Ассортиментная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение ассортимента и проектирование ассортиментной политики ИП Когай В.Б. Цель проекта предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы:
- раскрыть теоретические основы ассортиментной политики;
- выявить основные тенденции ассортиментной политики предприятия;
- спроектировать стратегии ассортиментной политики.

Оглавление

Введение
1Теоретические основы ассортиментной политики_______________________6
1.1 Общая характеристика товара______________________________________6
1.2 Формирование ассортимента и управление им________________________7
1.3 Товарный знак, брэнд, упаковка, маркировка товара__________________15
2 Анализ ассортиментной политики ИП Когай В.Б______________________19
2.1 Анализ ассортиментных групп____________________________________19
2.2 ABC –анализ____________________________________________________20
2.3 Точка безубыточности продаж ассортиментной группы «Хлеба»________22
2.4 Жизненный цикл товара__________________________________________23
2.5 Анализ прибыльности товарных групп______________________________24
3 Проект ассортиментной политики на предприятии ИП Когай В. Б________26
3.1 Стратегии ЖЦТ_________________________________________________26
3.2 Матрица БКГ___________________________________________________27
3.3 Стратегии принятия окончательного решения________________________29
3.3.1Модифицированная матрица Мак Кинзи___________________________29
3.3.2 Стратегии управления ассортиментом_____________________________30
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
tify">  4.Решение вопросов:  какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

  5.Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах применения товаров.

  6.разработка спецификаций новых или улучшение продуктов в соответствии с требованиями покупателей.

  7.Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.

  8.Проведение испытаний( тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.

 9.Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделий или предопределивших  необходимость их изменения.

  10.Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом- неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

  Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается , то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия , разработанные скорее  для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому. что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят прежде всего в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому)  отделу, а затем проследить . чтобы опытный образец  был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия , а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревшего товара или снижать цену на него. именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать . настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.[5]

  Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштаба  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством  генерального директора( его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции,ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

  Насущный вопрос для предприятия — изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том , и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного товара , единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка не позволяют  осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

  К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование ( в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

  Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять  те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой  сети и , конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных  условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

  Еще один важный элемент  ассортимента и в целом товарной политики — изъятие граммы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся  некоторым спросом. принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности( прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

  Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы( ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

  Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли ( с учетом полных затрат ресурсов). Если товар  перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется  и характер решения по его изъятию.

  Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы и не будет  систематически  проводить анализ изготавливаемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя. 

1.3 Товарный знак, брэнд, упаковка, маркировка товара 

  Для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности предприятия важное значение имеет использование товарных знаков. Товарный знак представляет собой некоторое название, звук, знак, символ, рисунок или их комбинацию, используемые для обозначения товаров и позволяющее отличать товары предприятия от аналогичных товаров конкурентов. Товарный знак должен быть индивидуален, прост, узнаваем и привлекателен для потенциальных  потребителей. Он также должен обладать свойствами охраноспособности.

  Предприятие может создать собственный товарный знак, воспользоваться товарным (торговым) знаком (маркой) посредника, а также получить разрешение на использование известного товарного знака у его владельца. Если предприятие решило использовать свой товарный знак, то оно должно прежде всего проанализировать возможные варианты его применения. можно использовать индивидуальный товарный знак для каждой ассортиментной позиции. Возможно применение общего товарного знака для всех товаров предприятия. Единым товарным знаком можно воспользоваться для одной или нескольких ассортиментных групп. Наконец, индивидуальный товарный знак можно дополнить названием предприятия. каждый из указанных вариантов имеет как свои преимущества , так и определенные недостатки.

  Наличие товарного знака позволяет предприятию проводить более эффективную политику продвижения товара на рынок. при этом широко признанный товарный знак обычно называют брэндом. Обеспечить широкую известность товарного знака и сделать его преуспевающим довольно сложно. Учитывая это, некоторые предприятия прибегают к подделке или имитации уже существующего товарного знака, а иногда и незаконно его используют. Чтобы  исключить последние, в большинстве стран мира существует законодательная база, обеспечивающая правовую охрану товарных знаков. В соответствии с данными законами для защиты товарного знака достаточно его зарегистрировать в соответствующих государственных учреждениях. В некоторых странах (например, в Великобритании) наряду с регистрацией товарного знака необходимо, используя его, провести несколько продаж данного товара.

   Как  и товарный знак, важное значение для продвижения на рынок имеет его упаковка. Создав  эффектную упаковку , можно обеспечить более значительное увеличение объемов продаж товара, чем это можно достичь за счет других маркетинговых мероприятий, в частности рекламы. Такая значимость упаковки определяется целым рядом факторов. Вот некоторые из них. упаковка защищает товар от возможных повреждений, позволяя сохранить его потребительские свойства. Она дает возможность привлечь потенциальных покупателей к товару, более быстро  выбрать товар нужной марки или соответствующего предприятия. Упаковка создает удобство в потреблении товара, обеспечивает определенные выгоды покупателю. Кроме того, упаковка играет важную роль в создании оптимальных ( по массе и объему) единиц для продажи товара, оказывает  самое непосредственное влияние на эффективность организации товаропродвижения.

  При создании упаковки следует учитывать множество различных факторов. Нужно прежде всего определить , будет предприятие использовать групповую или индивидуальную упаковку. Следует  также выявить целесообразность использования множественной упаковки, возможности стандартизации упаковки. Особое внимание необходимо уделить дизайну упаковки. Размер , форма, материал, цвет, текст и расположение товарного знака оказывает непосредственное влияние на покупателей, создавая у них определенное влияние на покупателей, создавая у них определенное отношение к товару и производителю. Выбирая ту или иную  концепцию упаковки , следует учитывать, какая будет цена упаковки. Конечно, упаковка должна  выполнять основные свои функции. Но эти функции следует обеспечить по приемлемой для покупателя цене, а именно: цена упаковки  должна быть такой, какую согласен оплатить потребитель.

  На упаковке товара или непосредственно на товаре помещается некоторый текст, наносятся условные обозначения или рисунки, позволяющие идентифицировать товар или отдельные его свойства, довести до потребителя информацию о товаре и его производителе. Указанная информация является маркировкой товара. Обычно выделяют производственную и торговую маркировку. Основное назначение маркировки — обеспечение реализации информативной, идентифицирующей и мотивационной  функций.

  Основными носителями маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, клейма, ценники, товарные или кассовые чеки и др. В реальной практике наиболее часто используются этикетки и ярлыки. Этикетки и ярлыки отличаются значительной информационной емкостью и содержат широкий круг данных о товарах и их производителях. Для многих товаров в законодательном порядке определен перечень сведений, которые должны быть оговорены на этикетке или ярлыке. Это прежде всего товары, потребление которых может принести вред здоровью человека или причинить ему некоторый ущерб.

  В последние годы для идентификации товаров широкое распространение получило использование штриховых кодов. Благодаря штриховому кодированию каждому товару присваивается индивидуальный, не повторяющийся нигде в мире код, позволяющий использовать его не только для получения информации о производителе, но и как основу для учета внутризаводских, внутрискладских, внутримагазинных перемещений. Это является исходной базой для учета, анализа и планирования производства и продажи товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

  В мире существует более 50 различных систем штрихового кодирования. Однако предпочтение отдается использованию штриховых кодов Европейской ассоциации товарной нумерации EAN. Эти коды содержат 8, 13 и 14 цифр. Число цифр определяется областью применения  штрихового кода. Они содержат информацию о стране происхождения товара, предприятии и его товаре.

  Используя упаковку и маркировку, предприятия особое внимание уделяют обеспечению визуального и смыслового единства производимых товаров и оказываемых услуг, созданию своего фирменного стиля, отличающего предприятие от конкурентов и их изделий. Основными элементами фирменного стиля являются товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный цвет (или набор цветов), фирменные константы. Элеметом фирменного стиля может быть и слоган. Фирменный стиль является своеобразной формой коммуникации, с помощью которой предприятие воздействует на покупателей.

Информация о работе Ассортиментная политика