Разработка плана маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучение особенностей маркетинга и разработки плана маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность маркетинга в туристической фирме «Малина Тур»;
- рассмотреть особенности использования маркетинга в турфирме «Малина Тур»;
- провести SWOT-анализ особенностей маркетинговой деятельности на примере туристической фирмы «Малина Тур» ;
- разработать рекомендации для успешного ведения маркетинговой деятельности ООО «Малина Тур»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические аспекты планирования и плана маркетинга……...
1.1 Маркетинговое планирование………..……………………………..........
1.2 Основные понятия плана маркетинга………………………...................
1.3 Теоретическая разработка плана маркетинга…………………………..
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика предприятия...
2.1 Организационная характеристика ООО «Малина Тур»………………..
2.2 Анализ экономической деятельности турфирмы «Малина Тур»...........
Глава 3 Разработка плана маркетинга турфирмы «Малина Тур» ………...
3.1 Маркетинговый план ООО «Малина Тур»………………………...........
3.2 SWOT-анализ ……………………………………………………..............
3.4 Разработка рекомендации по усовершенствованию плана маркетинга
Заключение…………………………………………………………….……...
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Разработка плана маркетинга предприятия. Юрьева Н. 7671..docx

— 101.04 Кб (Скачать)

    Клиенты первой группы могут отправиться  отдыхать на любые турбазы и в  дома отдыха, как с целью отдыха и развлечений, так и с целью  оздоровления. Это могут быть продолжительные  поездки, а также поездки выходного  дня, в любое время года, для  детей и взрослых, для корпоративных  клиентов.

    Для клиентов второй группы предусмотрены  туры по России: экскурсионные туры, спортивный туризм, лечебные тур, детский  туризм.

    Достаточно  широкий выбор туров предлагается клиентам, выезжающим за рубеж. Здесь  представлены практически все географические направления (Европа, США, Ближний Восток, Дальний Восток и др.) и все  виды туризма (экскурсионный, пляжный, шоп-туры, спортивный, образовательный, деловой, лечебный, детский, паломнический). Наибольшим, то есть фактически массовым спросом, на сегодняшний день пользуются недорогие туры в Турцию и Египет и более дорогие – в Таиланд, страны Западной и Восточной Европы, и это – общая тенденция в развитии спроса на туристские услуги, получившая распространение в России в целом. Туристы могут приобрести также индивидуальные туры, в том числе для семейного отдыха.

    Развитие  всех этих направлений деятельности турфирмы «Малина Тур» осуществляется в достаточно сложных условиях, поскольку  для предпринимательской деятельности в области туризма в последние  годы характерна очень высокая степень  конкуренции. Тем не менее, турфирма смогла занять собственную нишу на рынке туриндустрии, сформировав  собственную клиентскую базу, в которую  входят как индивидуальные, так и  корпоративные клиенты.

    Указанные особенности статуса турфирмы «Малина  Тур», выполняемые ею функции позволяют  выделить следующие источники ее дохода:

    а) прибыль от организации туров  по области и России собственными силами, путем заключения соответствующих  договоров на оказание услуг с  собственниками туристических объектов (турбаз, санаториев и домов отдыха, лечебниц), с перевозчиками (железной дорогой и авиакомпаниями), предприятиями  питания и др.;

    б) комиссионные (10 %) от выкупа турпакетов у крупных российских фирм-туроператоров  и их последующей продажи клиентам.

    Поскольку целью деятельности фирмы как  субъекта предпринимательской деятельности является извлечение прибыли и ее стабильное наращивание, каждое из указанных  направлений деятельности должно развиваться  динамично. В организации собственной  туроператорской деятельности ключевое значение имеет поддержание и  развитие взаимовыгодного сотрудничества с собственниками туробъектов, услуг, перевозчиками и т.д., во втором –  увеличение объемов продаж турпакетов, так как с каждых дополнительно  проданных 100 туров комиссионные фирмы-турагента  возрастают на 1 %, и это – общероссийская норма.

    Прибыль турфирмы «Малина Тур» в течение  времени ее функционирования на рынке стабильно растет (таблица 2), однако, ее объемы пока не столь велики, как хотелось бы. 

Таблица 2 - Показатели прибыли турфирмы «Малина Тур» в 2008-2010гг. 

Показатели 2008 г. 2009г. изменения, % 2010 г. изменения, %
Выручка, тыс. руб. 12850 15200 +18,3 18604 + 22,4
Прибыль, тыс. руб. 1300 1381 + 6,2 1507 + 9,1
 

    Из  таблицы видно, что выручка турфирмы растет более высокими темпами, чем  чистая прибыль, и это обусловлено  сложностями экономического порядка, прежде всего, значительным и неуклонным увеличением издержек при осуществлении  предпринимательской деятельности.

    Сегодня ситуация в экономике России такова, что хозяйствующим субъектам  приходится постоянно увеличивать  расходы на коммунальные услуги, энергоснабжение, связь, содержание и обслуживание транспорта и т.д. Соответственно, дорожают все  виды услуг, оказываемых собственниками объектов туриндустрии и перевозчиками. К тому же постоянно растущая инфляция существенно снижает возможности  использования получаемых и населением, и хозяйствующими субъектами доходов, фактически перераспределяя структуру  потребления в стране.

   В этих условиях турфирмам приходится для увеличения своей прибыли  изыскивать внутренние резервы для  повышения эффективности своей  деятельности, прежде всего в сфере  управления, то есть менеджмента и  управления маркетингом. 

    2.2. Анализ финансово-экономической  деятельности туристической фирмы  «Малина Тур» 

    Анализ  маркетинговой деятельности турфирмы

    Для анализа маркетинговой деятельности турфирмы «Малина Тур» необходимо дать оценку общей системе управления, сформированной в данной фирме за время ее существования, поскольку  именно в рамках этой системы осуществляется и маркетинговая деятельность фирмы.

    Свою  миссию ООО «Малина Тур» видит  в организации досуга населения, в обеспечении его возможностями  интересного и полезного отдыха.

    Целью деятельности турфирмы «Малина тур» является оказание разнообразных и  качественных туристских услуг своим  клиентам.

    Реализация  этой цели предполагает формулирование определенных задач деятельности, а  именно:

    1) формирование разнообразного и  качественного турпродукта;

    2) эффективное взаимодействие с  фирмами-туроператорами;

    3) развитие собственной туроператорской  деятельности;

    4) обеспечение высокого уровня  обслуживания населения на основе  дифференцированного подхода к  разным группам клиентов;

    5) расширение своего присутствия  на рынке туриндустрии.

    Для реализации этих задач на стратегическом уровне управления собственники турфирмы и ее руководители планируют деятельность фирмы во всем объеме, а именно:

    - осуществляют внешний и внутренний  анализ деятельности фирмы;

    - оценивают собственные возможности  для поступательного развития  в сложившихся условиях внешней  и внутренней среды;

    - определяют задачи деятельности  на плановый период;

    - определяют стратегию поведения  фирмы на рынке туриндустрии.

    На  тактическом уровне осуществляется реализация стратегии фирмы путем  достижения эффективного взаимодействия ее руководства и специалистов, руководителей  линейного уровня. В рамках принятия управленческих тактических решений  разрабатываются количественные и  качественные обоснования этих решений, мероприятия по их реализации, определяются непосредственные исполнители, формы  контроля за исполнением и т.д. На этом уровне решаются задачи управления персоналом фирмы, его мотивации, вопросы  материально-технического и финансового  обеспечения подразделений фирмы  и пр.

    Следует отметить, что управление деятельностью турфирмы «Малина Тур» на всех уровнях осуществляется на основании обязательного анализа и учета факторов внешней и внутренней среды, в которых функционирует фирма. Эта работа выполняется уже непосредственно специалистами по маркетингу турфирмы, в рамках системы функций отдела маркетинга. Его положение в общей организационной структуры турфирмы представлено на рисунке 3.

    

    Рисунок 3 - Организационная структура турфирмы «Малина Тур» 

    Данная  организационная структура является традиционной линейно-функциональной структурой управления, с преобладанием  вертикальных связей, отражающих соответствующие  функциональные отношения, сложившиеся  в организации. В ней отражены основные направления деятельности фирмы (российский и местный туризм, зарубежный туризм) и направленность фирмы на осуществление маркетинговой деятельности (отдел маркетинга).

    В составе отделов туризма работает по 2 специалиста – это менеджеры  по туризму, которые решают все вопросы, связанные с организацией туров, заключением договоров с собственниками туристских объектов и услуг, перевозчиками  и т.д., с отправкой туристов (российский и местный туризм), а также с  покупкой и продажей туров у туроператоров (зарубежный туризм). Тем самым специалисты  указанных отделов занимаются непосредственным выполнением туроператорских и  турагентстких функций турфирмы.

    В отделе маркетинга работают также 2 специалист, они выполняют все функции  по управлению маркетингом в турфирме.

    Организационный отдел опятьже включает 2 чел., которые  занимаются всеми вопросами, связанными с организацией деятельности турфирмы, ее материально-техническим и информационным обеспечением (оргтехникой, связью, канцелярскими  принадлежностями и т.д.), обеспечивают ежедневное функционирование офиса, его  комфорт и уют и т.д. Они же выполняют функции кадровой службы.

    Бухгалтер совмещает функции бухгалтера и  экономиста, осуществляя все финансовые расчеты, планируя экономические показатели деятельности турфирмы, отвечая за ее финансовую отчетность. В части  планирования он тесно взаимодействуют  с директором и собственниками фирмы.

    В рамках действующей организационной  структуры все нити управления сосредоточены  в руках директора, который осуществляет управление и контроль за всеми направлениями  деятельности фирмы. Руководители отделов  непосредственно подотчетны ему, и  в их полномочия входит решение задач, связанных с работой отделов, достижением каждым отделом плановых показателей, обеспечением качественного  обслуживания клиентов, поддержанием партнерских отношений и пр. Обратная связь директора с линейными  руководителями осуществляется в рамках еженедельных совещаний, на которых рассматриваются возникающие проблемы, принимаются управленческие решения, происходит корректировка планов.

    Аналитический этап предполагает проведение маркетинговых  исследований, которые формируют  информационную базу для последующего планирования маркетинговой деятельности турфирмы. На этапе планирования формируется  маркетинговый план турфирмы – средне- или краткосрочный. На этапе реализации маркетингового плана происходит разработка мероприятий и механизмов по формированию, продвижению и эффективному сбыту  турпродукта. Этап контроля предполагает осуществление контрольной функции  маркетинга, без чего невозможно управление маркетингом ни в одной организации.

    В целом же деятельность отдела маркетинга фирмы «Малина Тур» направлена на гибкое приспособление ее деятельности к условиям регионального рынка  туриндустрии, его изменениям и сочетает в себе комплекс работ исследовательского, экономического и сбытового характера. Целью работы отдела является содействие основным целям фирмы: обеспечение  потребностей клиентов в туристских услугах при условии оптимизации  прибыли.

    Как отмечено выше, маркетинговая деятельность турфирмы планируется, и такое планирование осуществляется как на стратегическом, так и на операционном уровне. Основой  стратегического планирования являются состояние и конъюнктура рынка  туриндустрии, на котором позиционирует  себя фирма «Малина Тур», положение  ее конкурентов и ее собственное  положение, а также состояние  потребительского спроса на услуги, предлагаемые фирмой.

    Учитывая  специализацию деятельности фирмы, ее статус как турагентства и туроператора, отдел маркетинга особое внимание обращает на исследование целевой аудитории, которая, как указано выше, неоднородна. Для маркетологов здесь важно определить круг потенциальных клиентов фирмы, их запросы и пожелания, финансовые возможности и, исходя из этого, затем уже определять комплекс действий, направленных на их завоевание и удержание.

    Именно  на этой основе формируется план маркетинга турфирмы, основой которого являются первичные данные о состоянии  рынка и состоянии целевой  аудитории фирмы «Малина Тур», собранные в ходе опросов клиентов фирмы, выборочных опросов на улицах города, а также данные вторичной  информации (пресса, отчеты турфирм  и т.д.). Такой план необходим как  руководство к действию для сотрудников  фирмы, практически реализующих  каждое из направлений ее деятельности.

 

Разработка плана  маркетинга ООО «Малина Тур» .

Информация о работе Разработка плана маркетинга предприятия