Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить важность и эффективность антимонопольной политики, анализ состояния развития конкуренции на товарных рынках в условиях современной российской экономики.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
1 изучить теоретические аспекты антимонопольного регулирования;
2 рассмотреть основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
3 определение основных направлений развития антимонопольной политики Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие монополии…………………………………………………………5
1.2 Сущность конкуренции, ее виды………………………………..…………8
1.3 Антимонопольная политика государства………………………………...14
2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…16
2.1 Конкуренция и монополизм в российской экономике………...……….16
2.2 Антимонопольное регулирование в РФ………………………………...19
2.2.1 Цели и задачи развития конкуренции……………………….….....25
2.2.2 Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы
конкуренции……………………………………………………...………..26
2.3 Программа развития конкуренции в РФ…………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИ1.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Постоянное расширение нерыночного сектора экономики снижает конкуренцию в стране и лишает экономику главного фактора экономического роста. Возможно некоторое время поддерживать высокие темпы роста путем наращивания государственных расходов, формируемых за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. По мнению министра финансов А. Кудрина, дальнейшее увеличение государственных расходов за счет притока нефтедолларов «может стать для России катастрофическим».

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора можно достигнуть за счет: создания и поддержания благоприятной конкурентной среды; сокращения доли монопольных секторов в экономике; повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими товаров.

Рассматривая особенности конкуренции и монополии в условиях современной экономики, основанной на новых высокотехнологичных отраслях, на активном распространении информационных технологий, можно отметить, что складывается иная ситуация. На монопольном рынке увеличивается объем производства, и снижаются цены. Более того, происходит беспрецедентное снижение цен на товары и услуги, связанные с современными технологиями. Рост производительности благодаря информационным технологиям приводит к росту нормы прибыли, но лишь в краткосрочном периоде, поскольку затем жесткая конкуренция ведет к ее сокращению.

В условиях распространения информационных технологий происходит снижение входных барьеров: потребители получают возможность сравнивать цены, онлайновая торговля экономит трансакционные издержки, и все это ведет к конкуренции. Монополиям становится невыгодно повышать цены и сдерживать объемы производства.

Одновременно на рынке происходят изменения временного характера: срок жизни нового продукта укорачивается, поскольку информация о нем распространяется быстро и повсеместно. Кроме того, появляются товары, насыщенные знанием в большей степени, чем требуется функционально. У товаров появляется интеллектуальный имидж, что служит отличительной особенностью экономических благ в условиях современной экономики. Под влиянием рекламы кривая предельной полезности сдвигается вверх, что в перспективе дает огромные возможности для экономического роста даже при отсутствии существенных хозяйственных изменений.

В действительности, поменяв форму собственности и превратившись в акционерные общества, российские компании устремились к монопольному положению на рынке, включая региональные и местные, и монопольному ценообразованию.

В настоящее время в России наиболее распрост­ранена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является домини­рующим фактором и движущей силой экономического развития. Какие бы недостатки в экономике ни отмечались, например, слабая восприимчивость к инновациям, невысокое качество продукции, низкий средний уровень жизни граждан и т. п., они могут быть устранены или смягчены, по мнению многих экономистов,  только путем развития конкуренции в тех или иных сферах.

 

2.2 Антимонопольное регулирование в РФ

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. В России регулированием монополистической деятельности занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие цели:

― обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

― обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение;

― снижение барьеров входа на товарные рынки;

― создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий;

― активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными, из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Ограничительные меры применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%).

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.[1]

Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, то есть при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.[2]

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т. п. Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т. п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, либо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5–8 закона «О защите конкуренции».[3]

Применение методов антимонопольного регулирования не может осуществляться без соответствующей законодательной базы.

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования.

Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.

Федеральная антимонопольная служба России не имеет права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но она может заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все решения ФАС обязательны для исполнения. В противном случае налагаются штрафы, взыскания, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

 

2.2.1 Цели и задачи развития конкуренции

Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития России является конкурентная политика. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации:

― формирование институциональной среды инновационного развития, 

― снижение инфляции,

― создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, в-четвертых, развития национальной конкуретноспособности.

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

― общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры  и обеспечения ее доступности для участников рынка;

― повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;

― реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Информация о работе Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции