Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить важность и эффективность антимонопольной политики, анализ состояния развития конкуренции на товарных рынках в условиях современной российской экономики.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
1 изучить теоретические аспекты антимонопольного регулирования;
2 рассмотреть основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства;
3 определение основных направлений развития антимонопольной политики Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие монополии…………………………………………………………5
1.2 Сущность конкуренции, ее виды………………………………..…………8
1.3 Антимонопольная политика государства………………………………...14
2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…16
2.1 Конкуренция и монополизм в российской экономике………...……….16
2.2 Антимонопольное регулирование в РФ………………………………...19
2.2.1 Цели и задачи развития конкуренции……………………….….....25
2.2.2 Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы
конкуренции……………………………………………………...………..26
2.3 Программа развития конкуренции в РФ…………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИ1.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

— обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

― стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

― дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

― давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

― ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

― стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства;

― роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

― зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

― старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без  другого не существует. Более того, содержание конкуренции  раскрывается  в  понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении конкуренции можно выделить четыре  модели рынка (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка

Количество субъектов рынка

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок

Доли субъектов на рынке

Продавцов

Покупателей

совершенная конкуренция

много

много

однородная

полная

нет

свободный

равные и небольшие

монополистическая конкуренция

ограниченное

много

дифференцированная

высокая степень

незначительная

ограниченный

доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

олигополия

несколько

много

однородная либо дифференцированная

высокая степень

значительная

ограниченный

крупные, примерно равные

монополия

один

много

однородная

нет

нет

блокирован

100%

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

­– бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

– однородность и делимость продаваемой продукции;

– отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

– высокая мобильность факторов производства;

– равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

Монополистическая конкуренция  — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место быть.

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Олигополия – рыночная  структура отрасли хозяйства, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

― малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

― дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

― наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

― фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Конкуренция (как и ее противоположность – монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка.

 

1.3 Антимонопольная политика государства

Антимонопольное регулирование ― комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890) — знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. $ (впоследствии он был повышен до 50 тыс. $) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1 предупреждение создания монополий;

2 ограничение использования монопольной власти.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями.

Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым отно­сятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занима­ющими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

 

 

 

 

 

2 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РФ

 

2.1 Конкуренция и монополизм в российской экономике

В настоящее время в России наиболее распрост­ранена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является домини­рующим фактором и движущей силой экономического развития. Какие бы недостатки в экономике ни отмечались, например, слабая восприимчивость к инновациям, невысокое качество продукции, низкий средний уровень жизни граждан и т. п., они могут быть устранены или смягчены, по мнению многих экономистов,  только путем развития конкуренции в тех или иных сферах.

В современной России наиболее распространенная организационно-правовая форма собственности – акционерное общество. 

Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры.

Торговля, общественное питание, сфера услуг, банковский и страховой сектор, внешняя торговля (как вид экономической деятельности) – в этих сферах конкуренция появилась быстро и усиливалась по мере насыщения рынка – и этому насыщению, в свою очередь, немало способствовала. Именно в этих секторах получил наиболее активное развитие малый и средний бизнес, которому имманентно присуще конкурентное начало, поскольку малое и даже среднее предприятие априори не в состоянии монополизировать рынок или вступить в монопольный сговор.

Поддержка малого и среднего бизнеса – одно из ключевых направлений формирования конкурентной среды в российской экономике.

Родившись в монопольной, неконкурентной среде, российский бизнес нашел способ продлить ее жизнь, путем сращивания бизнеса и власти. Формы его многообразны. Начиная от взяток за получение госзаказа (или благоприятных условий доступа к инфраструктуре, или земельных участков под строительство, и т.п.) и кончая прямым подавлением конкурентов с использованием государственной власти.

Российский бизнес использует  и традиционные способы обхода конкуренции, включая ценовой сговор. В последние годы антимонопольное законодательство было существенно ужесточено, однако его применение оставляет желать лучшего.

Но борьба государства с монопольным поведением и ценовым сговором отнюдь не сводится к действиям антимонопольного ведомства. Примером может служить деятельность правительства на рынке зерновых. Ограничить монопольное поведение и повлиять на цены можно и зерновыми интервенциями за счет государственных ресурсов, и гибкой таможенно-тарифной политикой, ограничивающей экспорт зерна и стимулирующей его ввоз, и широким набором мер, направленных на поддержку расширения производства. Всеми этими средствами российское правительство в принципе пользуется, но не очень активно.

В последние годы государство начинает играть все более активную роль в экономике в качестве непосредственно хозяйствующего субъекта, что явно не способствует развитию конкуренции. В стране в массовом масштабе сохраняется такой пережиток социалистической экономики, как государственные и муниципальные предприятия. Формально находясь в рынке, они имеют привилегированные отношения с государством, что выводит их из поля полноценной конкурентной борьбы.

Контролируемые государством компании по-прежнему играют ключевую роль практически во всех значимых сферах экономики. Достаточно упомянуть «Газпром», «Аэрофлот», «Российские железные дороги», ВТБ, «Рособоронэкспорт», «Транснефть», «Роснефть». Административный ресурс является для этих компаний главным аргументом в конкурентной борьбе. В последние годы начался процесс деприватизации частных компаний по причине неуплаты налогов или нарушений процедур приватизации. Примером этого процесса стал ЮКОС. Подконтрольным государству структурам на нерыночных условиях передаются гигантские активы.

Заметным явлением возрождающегося государственного монополизма стало создание государственных корпораций. Примером может служить  образование корпорации «Ростехнологии», которой передаются огромные активы в нескольких десятках секторов экономики.

Информация о работе Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции