Анализ организационного поведения предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы - анализ организационного поведения предприятий на разных стадиях их жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
изучить понятие жизненного цикла организации;
просмотреть основные этапы жизненного цикла организации;
изучить понятие организационного поведения и его модели;
Проанализировать организационное поведение и жизненный цикл ООО «Жуковского молочного завода»;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 229.37 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Организации рождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конечном итоге перестают существовать. Мало кто из них существуют долго, никто не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день, сотни организаций устраняются навсегда. Кто может адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Некоторые организации развиваются быстрее, чем другие, и делают свою работу лучше, чем другие. Каждый день много новых компаний формируется. Не все из них в состоянии процветать, добиваться  успехов и достигать своих целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно, и никто не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся среде предприятия умирают.

В то же время компании, управление которыми является гибким, способны предвидеть и реагировать  на внешние изменения,  процветают. Тем не менее, для эффективного управления организацией не достаточно уметь предсказать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии развития находится компания, чтобы сосредоточиться на тех задачах, которые на данном этапе должны быть решены в первую очередь. Исследования в развитии организации являются самыми актуальными на данный момент. На Западе  теория развития организации придают большое значение, для российской экономики это является новым, но российские экономисты провели исследование по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

Актуальность данной работы обусловлена ​​необходимостью уделить должное внимание  теоретическим основам  функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, которые внедряют менеджеры, соответствовали уровню естественного pазвития организации. Использование графических моделей при определении тенденций развития компании, которые построены на основе теории жизненного цикла, позволяют с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. В дополнение к этому,  менеджеру с целью улучшения процесса управления необходимо отслеживать возникающие в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.

Целю курсовой работы является изучение концепции " организационного поведения и жизненного цикла организации".

Предмет исследования – изучение взаимодействий людей внутри организации.

Объект исследования - взаимодействие людей ООО « Жуковский молочный завод»

Целью данной работы - анализ организационного поведения предприятий на разных стадиях их жизненного цикла.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. изучить понятие жизненного цикла организации;
  2. просмотреть основные этапы жизненного цикла организации;
  3. изучить понятие организационного поведения и его модели;
  4. Проанализировать организационное поведение и жизненный цикл ООО «Жуковского молочного завода»;

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория о жизненном цикле организации

 

1.1 Понятие жизненного цикла организации

Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предположить, что компании разрабатывают индивидуальный, особый, отличный от других способов путь. Отчасти это верно. Тем не менее, в 60 - х годов ХХ века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии пришли к выводу: все компании развиваться в определенной закономерности, в соответствии с собственным внутренним законам, и, так или иначе проходят через несколько этапов в своем развитии. Под этапами понимаются периоды жизни организации в рамках того же типа установок, сохраняющие особенности задач управления, которые в центре внимания руководства. 
        Выявленная закономерность отражается в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которых организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называется циклом  или этапом развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от концепции к исчезновению организации как отдельной сущности. Причем время прохождение этапов в разных организаций существенно отличается. В среднем продолжительность жизни организации зависит от многих факторов. К ним относятся размер фирмы, отрасль приложения, тип продукта, степень комбинирования, диверсификации, как горизонтальной, так и вертикальной интеграции, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успех управления и т.д. 
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования ожидаемых изменений в организации, в той или иной стадии её развития. После получения информации о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей уверенностью оценить правильность принятого в организации стиля руководства

1.2 Основные этапы жизненного цикла организации

 

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют некоторой модификации жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные интервалы включает следующие стадии:

1. Стадия предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции . Цели по-прежнему неясны , творческий процесс проходит свободно, чтобы перейти к следующему этапу требуется стабильное обеспечение ресурсами. 
2.   Стадия коллективности . Разрабатываются  инновационные  процессы предыдущей стадии, формируется миссии организации. Связь внутри организации и его структура остается практически неизменной. Члены организаций тратят много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства

3. Стадия Формализации и управления. Организационная структура стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Акцент делается на эффективности инноваций и стабильности. Органы принятия решений являются ведущими компонентами организации. Роль высшего руководства организации возрастает, принятие решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что отток некоторых членов организации не вызывает серьезную опасность для нее. 
4. Стадия выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок услуг. Руководители определяют новые возможности для развития. Организационная структура становится более сложной и отработанной.  Децентрализован механизм принятия решений . 
5. Стадия упадка.  В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация  сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис.1.

Рис 1. Этапы жизненного цикла организации

 При создании организации, когда  творческий процесс протекает  свободно, есть стремление к  стабильному  и устойчивому  развитию. В то  же  время решаются две задачи - предоставление доступа к необходимым  ресурсам и овладение механизмом  конкуренции. Ключевую роль здесь  играет ситуационный анализ, получение  объективной информации. Переходя  к созданию условий для экономического роста, к тому чтобы обеспечить высокое качество продукции и услуг, организация должна выбрать тип управления, который отвечает особенностям и задачам этой стадии. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 1.2.

Таблица 1 Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы

Цель

Методы

Результаты

1. Выбор товара или  услуги

Определить нишу на рынке

Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка)

Возможный объем продаж товара

2. Оценка действий конкурентов

Определить возможности конкурентов

Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт

Доминирующий фактор конкуренции

3.Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые ресурсы

Изучить возможности создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска

Формирование всей системы исходных условий и предпосылок

4. Анализ общего окружения

Определить значимость внешних

Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных

Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов.


Таблица 2 Условия выбора типа управления, отвечающие способностям и задачам этапа жизненного цикла

Характеристика

Тип управления

Оперативный

Стратегический

Основное назначение

Максимизация прибыли

Максимизация прибыли с учетом интересов социума

Основной способ достижения цели

Оптимизация использования внутренних ресурсов

Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением

Важность фактора времени

Не самый важный фактор в конкуренции

Важнейший фактор в конкурентной борьбе

Краткосрочная оценка эффективности

Прибыльность

Точность предвидения изменений во внутренней среде и время адаптации к изменениям

Отношение к персоналу

Работники - один из ресурсов организации

Работники - важнейший ресурс организации


 

Основным критерием для выбора типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и инновациями, реализации эффективных мер в настоящее время при планировании на будущее. Зрелость организации проявляется в том, что акцент делается на эффективности инноваций и стабильности, повышается  производительность продукции и расширяется  рынок услуг, Руководители выявлять новые возможности организационного развития. Все это направлено на обеспечение дееспособности организации, сохранение и укрепление устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важным является  своевременно и  периодически регулировать структуру организации ,упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно ввести в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п.

Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

· снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;

· увеличивается конкурентная сила поставщиков;

· повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;

·возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;

· усложняется процесс создания товарных инноваций;

· снижается прибыльность.

Рассмотрим следующую классификацию жизненного цикла организации: 
         - Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное количество мелкомасштабных организаций терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности управления. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит неудачу в течение двух лет, четыре из пять компаний - в течение пяти лет своего существования.  Задача этого периода является достижение быстрого успеха, а ее цели - здоровое существование и развитие, а не простого выживания. Часто вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

         -Отрочество. В течение этого переходного периода, рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Организация все больше набирает обороты, но координация осуществляется ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов и прогнозов. Увеличивается прием на работу новых специалистов, в результате этого происходят конфликты с прежним персоналом. Основатели  вынуждены больше выступать в качестве руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. 
         - Ранняя зрелость. Отличительные черты этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификации. Сформированы структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряется прибылью. Используется многие традиционные методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, стандарты производительности, экспертизы, организация обучения и развития. Тем не менее, начинают проявляться тенденция к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и желанию добиться успеха любой ценой. 
         - Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализации. Принимается концепция структурных подразделений, результат которых измеряется прибылью. Новые продукты, рынки сбыта и технологии должны быть управляемыми, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организации часто переоценивают свои успехи и возможности.

Информация о работе Анализ организационного поведения предприятий