Разработка плана маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение особенностей маркетинга и разработки плана маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность маркетинга в туристической фирме «Малина Тур»;
- рассмотреть особенности использования маркетинга в турфирме «Малина Тур»;
- провести SWOT-анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере туристической фирмы «Малина Тур» ;
- разработать рекомендации для успешного ведения маркетинговой деятельности ООО «Малина Тур»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты планирования и плана маркетинга……...
1.1 Маркетинговое планирование………..……………………………..........
1.2 Основные понятия плана маркетинга………………………...................
1.3 Теоретическая разработка плана маркетинга…………………………..
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика предприятия...
2.1 Организационная характеристика ООО «Малина Тур»………………..
2.2 Анализ экономической деятельности турфирмы «Малина Тур»...........
Глава 3 Разработка плана маркетинга турфирмы «Малина Тур» ………...
3.1 Маркетинговый план ООО «Малина Тур»………………………...........
3.2 SWOT-анализ ……………………………………………………..............
3.4 Разработка рекомендации по усовершенствованию плана маркетинга
Заключение…………………………………………………………….……...
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Разработка плана маркетинга предприятия. Юрьева Н. 7671..docx

— 101.04 Кб (Скачать)

    Но  прежде чем провести такой анализ, необходимо осуществить сегментацию  той части рынка туриндустрии, где позиционирует себя фирма  «Малина Тур», чтобы определить и  ее позиции, и позиции ее конкурентов  в этом сегменте. Здесь следует  использовать тот же подход, что  и при составлении матрицы  видов туризма, предложенных местными турфирмами в 2010 г.

    Сегментация рынка туриндустрии, где работают данные фирмы, представлена в таблице 4. (Приложение 2)

    Оценки  в баллах означают:

    5 – явный лидер в отрасли;

    4 – выше среднего уровня, показатели  работы стабильные;

    3 – средний уровень, полное  соответствие отраслевым стандартам;

    2 – ухудшение показателей;

    1 – кризисное положение;

    0 – отсутствие данной позиции.

    Из  данных таблицы 4 следует, что на сегодняшний день в том сегменте рынка туриндустрии г., где позиционирует себя фирма ««Малина тур», безусловным лидером является турфирма «Дискавери Тур». Ее позиции являются лидирующими по всем элементам комплекса маркетинга (65 баллов). Фирма предлагает клиентам широкий спектр качественных услуг, имеет широкую систему каналов сбыта, использует гибкую ценовую политику и эффективно продвигает на рынке свой турпродукт. Вторую позицию занимает фирма «Глобус-Тур» (59 баллов), которая уступает лидеру по уровню сервиса, использованию возможностей каналов сбыта, но при этом активнее использует маркетинговые средства продвижения турпродукта на рынке.

    Конечно, эти рыночные позиции не позволяют  говорить о фирмах «Дискавери Тур» и «Глобус-Тур» как о лидерах  рынка туриндустрии, поскольку на нем работают гораздо более крупные  и успешные фирмы. Данные турагенты  – лидеры лишь исследуемого сегмента рынка туриндустрии, в котором  работает фирма «Малина Тур».

    Фирма «Малина Тур» по результатам сегментации данного сегмента рынка занимает третье место (54 балла), уступая лидерам по престижу торговой марки, перечню основных и дополнительных услуг, наличию сформированных каналов сбыта, маркетинговым средствам продвижения турпродукта на рынке. Причины такого положения – небольшой срок работы турфирмы на рынке, отсутствие у ее специалистов по маркетингу достаточного опыта управления маркетингом, отсутствие сформированной маркетинговой стратегии. Однако даже при наличии этих условий турфирма обгоняет таких конкурентов, как фирмы «Приятное путешествие» (49 баллов), «Оливия» (47 баллов) и «Кругозор» (47 баллов). 

    3.2 SWOT-Анализ 

    На  основании сегментации основных конкурентов турфирмы «Малина Тур» необходимо составить и проанализировать матрицу SWOT-анализа (табл. 3). Она позволит выявить в реальном соотношении  возможности, имеющиеся у фирмы, и нависшие над ней угрозы, а  также соотнести их с сильными и слабыми сторонами деятельности фирмы. На этом основании можно будет затем разработать рекомендации по изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону, выгодную для фирмы как субъекта рынка туриндустрии.

    На  основании SWOT-анализа можно говорить о том, что осуществляемая турфирмой  «Малина Тур» маркетинговая деятельность может быть в целом оценена  позитивно. Фирма имеет как сильные, так и слабые стороны, и при  этом на сегодняшний день слабых сторон пока больше. Это означает, что руководству  фирмы есть над чем работать, используя  имеющиеся возможности и избегая  вероятных и реальных угроз. В  целом это – нормальная ситуация для турфирмы как рыночного субъекта: в условиях жесткой конкуренции, наличия более сильных соперников необходимо совершенствовать управление маркетингом, нарабатывать опыт, постоянно  анализировать собственную деятельность и деятельность конкурентов, по возможности  увеличивая бюджет маркетинга, работая  над маркетинговыми планами.  (Приложение 3, Таблица5)

    Таким образом, анализ маркетинговой деятельности турфирмы «Малина Тур» показал, что  эта деятельность осуществляется в  рамках специального структурного подразделения, созданного в ее организационной  структуре, – отдела маркетинга. В  его составе на сегодняшний день работают два специалиста, которые  пока имеют недостаточно опыта практической деятельности по управлению маркетингом. Руководству фирмы также есть над чем подумать по укреплению позиций  отдела маркетинга в организационной  структуре фирмы, по совершенствованию  направлений маркетинговой деятельности, расширению бюджета маркетинга, обучению своих специалистов. В этой связи  особое значение приобретает поиск  путей наиболее эффективного управления маркетинговой деятельностью фирмы. 
 

    3.3 Разработка рекомендаций по усовершенствованию плана маркетинга на ООО «Малина тур» 

    В ходе исследования стало ясно, что  в России ( в Великом Новгороде  в частности) в сфере туризма  маркетинг еще не используется в  полной мере, не создаются хорошие  маркетинговые службы, не поддерживаются маркетинговые приемы. До недавних пор маркетинг вообще не находил  соответствующее применение в сфере  туризма, однако, возрастание конкуренции, коммерциализации и расширении индустрии  туризма привели к необходимости  скорейшего внедрения основных элементов  маркетинга в практику работы туристского  предприятия.

    А также, чтобы избежать многих проблем, а именно снизить степень возможного риска, необходимо использовать маркетинговые  концепции.

    Таким образом, на туристских предприятиях следует  организовывать целые маркетинговые  службы с квалифицированным штатом, который будет заниматься стратегией улучшения деятельности предприятия, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать мероприятия по стимулированию продаж, наиболее приемлемые для данного  предприятия, находить наиболее выгодные каналы сбыта, заниматься рекламными кампаниями, PR и формированием фирменного стиля.

    Если  такие отделы и службы будут создаваться  и при этом полноценно функционировать, то это позволит развиваться предприятию, ведь маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия  в конкурентной борьбе

    Помимо  этого, руководство туристских предприятий  должно заботиться о том, чтобы кадры  маркетинговых служб проходили  курсы повышения квалификации, быстро приспосабливались к новому, учувствовали в различных семинарах и разрабатывали  собственные идеи.

    Руководитель  должен стимулировать и направлять сотрудников маркетингового отдела. Принимать во внимание их разработки и собирать совещания по результатам маркетинговых исследований с целью дальнейшей разработки мероприятий по решению сложившейся проблемы и т.д.

    Желателен обмен опытом с иностранными партнерами, особенно со странами, где маркетинг  является неотъемлемой частью сферы  туруслуг и где маркетинг является политикой улучшения деятельности фирмы.

    Также необходимо снабжать сотрудников фирм литературой, журналами и любой  другой периодикой по организации маркетинговой  деятельности.

    Предоставлять им все необходимые средства для  проведения качественного маркетингового исследования.

    Также следует выделять средства на посещение  конференций и любых других мероприятий  по обсуждению усовершенствования маркетинговой  деятельности в индустрии туризма.

    Необходимо  создавать туристские услуги, которые  будут пользоваться спросом, так  как известно, что если есть спрос  на туруслуги, значит, фирма может  активно разрабатывать маркетинговую  стратегию и планы по ее реализации.

    Следует помнить и то, что для того, чтобы реально использовать маркетинг  как надежный инструмент достижения успеха на рынке, специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его  методологией и умением применять  ее в зависимости от конкретной ситуации.

    Таким образом, маркетинг, как сфера деятельности, не должен оставаться в стороне, он должен эффективно внедряться на туристских предприятиях и развиваться, как  самостоятельно действующая единица, которая является своеобразным компасом, позволяющим вести деятельность фирмы к намеченным целям наименее рисковым путем.

    Также важно осуществлять маркетинговое  планирование. Под маркетинговым  планированием подразумевается  политика и стратегия туристского  предприятия в области разработке, установления цены, реализации продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя «образом» услуги.

    Маркетинговое планирование в туризме помогает координировать торговую политику, правильно  осуществлять тактику продаж и получать прибыль. Основной функцией маркетинга является целенаправленное воздействие  на формирование рекреационных потребностей, спроса, монопольных и коммерческих цен, сегментации рынка, а также  на развитие ассортимента туристско-экскурсионных  услуг.

    Используя маркетинговое планирование, многие туристские компании избегают ошибок и непредвиденных обстоятельств  при выходе на новый туристский рынок.

    Отдел по маркетингу в крупных туристских компаниях должен следить не только за состоянием на рынках и каналах  сбыта, но и планировать ограничительные  меры, так как сам по себе маркетинг  не контролирует действия, которые  влияют на функционирование компании на рынке.

    Стратегия маркетинга основывается на рекламе, производстве и продвижении туристского продукта. Роль маркетолога в туристской компании состоит в том, чтобы, проанализировав  все требования рынка, преподнести  их топ - менеджерам так, чтобы последние  смогли разработать стратегию, посредством  которой можно удовлетворить  все эти требования.

    Также здесь следует отметить, что успешная реализация маркетинговых идей зависит  от:

    - от участия руководителей в  процессе планирования;

    - разработки товарных и рыночных  стратегий на основании конкретных  фактов и заключений;

    - последовательной реализации стратегии. 

    Следует отметить, что применение маркетингового планирования в туристских компаниях  создает организованную систему  изучения рынка туризма на базе комплексного анализа и в целях наиболее эффективного воздействия на рынок функционирования и разработки научно обоснованных направлений, перспектив его дальнейшего развития. 
Усовершенствование маркетинговой деятельности в турагентстве «Малина Тур»

    Итак, мы уже отметили, что «Малина Тур» не имеет полноценного маркетингового отдела, а маркетинговой деятельностью  здесь занимается лишь один сотрудник.

    Следует отметить, что для осуществления  качественной маркетинговой деятельности только одного человека не достаточно. Конечно, сотрудники данного агентства  пытаются применять маркетинг в  своей деятельности, изучая спрос  и предложение на конкретные туристские услуги, составляя цены на новый  проект, рекламируя свои услуги и т.д., но этого мало. Чтобы вести деятельность фирмы безопасным путем, для продвижения  фирмы и покорения новых рубежей  агентству недостает специализированного  отдела службы маркетинга. Таким образом, создание такой структуры, как отдельно функционирующего органа не только поможет  достичь определенных высот, но и  очень долго занимать лидирующее положение в данном секторе рынка.

    Данному агентству необходимо реорганизовывать, а вернее создать структуру, отвечающую основным, хотя бы минимальным требованиям, условиям выживания фирмы на рынке, продвижения фирмы, а в целом, – работы по изучению маркетинговой  политики. Ведь в условиях жесткой  конкуренции на этом быстро развивающемся  рынке, а именно рынке туристских услуг, недооценка столь значимого  фактора может привести к банкротству, либо поглощению фирмы.

    Возможен  и другой вариант – построение простейшей структуры службы маркетинга на данной фирмы, а именно большой  опыт данного человека, занимающегося  вопросами маркетинга, неразвитость других турфирм и подобные факторы, которые не принуждают руководство  фирмы создавать мощную структуру  данного направления. Этот вариант  менее затратен, однако, менее эффективен и менее предпочтителен.

    Что касаемо рекламной политики агентства, то, несмотря на проводимые исследования, она не столь эффективна, как могла  бы быть. Исследования показали, что  основной процент опрашиваемых клиентов слушает рекламу по радио, читает в журналах, причем, как правило, с бизнес-тематикой и намного  реже, в газетах. Для повышения  эффективности рекламы необходимо учесть данные факторы и сделать  упор на аудиальную рекламу, в основном ориентироваться на периодику, касаемую бизнеса, а также внедрять новые  типы рекламы, такие как Internet-реклама (она должна быть эффективна, так  как деловые люди часто пользуются электронной сетью), листовки и наружная реклама – штендеры на центральных  дорогах.

Информация о работе Разработка плана маркетинга предприятия