Войти    Поиск   Связаться с нами

Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы

Дата: 01 Декабря 2015 в 21:51
Автор: a**************@yandex.ru
Тип: курсовая работа
Скачать в ZIP (372.91 Кб)
Файлы: 1 файл
Strategia_sovershenstvovaniag_Moskva.doc (509.50 Кб)   —   ОткрытьСкачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет управления

 

Институт Государственного Управления и Права

 

Кафедра Государственного Управления и политических технологий

 

Курсовой проект

 

По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

На тему «Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы»

 

Выполнил(а) студент(ка)

Очной формы обучения

Специальности_______________________________

Специализации_______________________________

_____3_курса_____3____________группы

 

Студент (ка)                                     ________________                

                                                  (личная подпись)          (инициалы, фамилия)

Руководитель проекта

                                                        ____________________           ___Гимазова Ю. В.

                                                     (личная подпись)          (инициалы, фамилия)

                                      

                                                       Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦЕПАЛИТЕТА ……………………………………………..……………….5

1.1. Теоретические аспекты стратегий управления городом …….………………5

1.2.  Зарубежный опыт  стратегического развития муниципалитета …………….8

2. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ……………..18

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ……………………………18

2.2. Проблемы реализации стратегии развития г. Москвы………………………22

3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ  НАПРАВЛЕНИЙ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ГОРОДА……………………………………………………………….25

3.1 Ключевые направления  деятельности Правительства по  реализации стратегии г. Москвы……………………………………………………………………………..25

3.2 Рекомендации по  управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы ……………………………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………31 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном глобализационном мире все более очевидным становится существенное усиление экономического и политического значения мировых городов и в частности - столичных мегаполисов, стремительное повышение их роли в мировом хозяйстве и международных отношениях. Это требует применения особых механизмов управления такими городами, прежде всего, - разработки и последовательной реализации обоснованной долгосрочной стратегии развития.

При этом, методы и инструменты прогнозирования и предсказания будущего для столичного мегаполиса не вписываются в рамки обычного стандартного стратегического планирования, потому что речь идет о сложнейшую открытую динамическую социально-экономическую систему.

Как показывает анализ соответствующего сектора отечественных научных исследований, недостаточно отражены в научно-теоретических и научно-прикладных разработках, что на данном этапе актуализирует вопросы, рассмотренные в статье.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается статья. Научное обоснование использования инструментов стратегического планирования органами публичной местной власти для управления развитием соответствующих территорий, в том числе крупных и сверхкрупных городов относят к концу 80-х годов прошлого века, что нашло отражение в работах американских и европейских исследователей.

Различные аспекты стратегического планирования и менеджмента, различные подходы к стратегическому управлению развитием крупных систем, в частности - территориально-хозяйственных образований и мегаполисов исследуют зарубежные ученые: Е.Алексеева, Н.Альберт, И.Ансоффа, Е.Блейкли, Ж.Бобер, Дж. Брайсон, А.Брувер, Дж.Л.Гордон, Ж.Готтман, Л.Гудстейн, Ш.Гофер, К.Ендрюс, Б.Жихаревич, К.Кристенсен, Б.Крозби, Г.Минезберг, М.Нордквист, Г. Райт, В.Роринг, В.Рохчин, А.Стрикленд, А.Томпсон, А.О.Уильямсон, Ф.Хейвуд, Д.Харисон, А.Д.Чандлер, П.Чистякова и другие.

В конце 90-х годов ХХ века в России тоже наблюдается усиление интереса ученых к исследованию стратегического управления развитием городов. Специалисты в поисках новых способов реализации возложенных на органы местного самоуправления обязанностей обратились к опыту развитых стран мира в этой области1.

Различные аспекты стратегического планирования и управления территориальным развитием отражены в трудах таких отечественных ученых как Бабаев, О.Безьязичний, О.Берданова, Л. Бондаренко, О.Бойко-Бойчук, В.Вакуленко, Н.Внукова, О.Карай, Коломиец, В.Корженко, М.Лесечко, В.Мамонова, В.Нудельман, А.Поважний, С.Пухир, И.Санжаровский, В.Тертичка, Ю.Шаров и других.

Актуальность темы исследования. На данном этапе РФ вписывается в мировую модель распределения ВВП по величине агломераций, поскольку г. Москва производит около 20% российского ВВП, что примерно соответствует уровню 50 крупнейших агломераций в мировом ВВП. С увеличением количества украинских агломераций предельный прирост процента ВВП начинает снижаться аналогично мировых тенденций.

Поэтому сейчас развитие России, модернизация ее экономики и закрепление международного положения требуют повышенного внимания к развитию крупных городов и агломераций, мегаполисов и прежде всего столичного мегаполиса - города Москва.

Однако, при том, что Россия, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, имеет мощный урбанистический потенциал и возможности для развития нескольких мощных агломераций, на данном этапе этим вопросом недостаточно уделено внимание как со стороны самих мегаполисов и их руководства, так и со стороны государства, в частности относительно механизмов государственной поддержки. Недостаточно исследуют эти вопросы и соответствующие отечественные научные учреждения и ученые, особенно с точки зрения последних тенденции мировых процессов экономической глобальной нестабильности.

Цель курсовой работы – проанализировать новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.

Предмет – новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.

Объект – новые разработки по управлению г. Москвы

Необходимо решить такие задачи:

- описать теоретические аспекты стратегического развития муниципалитета;

- проанализировать проблемы стратегического развития г. Москвы;

- разработать рекомендации по  управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ  МУНИЦЕПАЛИТЕТА

1.1. Теоретические аспекты стратегий управления городом

Столичные мегаполисы и агломерации для любой страны является не только ведущими административно-деловыми центрами, но и визитной карточкой в ​​мировой общественно-политическое и экономическое пространство. Поэтому ускоренное и сбалансированное развитие Москвы и столичной агломерации сегодня является одним из актуальных вопросов, связанным, прежде всего с актуальностью проблемы полноценного включения России в глобальную постиндустриальную экономику.

Так, согласно одной из существующих концепций глобализации, мировая экономика представляет собой многоуровневую систему, верхний уровень которой - сеть мегаполисов мирового значения, так называемых «ворот в глобальный мир». Они на компактной территории сочетают выполнение функций транспортно-коммуникационных узлов, финансовых центров, а также центров науки и политики. Эти «ворота» обеспечивают доступ к глобальной экономики не только себе, но и территориям, которые находятся в сфере их экономического и политического влияния2.

Модель «ворот» в глобальное общественное и экономическое пространство открывает важные инструментальные возможности для понимания того, каким образом национальные экономики интегрируются в глобальную экономическую систему. Наличие у государства собственных мегаполисов - «ворот» позволяет национальным политическим, экономическим, научно-образовательным и культурным элитам войти в узкий клуб лиц, участвующих в принятии ключевых решений в каждой из этих сфер на глобальном уровне.3

Бесспорно, столичные мегаполисы в этих процессах играет ключевую роль. На современном же этапе они все больше превращаются в самостоятельные субъекты экономической и социальной глобальной конкуренции неизбежно распространяет на них и влияние угроз и негативных последствий глобализации и экономической нестабильности.

Особенно это проявилось во время распространения последней мировой финансово-экономического кризиса. В столичных мегаполисах не только обострялись все существующие проблемы, но и добавлялись новые, имеющие характер структурно-экономических и бюджетообразующих изменений.

Свертывание экономической и деловой активности, уменьшение финансовых и инвестиционных потоков столичные города испытывают в большинстве случаев первыми, ведь именно они в странах являются центрами общественно-политического, делового и административного пространства в стране.

Именно в сложный период выхода из кризиса, в условиях действия существенных стабилизационных угроз отрабатывал стратегию своего развития Киев, экономика которого, безусловно, не осталась в стороне глобального кризиса.

В течение последнего десятилетия (в докризисный период) динамичное развитие внутреннего рынка, благоприятная мировая рыночная конъюнктура, преимущества, связанные со столичным статусом Москвы, приток дешевой рабочей силы из других регионов выступили весомыми факторами экономического роста, однако такая модель экономического развития оказалась неспособной адекватно отреагировать на внешние вызовы и минимизировать негативные последствия мирового финансового кризиса, которые существенно повлияли на общее состояние экономики города.

Кризисные факторы объективно сказались на большинстве секторов экономики, материальной и деловой инфраструктуры города. Влияние мирового финансового кризиса и изменение тенденций развития экономики отразились на всех без исключения индикаторах экономического роста города. Такую ситуацию следует отнести к одной из основных исходных особенностей столичной стратегии.

Анализируя состояние и перспективы стратегического развития Москвы, еще один тезис, на котором нужно обязательно отметить, это то, что город имеет собственные внутренние обременительные условия. Будучи столицей страны с переходной экономикой, страны, где практически не завершены многочисленные реформы и процесс трансформации общественно-политической системы, Киев, как и все регионы России, а возможно и больше, чувствует неустойчивость государственно образующих систем, действие фактора неопределенности во многих сферах бюджетного, экономического и пространственного планирования. На такие особые, по сравнению с другими городами-столицами, условия развития города должны быть взвешенные все программы и мероприятия и, прежде всего, долгосрочная стратегия.

Несмотря на то, что количество исследований по стратегическому управлению постоянно растет, до сих пор не существует не только устоявшегося определения системы стратегического планирования, но и единого определения стратегии. Как следствие - наличие различной трактовки концептуальных основ для определения и внедрения стратегии, особенно касается территориального аспекта и развития городов.

Пользуясь определением Ю.Шарова, стратегическое планирование развития города - это системная технология обоснования и принятия важнейших решений по его развитию, определение желаемого будущего состояния города и способа его достижения, основанный на анализе внешнего окружения и внутреннего потенциала города и состоит в формировании согласованных с территориальной обществом действий, на реализации которых концентрируются усилия, ресурсы основных субъектов городского развития4.

 

 

1.2.  Зарубежный  опыт стратегического развития  муниципалитета

Проблема эффективного развития городов является одной из ключевых на нынешнем этапе государственного строительства в России. Современные города,

особенно мегаполисы, являются лидерами научно-технического прогресса, инициаторами изменений в различных сферах общественной жизни: социальной, экономической, научной, политической и др. Таким образом, можно утверждать, что развитие городов в значительной степени определяет эффективность изменений, осуществляемых в стране, и влияет на развитие государства в целом.

Такая тенденция характерна не только России, мировые процессы глобализации и регионализации приводят к общему росту роли территорий, в том числе крупных городов, в современном развитии.

Среди городов-лидеров, успешно применили и продолжают применять на практике методы стратегического управления можно назвать Мюнхен, Бранденбург, Дортмунд (Германия), Антверпен (Бельгия), Роттердам (Нидерланды), Бирмингем (Англия), Барселону (Испания), Лилль (Франция), Оттаву (Канада), подавляющее большинство городов США.

Теоретическое обоснование использования стратегического планирования в органах местного самоуправления нашло отражение в трудах американских и европейских исследователей уже с конца 80-х гг. Различные подходы к стратегическому управлению развитием городов находим у таких зарубежных ученых как Н. Альберт, Ж. Бобер, Дж. Брайсон, Дж. Л. Гордон, Л. Гудстейн, Ш. Гофер, К. Эндрюс, К. Р. Кристенсен, В. Роринг, Д. Харрисон, Ф. Хейвуд, А. Д. Чандлер, Д. Шендел. Позже к ним присоединяются российские ученые А. Алексеев, Б. Жихаревич, В. Рохчин, П. Чистяков и др.

Начиная с конца 90-х гг., в России наблюдается усиление интереса к исследованию и внедрению стратегического управления местным развитием. Специалисты в поисках новых способов реализации возложенных на органы местного самоуправления обязанностей обратились к опыту развитых стран мира в этой области. Но, кроме анализа теоретических наработок, важное значение для современной отечественной системы государственного управления и местного самоуправления имеет также изучение практического опыта в области стратегического управления развитием городов, накопленного в зарубежных странах, его обобщение, систематизация и адаптация производительных компонентов.

Краткое описание
Цель курсовой работы – проанализировать новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Предмет – новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Объект – новые разработки по управлению г. Москвы
Необходимо решить такие задачи:
- описать теоретические аспекты стратегического развития муниципалитета;
- проанализировать проблемы стратегического развития г. Москвы;
- разработать рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦЕПАЛИТЕТА ……………………………………………..……………….5
1.1. Теоретические аспекты стратегий управления городом …….………………5
1.2. Зарубежный опыт стратегического развития муниципалитета …………….8
2. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ……………..18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ……………………………18
2.2. Проблемы реализации стратегии развития г. Москвы………………………22
3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА……………………………………………………………….25
3.1 Ключевые направления деятельности Правительства по реализации стратегии г. Москвы……………………………………………………………………………..25
3.2 Рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы ……………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33