Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Оглавление

Введение

1.Понятие и сущность внешней среды организации 5
2.Анализ макроокружения 6
2.1 Правовые факторы 6

2.2 Политические факторы 7

2.3 Экономические факторы 8

2.4 Социальные факторы 9

2.5 Технологические факторы 9

3. Анализ микроокружения 10

3.1 Покупатели 11

3.2 Поставщики 12

3.4 Конкуренты 13

3.5 Рынок рабочей силы 14

4. Методы анализа внешней среды организации 15

4.1 Метод СВОТ – анализ 15

4.2 Матрица возможностей 18

4.3 Матрица угроз 19

4.4 Составление профиля среды 20

4.5 PEST – анализ 21

4.6 Карта стратегических групп 22

4.7 Профильная матрица конкурентов 23

4.8 Лист анализа конкуренции 24

4.9 Сценарии прогнозируемого развития 25

4.10 SNW – анализ 26

5. Пример анализа внешней среды гостиничного комплекса «Октябрь» 29 методом СВОТ – анализ

6. Для усовершенствования внешней среды, руководителю следует учитывать следующие особенности 30

7. Заключение 32

8. Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджементу.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

     Угрозы:

    • возможность появления новых конкурентов;
    • рост продаж замещающего продукта;
    • замедление роста рынка;
    • неблагоприятная политика правительства;
    • возрастающее конкурентное давление;
    • рецессия и затухание делового цикла;
    • возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
    • изменение потребностей и вкуса покупателей;
    • неблагоприятные демографические изменения.

     Организация может дополнить каждую из четырех  частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые  отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

     После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид:

  Возможности Угрозы
Сильные стороны ПОЛЕ СИВ ПОЛЕ СИУ
Слабые  стороны ПОЛЕ СЛВ ПОЛЕ СЛУ
 

     Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

     В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

     Вырабатывая стратегии, следует помнить, что  возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу. 

     4.2 Матрица возможностей

     Для успешного анализа окружения  организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.

     Для оценки возможностей применяется метод  позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей, представленной таблицей 2. 

Вероятность использования возможностей Влияние
Сильное Умеренное Малое
Высокая ПОЛЕ ВС ПОЛЕ ВУ ПОЛЕ ВМ
Средняя ПОЛЕ СС ПОЛЕ СУ ПОЛЕ СМ
Низкая ПОЛЕ НС ПОЛЕ НУ ПОЛЕ НМ
 

     Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов. 

     4.3 Матрица угроз

     Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 3). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая). Это представлено в таблице 3.

Вероятность реализации угрозы Возможные последствия
Разрушение Критическое состояние Тяжёлое состояние «лёгкие ушибы»
Высокая ПОЛЕ ВР ПОЛЕ ВК ПОЛЕ ВТ ПОЛЕ ВЛ
Средняя ПОЛЕ СР ПОЛЕ СК ПОЛЕ СТ ПОЛЕ СЛ
Низкая ПОЛЕ НР ПОЛЕ НК ПОЛЕ НТ ПОЛЕ НЛ
 

     Те  угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую  опасность для организации и  требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие. 

     4.4 Составление профиля среды

     Наряду  с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

     Метод составления профиля среды состоит  в следующем. В таблицу профиля  среды (рис. 4) выписываются отдельные  факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

     важности  для отрасли по шкале:

      3 — большая;

      2 — умеренная;

     1 — слабая.

     влияния на организацию по шкале:

     3 — сильное;

      2 — умеренное;

      1 — слабое;

     0 — отсутствие влияния.

     направленности  влияния по шкале:

      +1 — позитивная;

     -1 — негативная.

     Табл.4 Таблица профиля среды.

Факторы среды Важность для  отрасли А. Влияние на организацию В. Направленность  влияния С. Степень важности Д=А-В-С.
1.        
2.        
3.        
       
 

     Далее все три экспертных оценки перемножаются  и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания. 

     4.5 PEST – анализ.

     PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления  политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.50

     Основные  положения PEST – Анализа:

    1. “Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.
    2. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
    3. PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Политика Р Экономика Е
1     1    
2     2    
3     3    
4     4    
5     5    
6     6    
7     7    
….     ….    
Социум S Технология T
1     1    
2     2    
3     3    
4     4    
5     5    
6     6    
7     7    
….     ….    

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации