Ассортиментная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение ассортимента и проектирование ассортиментной политики ИП Когай В.Б. Цель проекта предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы:
- раскрыть теоретические основы ассортиментной политики;
- выявить основные тенденции ассортиментной политики предприятия;
- спроектировать стратегии ассортиментной политики.

Оглавление

Введение
1Теоретические основы ассортиментной политики_______________________6
1.1 Общая характеристика товара______________________________________6
1.2 Формирование ассортимента и управление им________________________7
1.3 Товарный знак, брэнд, упаковка, маркировка товара__________________15
2 Анализ ассортиментной политики ИП Когай В.Б______________________19
2.1 Анализ ассортиментных групп____________________________________19
2.2 ABC –анализ____________________________________________________20
2.3 Точка безубыточности продаж ассортиментной группы «Хлеба»________22
2.4 Жизненный цикл товара__________________________________________23
2.5 Анализ прибыльности товарных групп______________________________24
3 Проект ассортиментной политики на предприятии ИП Когай В. Б________26
3.1 Стратегии ЖЦТ_________________________________________________26
3.2 Матрица БКГ___________________________________________________27
3.3 Стратегии принятия окончательного решения________________________29
3.3.1Модифицированная матрица Мак Кинзи___________________________29
3.3.2 Стратегии управления ассортиментом_____________________________30
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

  1. Стратегия ликвидации деловой активности.

  2. Стратегия увеличения затрат на стимулирование сбыта (стимулирование потребителей, торговли, сбытовиков самой организации)

  3. Стратегия снижения цен. На марку устанавливают низкую цену, чтобы привлечь потребителей.

  4. Стратегия снятия товара с производства. 

3.2 Матрица  БКГ (Бостонской консультационной  группы)

    Матрица БКГ  строится на основе определения доли рынка и темпа роста рынка каждой товарной группы. 
 
 

ТРР1=1,01        ТРР2=1,13     ТРР3=1,1     ТРР4=1,16    ТРР5=1,11

ТРР6=0,87       ТРР7=0,77      ТРР8=0,68   ТРР9=0,53     ТРР10=0,74

ОДР1=1,54    ОДР2=1,5    ОДР3=1,5    ОДР4=1,1    ОДР5=1,2

ОДР6=0,33    ОДР7=1,4    ОДР8=0,5    ОДР9=1,3    ОДР10=1,1 

Таблица 5 Расчет показателей матрицы БКГ  для ИП Когай В. Б.

Продукция Дата ввода  продукции Фаза ЖЦТ Прогноз размера  рынка на 2008 год, млн. руб. (по г. Благовещенску) Размер рынка  в 2007 году.  млн. руб. (по г. Благовещенску) Продажа в 2007 г  ИП Когай, млн. руб. Продажи крупнейшего  конкурента, млн. руб.
1. Хлеба 1991 Рост 20,007 19,876 11,641 7,561
2.Булки-батоны 1988 Рост 7,300 6,486 3,361 2,3
3.Пироги 1994 Рост 5,000 4,500 1,479 0,983
4.Пирожное 1995 Зрелость  4,513 3,876 1,345 1,235
5.Рулеты-кексы 1985 Зрелость  3,000 2,709 0,807 0,654
6.Торты 1993 Спад 1,125 1,300 0,192 0,586
7.Печенье 1988 Спад 0,300 0,390 0,173 0,126
8.Тесто 1993 Спад 0,325 0,475 0,096 0,186
9.Пряники 1985 Спад 0,299 0,376 0,096 0,074
10.Сухари 1986 Спад 0,060 0,081 0,019 0,017
 
 

Рисунок 3 Матрица БКГ

 Ассортиментные группы 2-«Булки-батоны», 3-«Пироги», 4-«Пирожное» и 5-«Рулеты – кексы»- быстро развивающиеся товары, имеющие большую долю рынка. Они требуют мощного инвестирования для поддержания своего быстрого роста.

  Товары 1- «Хлеба», 7- «Печенье», 9- «Пряники», 10- «Сухари»- товары с низкими темпами роста и высокой долей рынка, они требуют меньше инвестиций, приносят высокий доход, который компания использует для оплаты своих счетов и для поддержания других направлений своей деятельности.

  Товары 6- «Торты», 8- «Тесто» - низкая скорость роста и небольшая доля рынка, эти товары приносят достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать источниками более серьезного дохода.

  3.3 Стратегии принятия окончательного решения

3.3.1 Модифицированная матрица Мак Кинзи

Таблица 7 Маржинальная рентабельность и доля на рынке

Товарная  группа Маржинальная  рентабельность, % Оценка Доля на рынке  данной группы продуктов, % Оценка
Хлеба 53,66 Высокая 78,1 Высокая
Булки-батоны 5,14 Низкая 77,01 Высокая
Пироги 2,52 Низкая 59,09 Средняя
Пирожное 3,33 Низкая 55 Низкая
Рулеты-кексы 5,65 Низкая 60 Средняя
Торты 0,66 Низкая 56,48 Низкая
Печенье 0,5 Низкая 64 Средняя
Тесто 11,42 Средняя 48 Низкая
Пряники 0,02 Низкая 45,64 Низкая
Сухари 2,68 Низкая 31,05 Низкая
 

Полученные  оценки дают возможность построения матрицы (рисунок 4). 
 

    Хлеба

    1

     
    2
     
    3
     
    4
     
    5
    Тесто

    6

    Булки-батоны

    7

    Пироги, Рулеты-кексы, Печенье

    8

    Пирожное, Торты, Пряники,         9 Сухари
 

Рисунок 4 Матрица Мак Кинзи

1-Инвестирование  и рост

2-Инвестирование  и рост

3- Избирательность

4- Инвестирование  и рост

5- Избирательность

6- Сбор  урожая \  Уход с рынка

7- Избирательность

8- Сбор  урожая \ Уход с рынка

9- Сбор  урожая \ Уход с рынка 

3.3.2 Стратегия управления ассортиментом

          На основе данных матрицы Мак Кинзи я разработала стратегии, которые указаны в таблице 8.

Таблица 8. Выводы по матрице Мак Кинзи (Стратегии  по группам продуктов)

Группа  продукции Стратегия Основные направления  стратегии
Хлеба Обеспечение высокого роста 1) Специализация  на основе сильных сторон деятельности;

2) Концентрация  инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой, а риск- относительно низким

Тесто, Пироги, Рулеты-кексы, Печенье, Пирожное, Торты, Пряники, Сухари Оптимизация издержек Резко снизить  постоянные издержки, избегая при  этом инвестирования
Булки-батоны Сохранение позиции и перефокусировка деятельности 1) Перенесение  акцента на зарабатывание текущих  денег;

2) Защита  сильных сторон деятельности.

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Эффективная политика ассортимента и его своевременное обновление в соответствии с меняющимися запросами потребителей и общей ситуации на рынке – важнейшее условие жизнестойкости, конкурентоспособности предприятия.  Ассортиментная политика предполагает анализ ассортиментных групп.

       Исследования показали, что весь ассортимент хлебобулочной продукции предприятия ИП Когай В.Б. состоит из 10 основных товарных  групп, в которые входит большое количество товарных позиций: «Хлеба», «Булки – батоны», «Пирожное», «Пряники», «Кексы – рулеты», «Сухари», «Тесто», «Торты», «Печенье», «Пироги». Широта ассортимента- 10, насыщенность – 140 товарных позиций. Таким образом, ассортимент предприятия по насыщенности, глубине и ширине не уступает крупным производителям по Республики Башкортостан. Самые глубокие товарные группы -  булки-батоны и пирожное.

     Следующим этапом исследования ассортиментной политики является АВС-анализ, который проводится в целях определения наиболее прибыльных и рентабельных ассортиментных групп. Весь ассортимент делится на три блока, в зависимости от объема продаж. В группу А входят самые главные продукты, требующие повышенного внимания, от их реализации зависит эффективность деятельности предприятия, они составляют 78,1% от всего объема продаж и 39,2% от имеющегося ассортимента. В группу В входят товары составляющие 18,9%от общего объема продаж и 30,8% от ассортимента. Из этого блока можно выделить группы «Пироги» и «Пирожное»  и перевести их в блок А за счет увеличения объема продаж, стимулируя спрос на товары этих групп и создавая новые виды товаров. В группу С входят товары составляющие 3,9%; от общего объема продаж и 30,4% ассортимента. В этом блоке находятся устаревшие товары («Пряники», «Сухари»). Их необходимо усовершенствовать (рецептуру, упаковку). Также здесь находится новый товар – тесто, спрос на который необходимо развивать.

     Для формирования правильной ассортиментной стратегии определяются стадии жизненного цикла каждой ассортиментной группы.

     Ассортимент продукции  ИП Когай В. Б. состоит из товаров, находящихся на различных стадиях ЖЦТ. Группы «Хлеба», «Булки-батоны» и «Пироги» - на стадии роста.  В стадии зрелости и насыщения – «Пирожное», «Рулеты – кексы». На стадии спада - «Торты», «Печенье», «Тесто», «Пряники», «Сухари».

     Анализ прибыльности ассортиментных групп, который проводится на основе расчета маржинальной прибыльности, маржинальной рентабельности, доли в объеме продаж каждой товарной группы, коэффициента оборачиваемости запасов, показывает, что самыми прибыльными являются ассортиментные группы «Хлеба», затем «Булки-батоны», «Пирожное», на последнем месте находиться группа «Сухари». Доля в объеме продаж соответственно составляет 60,6%, 17,5%, 7% и 0,1%

      Проведенные исследования дают возможность подобрать стратегии управления ассортиментом по каждой группе товаров, для чего применены следующие методы: метод на основе ЖЦТ, матрица Бостон Консалтнг Групп, модифицированная матрица Мак Кинзи.

     Таким образом, проанализировав ассортиментную политику ИП Когай В. Б., получаем, что самыми прибыльными являются ассортиментные группы «Хлеба», «Булки-батоны». Эти группы необходимо развивать и поддерживать отдачу от них на высоком уровне. В остальные ассортиментные группы необходимо вкладывать свободные средства и выводить их на уровень двух вышеназванных групп. Также для повышения прибыльности предприятия я рекомендую вводить в производство новые технологии и больше внимания уделять исследованию рынка, спроса потребителей. Именно для этих целей в Международной промышленной академии на кафедре пищевых производств в августе 2007 года был создан Центр современного хлебопечения, призванный стать эффективным механизмом, способным удовлетворить любые запросы современного хлебопечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Маркетинг:  Практикум: Учеб. Пособие / И. Л.  Акулич. – Мн.: Выш. Шк., 2003.- 253с.

2. Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560с.: ил.

3. Практикум  по маркетингу: Учебное пособие  / А.М.Бакиева.-Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.-108с.

4. Котлер  ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1998.

5. Соловьев  Б.А. Основы теории и практики  маркетинга. – М.: МИНХ им. Г.В.  Плеханова, 1991.

6. Ассортиментная политика фирмы: учебно – практическое пособие/ В.В.Зотов.-М.: Эксмо, 2006. – 240с. – (Прицельный маркетинг)

7. Журнал  «Пищепром Черноземья» №1 (11) январь-февраль  2008.

Информация о работе Ассортиментная политика