территорий связано с обновлением состава индикаторов, используемых в планировании и мониторинга.

Так, в США к показателям, которые применяются в планировании и контроле и отражают качество жизни населения, включено: квалификацию в возрасте 19 лет, продолжительность здоровой жизни, дома, не приспособлены для проживания, выбросы парниковых газов, дни со средним и высоким уровнем загрязненности воздух, чистые реки, популяции диких птиц, новые дома, построенные на освоенных землях, количество отходов, производится и перерабатывается т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ

2.1. Организационно-экономическая  характеристика

Одной из важнейших стратегических задач совершенствования управления столичным мегаполисом в современных условиях развития экономики и является развитие системы местного самоуправления.

Москва, как город федерального значения и столица Российской Федерации, формирует систему местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, Законом города Москвы от 06.11.2002 №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и рядом нормативных правовых актов как федерального, так и регионального значения.

Информация о работе Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы