Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Предмет – новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.
Объект – новые разработки по управлению г. Москвы
Необходимо решить такие задачи:
- описать теоретические аспекты стратегического развития муниципалитета;
- проанализировать проблемы стратегического развития г. Москвы;
- разработать рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦЕПАЛИТЕТА ……………………………………………..……………….5
1.1. Теоретические аспекты стратегий управления городом …….………………5
1.2. Зарубежный опыт стратегического развития муниципалитета …………….8
2. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. МОСКВЫ……………..18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ……………………………18
2.2. Проблемы реализации стратегии развития г. Москвы………………………22
3. РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА……………………………………………………………….25
3.1 Ключевые направления деятельности Правительства по реализации стратегии г. Москвы……………………………………………………………………………..25
3.2 Рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы ……………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33

Файлы: 1 файл

Strategia_sovershenstvovaniag_Moskva.doc

— 509.50 Кб (Скачать)

– сформировать законодательную базу, обеспечивающую возможность правового регулирования всех вопросов местного значения; вопросов, связанных с выполнением государственных полномочий, а также оценить результативность (эффективность) деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований;

– разработать нормативные документы, регламентирующие нормы и требования к муниципальным услугам, гарантирующие качество и безопасность проживания населения;

– определить весь спектр государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в целях обеспечения эффективного управления городом как городом федерального значения и столицей Российской Федерации;

– повысить степень информированности жителей внутригородских муниципальных образований о деятельности органов местного самоуправления на основе расширения форм и методов предоставления информации и повышения ее качества;

– повысить вовлеченность населения внутригородских муниципальных образований в решении вопросов местного значения путем проведения референдумов, опросов по инициативе жителей и др.

– провести работу по максимальному охвату детей, оставшихся без попечения родителей, такой формой поддержки как усыновление и передача для воспитания в семейный дом;

– значительно повысить доступность культурно-досуговых и физкультурно-спортивных мероприятий для социально незащищенных слоев населения; – разработать и ввести систему оценки качества (в том числе сертификации и категорирования) органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. На втором этапе реализации предложений (до 2025 г.) целесообразно:

– обеспечить качественное и количественное развитие инфраструктуры органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований;

– ускорить и развить механизмы финансирования деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, обеспечивающих их максимальную заинтересованность в достижении комфортного пребывания жителей столицы на своей территории;

– осуществить перестройку структуры управления городом Москвой, передав полностью выполнение функций управы района в ведение органов местного самоуправления и пересмотреть состав и структуру управления территорией административных округов;

– добиться на основе вышеперечисленных и других мер значительного повышения качества жизни населения столицы, максимально приблизив его уровень к уровню ведущих столичных городов Европы и США.

 

 

 

 

3.2 Рекомендации по управлению городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы

Преодоление проблем и препятствий социально-экономического развития городов требует согласованной политики на уровне государства, региона и непосредственно общины города.

С целью усиления роли бюджета как инструмента управления развитием

г. Москва следует предпринять следующие меры на общегосударственном уровне:

1) законодательно зафиксировать  изменения путем внесение соответствующей нормы в Бюджетный кодекс РФ;

2) усовершенствовать модель межбюджетных отношений городами путем увеличения доли отчислений от общегосударственных налогов, которая поступает в бюджеты городов;

3) предусмотреть в проекте  Налогового кодекса внесение  изменений в действующей системе налогов и сборов, в частности, о возможности освобождения от налогообложения на срок до 3 лет субъектов предпринимательства городов, начинают деятельность в инновационных или

трудоемких сферах.

На уровне местного самоуправления нужно:

1) ввести обязательное  стратегическое планирование и программирование развития города. Определение приоритетов экономического развития, включая

анализ сильных и слабых сторон города, его потенциала, препятствий развитию,

выявления целевых секторов экономики, формирование программы действий по поддержке и диверсификации экономики, в том числе краткосрочных мер преодоления кризисных явлений;

2) уменьшить зависимость  от деятельности бюджетообразующих  предприятий, создать благоприятные условия для развития предпринимательства путем:

- Разработки или совершенствования инвестиционного паспорта города с ориентацией преимущественно на малое предпринимательство;

- Содействие предпринимателям  в поиске перспективных рыночных  сегментов;

- Обеспечение льготных  условий аренды коммунального  имущества для предпринимателей, начинают деятельность в инновационных или трудоемких сферах;

3) повысить эффективность  бюджетных расходов на содержание  городского хозяйства путем:

- Обеспечение приоритетности  и полноты объема расходов  на развитие городского хозяйства и сфер жизнеобеспечения;

- Повышение эффективности  энергопотребления, принятие мер  по энергосбережению в жилищно-коммунальной сфере;

- Передача части объектов  сферы услуг, в том числе, коммунальных, частному сектору;

- Использование новых  технологий разработки и выполнения местного бюджета.

С развитием традиций местного самоуправления центр принятия решений и ответственности имеет неуклонно смещаться на уровень местной власти, роль государства постепенно уменьшаться до поддержания мотивации местной власти к саморазвитию и использования внутреннего потенциала. Средства местного бюджета является важнейшим источником финансирование местных потребностей, развития территориальной инфраструктуры.

Имеющийся подход к расчету межбюджетных трансфертов ограничивает

возможности развития городов-доноров. Учитывая это, направлением дальнейших исследований, направленных на построение эффективного механизма управления развитием города, должна стать разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование показало, что помимо прочего, опыт стратегического планирования развития г. Москвы как столичного мегаполиса обнаружил общую проблему научно-методологического характера: управление развитием отечественных мегаполисов и агломераций.

Это предполагает установление как самих понятий мегаполис и агломерация, так и связанных с ним научных дефиниций, построение структурно-динамических и полицентрической модели развития этой категории городов, определение способов регулирования агломерационных процессов, включая вопросы содержательного наполнения соответствующих разделов стратегии, обоснования параметров статистической, экономической и социологической диагностики развития мегаполисов и многие другие вопросы.

Сценарий «Москва – глобальный город» направлен на рациональное использование основных ресурсов города и создание новых источников роста. В этом состоит его ключевое отличие от инерционного сценария, при котором сохраняется зависимость экономики города от макроэкономических условий (цены на сырье, устойчивость финансовых рынков), а потенциальные новые источники роста города (инвестиционная привлекательность, качество инфраструктур, инновационные сектора «экономики знаний») остаются в ситуации, когда они должны самостоятельно «пробивать» себе дорогу.

Базовый сценарий предполагает, что в значительной степени произойдет отказ от технократического отношения к городу как к месту генерации доходов, а ставка будет сделана на повышение качества среды, уровня жизни населения города и повышение доли технологичных секторов в экономике города

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении связаны с необходимостью создания современной концепции стратегирования развития мегаполисов как сложных систем и агломерационных центров, а также научным обоснованием и внедрением более совершенных инструментов и механизмов реализации стратегий их развития, в том числе через систему взаимосвязи связанных городских проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Постановление Правительства Москвы 26 июня 2007 г. № 513-ПП «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года».
  2. Постановление Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. № 279-ПП «О реализации Генерального плана развития города Москвы за 2006 год и завершение актуализации Генерального плана города Москвы на период до 2025 года».
  3. Алексеенкова Е. Москва - новые «ворота в глобальный мир»? Экономическая иерархия постиндустриального мира [Текст] / Е.Алексеенкова, А.Казанцев // Политический журнал. - Архив № 2 (179). - 04 февраля 2013. – 320 с.
  4. Андерсон А. Ворота в глобальную экономику [Монография] / А.Андерсон, Д.Андерсон. - Перевод с англ. под ред. В. М. Сергеева. - М: Фазис, 2011.- 244 с.
  5. Жихаревич Б. С. Территориальное стратегическое планирование: основные понятия / Б. С. Жихаревич // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / под ред. Дж. Бэйтера, Б. С. Жихаревич, Н. А. Лебедевой. - СПб. : Междунар. центр соц.-экон. исследований "Леонтьевский центр", 2014. - 288 с.
  6. Зверев С.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями города Москвы: основные принципы, правовое, материально-техническое, финансовое и организационное обеспечение, взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Материалы научно-практической конференции. М.: МЦМС, 2013.
  7. Кэш Д. Организация для поддержки экономического развития / Д. Кэш, С. Моррис // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. – 320 с.
  8. Лимонов Л. Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Л. Э. Лимонов. - СПб. Наука, 2013. - 270 с.
  9. Местное самоуправление во Франции / Посольство Франции в России. - М.: Сканрус. – 360 с.
  10. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. - М.: КМК, 2012.
  11. Хашиева Л.В. Практика стратегического управления развитием городов: анализ зарубежного опыта [Текст] - 2012. - № 3 (24).
  12. Осипов В.Н. Особенности стратегирования экономического развития агломераций [Текст] / В.Н. Осипов, И.Л. Парасюк, А.А. Ворожейкин // Стратегические приоритеты. - 2012. - № 3 (24). – 310 с.
  13. Смит Т. Опросы и консультации в управлении городом / т Смит // Муниципальная власть. - 2013. - № 2. – 300 с.
  14. Сизонс М. Управление стратегическим планированием / М. Сизонс // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. – 300 с.
  15. Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века / В.Б. Супян. - М.: Анкил, 2011. – 320 с.
  16. Шаров Ю. Стратегическое планирование и реализация политики на центральном, региональном и местном уровнях [Учеб. пособие.] / Ю. Шаров. - М .: НАГУ, 2014. - 56 с.
  17. Экономические аспекты региональной политики в развивающихся странах Европы: опыт для России. - М.: ИНИОН РАН, 2013. – 300 с.
  18. Эмерсон Д. Университет как фактор местного экономического развития / Д. Эмерсон // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. – 201 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 1. Алгоритм стратегического планирования развития города

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1. ВРП по паритету покупательской способности (ППС)

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2. Объем межбюджетных трансфертов на 2015 год в Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рисунок. 2. Действующая схема организации местной власти во внутригородских муниципальных образованиях в Москве

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Рисунок 3. Дерево целей по развитию и совершенствованию местного самоуправления (МСУ) в Москве до 2025 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Рисунок 4. Перспективная структура организации местной власти во внутригородских муниципальных образованиях в Москве

 

 

 

 

 

1 Осипов В.Н. Особенности стратегирования экономического развития агломераций [Текст] / В.Н. Осипов, И.Л. Парасюк, А.А. Ворожейкин // Стратегические приоритеты. - 2012. - № 3 (24). – 310 с., с. 69

2 Осипов В.Н. Особенности стратегирования экономического развития агломераций [Текст] / В.Н. Осипов, И.Л. Парасюк, А.А. Ворожейкин // Стратегические приоритеты. - 2012. - № 3 (24). – 310 с., с. 28

3 Осипов В.Н. Особенности стратегирования экономического развития агломераций [Текст] / В.Н. Осипов, И.Л. Парасюк, А.А. Ворожейкин // Стратегические приоритеты. - 2012. - № 3 (24). – 310 с., с. 69

4 Шаров Ю. Стратегическое планирование и реализация политики на центральном, региональном и местном уровнях [Учеб. пособие.] / Ю. Шаров. - М .: НАГУ, 2014. - 56 с.

5 Сизонс М. Управление стратегическим планированием / М. Сизонс // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. – 300 с., с.34

6 Эмерсон Д. Университет как фактор местного экономического развития / Д. Эмерсон // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. – 201 с.

7 Хашиева Л.В. Практика стратегического управления развитием городов: анализ зарубежного опыта [Текст] - 2012. - № 3 (24).

8 Эмерсон Д. Университет как фактор местного экономического развития / Д. Эмерсон // Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта. – 201 с., с. 98

Информация о работе Новые стратегии управления городом в эпоху глобализации на примере г. Москвы