Ассортиментная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение ассортимента и проектирование ассортиментной политики ИП Когай В.Б. Цель проекта предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы:
- раскрыть теоретические основы ассортиментной политики;
- выявить основные тенденции ассортиментной политики предприятия;
- спроектировать стратегии ассортиментной политики.

Оглавление

Введение
1Теоретические основы ассортиментной политики_______________________6
1.1 Общая характеристика товара______________________________________6
1.2 Формирование ассортимента и управление им________________________7
1.3 Товарный знак, брэнд, упаковка, маркировка товара__________________15
2 Анализ ассортиментной политики ИП Когай В.Б______________________19
2.1 Анализ ассортиментных групп____________________________________19
2.2 ABC –анализ____________________________________________________20
2.3 Точка безубыточности продаж ассортиментной группы «Хлеба»________22
2.4 Жизненный цикл товара__________________________________________23
2.5 Анализ прибыльности товарных групп______________________________24
3 Проект ассортиментной политики на предприятии ИП Когай В. Б________26
3.1 Стратегии ЖЦТ_________________________________________________26
3.2 Матрица БКГ___________________________________________________27
3.3 Стратегии принятия окончательного решения________________________29
3.3.1Модифицированная матрица Мак Кинзи___________________________29
3.3.2 Стратегии управления ассортиментом_____________________________30
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

  Наряду с производством различных товаров предприятие оказывает определенные услуги, необходимые для обеспечения продаж и эксплуатации данных товаров. Совокупность таких услуг принято считать сервисным обслуживанием. Предпродажное сервисное обслуживание обусловлено необходимостью подготовки товара к продаже и его использованию, а также целесообразностью консультирования и обеспечения потенциальных потребителей необходимыми документами. Гарантийное и послегарантийное обслуживание необходимо для обеспечения эффективного потребления товаров.[4]

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2АНАЛИЗ  АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ИП КОГАЙ  В. Б.

2.1 Анализ  ассортиментных групп 

  Весь ассортимент предприятия ИП Когай В.Б. разобьем на 10 товарных групп и найдем их глубину, ширину и насыщенность.[3]

Таблица 1 Ассортиментные группы

Название  группы Товарные позиции
1. Хлеба Хлеб 1 сорт 0,6кг, «Бородинский» 0,4кг, «Деревенский» 0,55кг, «Мариинский» 0,4кг, «Свежий» с витаминами и железом 0,4кг, Хлеб 1 сорт 0,3кг, 2 сорт 0,6кг, Горчичный 0,5кг, Гречишный, Луковый 0,4кг, Отрубной 0,4кг, «По-домашнему» 0,8кг, Пшеничный ржаной 0,6кг, Солодовый 0,28кг, Солодовый 0,5кг.
2. Булки  - батоны Батон «Нарезной», батон «Бутербродный», батон «Плетенка», батон «Хала», батон луковый, батон с изюмом, батон с кунжутом, батон с маком, батон с тмином,  булка «Ароматная», булка «Детская», булка «Любительская», булка «Сдоба», булка 0,075, булка 0,1кг, булка 0,350кг, булка 0,5кг, булка 0,6кг, булка «Кулич», булка праздничная с маком, плюшка, булка с орехами, булка сдобная, булочка с марципаном, булочка соленая, булочка с повидлом, витушка, губадия, крендель Петровский, круасаны, кулич, мютаки, Нан бухарский, сдоба выборгская, сдобная мелочь.
3.Пироженое Кольцо заварное, кольцо с орехами, корж, зефир, «Корзинка», «Школьное», «Бисквитное», «Бисквитное  с кремом», «Воздушное», «Заварное», «Картошка в шоколаде», «Лотто», «Медовое», «Медок», «Осеннее», «Персик», «песочное», «Птичье молоко», «Птичье молоко в шоколаде», «Снежок», пицца, «Картошка», «Ромовая баба», «Сахарные шараки», слойка воздушная, сосиска в тесте, тарталетки, турбинка.
4. Пряники «Любимые», «Маковка», ванильные, глазированные, Городецкие, Забава, кокосово-ореховые, кокосовые, фруктовые, шоколадные.
5.Кексы-рулеты Рулет ванильный  с маком, рулет Калейдоскоп, рулет  кремовый, рулет фруктовый, рулет  цветной, кекс «Столичный», 0,075кг, кекс «Столичный» 0,150кг, кекс «Шахматный».
6.Сухари 0,3кг, ванильные  0,3кг, ванильные 1кг
7. Тесто -
8.Торты «К Рождеству», «Баварский», «Бисквитный», «Золотой век», «Крем-брюле», «Медовый», «Муравейник», «Птичье молоко», Чак-чак.
9.Печенье Золотистые  палочки, «Березовое полено», «Кокосовый рай», «Курабье», «Домашнее», «Кокосовый рай», «Кошачьи лапки», «Лира», «Персик», песочное, песочно-ореховое, рогалики, печенье с изюмом, с орехом, Уфимское.
10.Пироги Песочный, с  капустой, с курагой, с рыбной консервой, яблочный.
 

Широта  ассортимента=10; Глубина (Хлеба)=15;

Глубина (Булки – батоны)=36; Глубина (Пирожное)=28;

Глубина (Пряники)=10; Глубина (Кексы-рулеты)=8;

Глубина (Сухари) =3; Глубина (Тесто)=1;

Глубина (Торты)=9; Глубина (Печенье)=15;

Глубина (Пироги)=5; Насыщенность ассортимента = 140.

  Ассортимент ИП Когай В. Б. достаточно  широкий. Самые глубокие ассортиментные группы «Булки – батоны», «Пироженое», «Печенье» и «Хлеба». Ассортимент ИП Когай В. Б. отличается большой насыщенностью (140 товарных позициы). 

2.2 АВС  – анализ 

     Для определения наиболее рентабельных ассортиментных групп проведем ABC- анализ, в результате которого все ассортиментные группы разделятся на три блока, в зависимости от объема продаж.[3]

   Таким образом, в группу А входят самые главные продукты, требующие повышенного внимания, от их реализации зависит эффективность деятельности предприятия, они составляют 78,1% от всего объема продаж и 39,2% от имеющегося ассортимента. В группу В входят товары составляющие 18,9% то общего объема продаж и 30,8% от ассортимента. Из этого блока можно выделить группы «Пироги» и «Пирожное»  и перевести их в блок А за счет увеличения объема продаж, стимулируя спрос на товары этих групп и создавая новые виды товаров. В группу С входят товары составляющие 3,9%; от общего объема пролдаж и 30,4% ассортимента. В этом блоке находятся устаревшие товары ( «Пряники», «Сухари»). Их необходимо усовершенствовать (рецептуру, упаковку). Также здесь находится новый товар – тесто, спрос на который необходимо развивать.

  Т.о. в группу А входит 20% продуктов, которые обеспечивают 78,1% оборота фирмы, на этой группе реализуется правило Паретто (20/80).

Таблица 2 Исходные данные для АВС – анализа

Название товарной группы Доля каждой в общем объеме, % Доля нарастающим  итогам Объем продаж, тыс. руб. Доля от общего объема продаж, % Доля нарастающим  итогам Группа
1 Хлеба 10 10 11641,44 60,6 60,6 А
2 Булки-батоны 10 20 3361,8 17,5 78,1
3 Пироги 10 30 1479,19 7,7 85,8 В
4 Пирожное 10 40 1344,72 7 92,8
5 Рулеты-кексы 10 50 806,83 4,2 97
6 Торты 10 60 192,1 1 98 С
7 Печенье 10 70 172,89 0,9 98,9
8 Тесто 10 80 96,05 0,5 99,4
9 Пряники 10 90 96,05 0,5 99,9
10 Сухари 10 100 19,12 0,1 100
 

 

Рисунок 1 АВС – анализ

2.3 Точка безубыточности продаж ассортиментной группы «Хлеба»

     Анализируя ассортиментную политику, необходимо определить точку безубыточности, в которой полученный доход, покрывает все расходы на производство продукции. 

Таблица 3 Исходные данные для анализа безубыточности.

Объем реализованной продукции Переменные затраты, руб. Постоянные  затраты, руб. Выручка, руб.
1 9,06 148 10,8
10 90,6 148 107,5
20 181,2 148 216
30 271,8 148 324
40 362,4 148 432
50 453 148 540
 
 

Рисунок 2. Точка безубыточности

     Точка А – точка безубыточности.

    Т.о. товар, проданный в количестве менее 21 шт., будет убыточным, а продажи сверх точки безубыточности будут приносить доход. 
 

2.4. Жизненный  цикл товара

     Для того, чтобы реализация продукции приносила прибыль, необходимо, чтобы ассортиментные группы, входящие в ассортимент, находились на разных стадиях жизненного цикла. Для формирования правильной ассортиментной стратегии определим стадии жизненного цикла каждой ассортиментной группы.[3] 
 
 
 

Таблица 4 Исходные данные для определения фазы  ЖЦТ

Ассортиментная  группа Выручка в 2006 году, тыс. руб. Выручка в 2007 году, тыс. руб. Изменение выручки, тыс. руб.
Хлеба 7975,41 11641,44 +3666,03
Булки-батоны 2059,32 3361,8 +1302,48
Пироги 95,23 1479,19 +1383,96
Пирожное 1023,71 1344,72 +321,01
Рулеты-кексы 476,14 806,83 +330,69
Торты 59,52 192,1 +132,58
Печенье 71,42 172,89 +101,47
Тесто 95,23 96,05 +0,82
Пряники 11,9 96,05 +84,15
Сухари 35,71 19,21 -16,5
 
 
 

µ=730,67

δ=1093,64

(µ-0.5δ)  =183,85

(µ+0.5δ)   = 1277,49

  Т.о.  ассортимент ИП Когай В. Б. состоит из товаров, находящихся на различных стадиях ЖЦТ. Группы «Хлеба», «Булки-батоны» и «Пироги» - на стадии роста (соответственно 3666,03›1277,49; 1302,48›1277,49; 1383,96›1277,49). Ассортиментные группы «Пирожное» и «Рулеты-кексы» находятся в фазе зрелости и насыщения. И в фазе спада находятся ассортиментные группы : «Торты», «Печенье», «Тесто», «Пряники», «Сухари» 
 
 

2.5. Анализ  прибыльности товарных групп

Маржинальная  прибыль = Выручка - Переменные издержки

Кзн=Доп*Рмарж*Кобз, где

Таблица 6. Ранжирование товарных групп по коэффициенту значимости

Товарные  группы Доля в объеме продаж Ранг, Доп Доля в маржинальной рентабельности, % Ранг, Рмарж Коэффициент оборачиваемости  товарных запасов, дней Ранг, Кобз Коэффициент значимости, Кзн (2*4*6) Ранг,Кзн
1.Хлеба 60,6 1 50 1 583,91 1 1 1
2. Булки-батоны 17,5 2 20 2 2265,69 2 8 2
3.Пироги 7,7 3 10 3 50961,61 6 54 4
4. Пирожное 7 4 9 4 4549,15 3 48 3
5. Рулеты-кексы 4,2 5 6 5 9706,09 4 100 5
6. Торты 1 6 2 6 78099,52 8 288 6
7. Печенье 0,9 7 1,5 7 67998,83 7 343 7
8. Тесто 0,5 8 0,6 9 49018,86 5 360 8
9. Пряники 0,5 9 0,7 8 354915,58 10 720 9
10. Сухари 0,1 10 0,2 10 155007,5 9 900 10
Итого 100 - 100          

Кобз  – ранг коэффициента оборачиваемости  товарных запасов

Кобз = Средняя стоимость запасов \ Себестоимость  реализованной продукции* 365

Доп  - ранг доли в объеме продаж (в ден. ед.)

Рмарж – ранг доли в маржинальной рентабельности

     На основе данных таблицы 6 можно сделать вывод, что наиболее выгодным является производство товарной группы «Хлеба», затем «Булки-батоны», «Пирожное» и т. д.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ПРОЕКТ  АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ИП КОГАЙ В. Б.

3.1 Стратегии  ЖЦТ 

     Для товаров, находящихся в фазе роста, необходимо использовать следующие маркетинговые стратегии:

  1.Стратегия интенсивного маркетинга (высокая цена и высокий уровень затрат на операционный маркетинг)

  2. Стратегия резкого увеличения своей доли рынка. Цель стратегии: увеличение доли рынка или повышение рентабельности за счет максимального использования массового производства.

  3. Стратегия дифференциации или резкого различия. Стратегия предполагает наличие ноу-хау. Фирма создает ситуацию конкуренции, обладает значительной рыночной силой.

  4. Стратегия варьирования элементами маркетингового комплекса. Включает: стратегию обороны, стратегию инновации и технологического совершенствования, стратегию консолидации рынка посредством интенсивного сбыта и политики товарной гаммы, покрывающей все сегменты рынка, освоение выпуска новых товаров.

Для товаров, находящихся в фазе зрелости и  насыщения:

  1. Стратегия поддержания объема сбыта на определенном уровне. Сохранение существующей рыночной доли и уровня прибыльности.

  2. Стратегия производственной диверсификации направлена на рост продаж за счет разработки улучшенных товаров.

  3. Стратегия добавления характеристик товара (вкус, запах, форма, состав).

Для ассортиментных групп, находящихся в фазе спада («Торты», «Печенье», «Тесто», «Пряники», «Сухари») необходимо использовать стратегии:

Информация о работе Ассортиментная политика