Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить важность и эффективность антимонопольной политики, анализ состояния развития конкуренции на товарных рынках в условиях современной российской экономики.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
1 изучить теоретические аспекты антимонопольного регулирования;
2 рассмотреть основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
3 определение основных направлений развития антимонопольной политики Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие монополии…………………………………………………………5
1.2 Сущность конкуренции, ее виды………………………………..…………8
1.3 Антимонопольная политика государства………………………………...14
2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…16
2.1 Конкуренция и монополизм в российской экономике………...……….16
2.2 Антимонопольное регулирование в РФ………………………………...19
2.2.1 Цели и задачи развития конкуренции……………………….….....25
2.2.2 Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы
конкуренции……………………………………………………...………..26
2.3 Программа развития конкуренции в РФ…………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИ1.doc

— 205.00 Кб (Скачать)


35

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО   РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5

   1.1 Понятие монополии…………………………………………………………5

   1.2 Сущность конкуренции, ее виды………………………………..…………8

   1.3 Антимонопольная политика государства………………………………...14

2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…16

   2.1 Конкуренция и монополизм в российской экономике………...……….16

   2.2 Антимонопольное  регулирование в РФ………………………………...19

          2.2.1 Цели и задачи развития конкуренции……………………….….....25

         2.2.2 Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы

          конкуренции……………………………………………………...………..26           

   2.3 Программа развития конкуренции в РФ…………………………….......28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики страны является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Конкурентная среда побуждает активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы.

Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой для конкуренции, что противоречит основам демократического устройства общества. Задача государства и антимонопольных органов заключается в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма. Разработка правил конкурентной борьбы и регулирование конкурентных отношений в обществе осуществляются благодаря принципам, выработанным эффективной антимонопольной политикой.

Однако в современных условиях роста рыночной конкуренции антимонопольное законодательство работает недостаточно эффективно. В связи с этим оценка конкурентной среды на товарных рынках, эффективность организационно-правовых и экономических аспектов реализации антимонопольной и конкурентной политики представляется актуальным.

Цель исследования – определить важность и эффективность антимонопольной политики, анализ состояния развития конкуренции на товарных рынках в условиях современной российской экономики.

В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:

1 изучить теоретические аспекты антимонопольного регулирования;

2 рассмотреть основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;

3 определение основных направлений развития антимонопольной политики Российской Федерации.

Изучением становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства занимались зарубежные и отечественные ученые, такие как: Лернер А., Ойкен В., Портер М., Хайек Ф., Чемберлин Э., Шумпетер Й., Бабашкина А., Бадалов Л., Князева И., Орешин В., Фонарева Н., Цыганов А., Южанов И. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1 Понятие монополии

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий:

1 Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

2 Искусственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – артель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

3 Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

4 Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов.

5 Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

6 Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Рассмотрим подробнее чистую и естественную монополии.

 Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным.

 Характерные черты чистой монополии:

– единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу;

– товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара;

– монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него;

– вхождение в отрасль заблокировано;

– отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).

 В ряде отраслей народного хозяйства экономия обусловлена ростом масштаба производства, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление).

 Это отличает данную монополию от чистой монополии. «Единицей» измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, «единицей» измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.

 К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.

 

1.2 Сущность конкуренции, ее виды

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII веке Адамом Смитом, который впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. А. Смит обратил внимание на то, что существует разница между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, показал, что каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем, если бы специально ставил перед собой, только альтруистские цели.

А. Смит один из первых рассматривал конкуренцию, как эффективное средство ценового регулирования. Он разработал элементы модели совершенной конкуренции и доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей.

Таким образом, Адам Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, которое ведется между продавцами (или покупателями) за более выгодные условия продажи товаров, И при этом основной метод конкурентной борьбы – это изменение цен.

Конкуренция сейчас – это экономические состязательные отношения на рынке между субъектами предпринимательства, связанные с совершением ими конкурентных действий, направленных на получение наибольшей прибыли посредством удовлетворения покупательского (потребительского) спроса, ограничивающих возможность каждого из конкурирующих субъектов односторонне воздействовать на общие условия оборота (обращения) товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

― наличием множества равноправных рыночных субъектов;

― полной экономической обособленностью каждого из них;

― зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

― противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты дороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и после торговое обслуживание покупателей.

Основные функции конкуренции:

Информация о работе Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции