Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.

Оглавление

Введение……………………………………………….…………………3
1. Теоретические основы анализа конкуренции, конкурентоспособности: определение, основные направления…………………………………………...…………..5
1.1 Понятие конкуренции, конкурентоспособности, ее основные виды…………...……………………………………...……..5
1.2 Анализ конкурентной среды, процесс и методы изучения конкурентов, систематический анализ……….......……...11
1.3 Стратегии ведения конкурентной борьбы……………………………………………………...19
2. Анализ рыночной деятельности торгового комплекса «Командор» на рынке мебели……………………………………….…..…...……22
2.1 Тенденции рынка мебели г. Красноярска………………..22
2.2 Характеристика торгового комплекса «Командор».………………………………………..……...25
2.3 Анализ внешней среды предприятия………………………………………........…..32
3. Анализ конкурентов предприятия…………………...……...…...50
3.1 Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»……………………………………….………..50
3.2 Рекомендации к конкурентной политике компании…………………………………………..…….….52
Заключение…………………………………………….……………..54
Список использованных источников……………………………….55
Приложение 1…………………………………………………..…….57
Приложение 2…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсак ОМ2.doc

— 153.02 Кб (Скачать)

 

В зависимости от масштаба конкурентоспособности фирмы может быть представлен следующий вариант классификации уровней конкурентоспособности (таблица 3).

 

Таблица 3 - Классификация уровня конкурентоспособности фирмы (по критерию масштаба)

Способность конкурировать

Уровень конкурентоспособности

Способность конкурировать на мировом рынке

Мировой уровень

Способность конкурировать на уровне отдельной страны

Крупномасштабный уровень

Способность конкурировать на уровне региона отдельной страны

Региональный уровень

Способность конкурировать на уровне отдельной отрасли народного хозяйства

Отраслевой уровень

Способность конкурировать на уровне города

Городской уровень

Способность конкурировать на уровне района

Локальный уровень

 

Таким образом, в условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует занимаемую предприятием, организацией, фирмой позицию по отношению к конкурентам в конкретной отрасли и позволяет разрабатывать собственную конкурентную стратегию, учитывая профиль деятельности, цели, возможности, навыки и ресурсы.

 

1.2             Анализ  конкурентной среды, процесс и методы изучения конкурентов, систематический анализ.

 

Изучение конкурентной среды - один из важнейших компонентов исследования рынка. Ни одна компания не может считать себя маркетинговоориентированной, если не ведет систематическое (не от случая к случаю, а постоянно) и комплексное (по всем параметрам и факторам) изучение своих нынешних и будущих, больших и малых, прямых и косвенных конкурентов.

Процесс изучения конкурентов можно разделить на 4 этапа:

1.                 Выявление действующих и потенциальных конкурентов.

2.                 Анализ деятельности конкурентов.

3.                 Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

4.                 Определение позиции предприятия относительно конкурентов.

Первый этап. Выявление действующих и потенциальных конкурентов. Осуществляется на основе двух подходов: первый связан с оценкой потребностей, которые удовлетворяются на рынке основными конкурентами, а второй - с оценкой маркетинговой стратегии, применяемой конкурентами.

При первом подходе выделяют следующие группы конкурентов:

1.                 предприятия, предлагающие аналогичный вид продукта на рынок (действующие конкуренты);

2.                 предприятия, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, однако выход на данный рынок является вероятным (потенциальные конкуренты);

3.                 предприятия, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт на рынке.

При втором подходе выделяют группы конкурентов:

1.                 применяющих стратегию экспансии на рынке (рост доли рынка за счет привлечения все большего числа потребителей на основе коммуникационной политики);

2.                 ориентированных на ценовую политику (более низкий уровень цен);

3.                 ориентированных на товарную политику (лучшее качество, сервис, широкий ассортимент).

Как правило, конкуренты применяют один какой-то подход. Однако крупные компании могут себе позволить мобильность в стратегических ориентациях. Это те формы, которые склонны к рыночной экспансии, а  также поставщики материалов, сырья, оборудования.

Второй этап. Анализ деятельности конкурентов. Осуществляется в направлении таких сфер деятельности, как:

1.                  финансовое состояние;

2.                  производственная стратегия;

3.                  организация и управление предприятием;

4.                  маркетинговая деятельность;

5.                  кадровое обеспечение;

6.                  внешнеэкономическая деятельность.

Третий этап. Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов. Для реализации данного этапа можно воспользоваться SWOT-анализом, анализом 4P или составлением функциональных карт. Подробнее о данных методах будет сказано в главе «Методы изучения конкурентов».

Четвертый этап. Определение позиции предприятия относительно конкурентов. По результатам предыдущего этапа определяется одна из следующих позиций предприятия:

1.                  лидирующее положение предприятия относительно конкурентов. В этом случае предприятие смело выходит на выбранные целевые сегменты и уверенно в своей позиции;

2.                  быстро развивающееся положение. Это когда у предприятия достаточно финансовых ресурсов, однако по отдельным показателям оно уступает конкуренту. В ближайшей перспективе оно не претендует на лидерство, но успехов будет добиваться постепенно на выбранных целевых сегментах;

3.                  подражатели. Это когда у предприятия небольшая доля рынка, оно не обладает достаточными ресурсами и вынуждено копировать успешные действия конкурентов на рынке;

4.                  слабое положение предприятия. Это когда у предприятия отсутствуют финансовые ресурсы для конкурентной борьбы. Тогда может быть рекомендация - отказаться от выбранных целевых сегментов и провести поиск других рынков с менее высокими требованиями.

После позиционирования предприятия разрабатывается программа маркетинга для каждого целевого сегмента с учетом его требований.

При разработке маркетинговых программ следует иметь в виду следующие важнейшие аспекты: модификация товаров в соответствии с потребностями покупателей, улучшение дизайна, присвоение торговых марок, позиционирование, разработка ценовой политики, политики распределения и продвижения.

Методы изучения конкурентов:

Исследование фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка [4, c. 114].

Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

- первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

- второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция. Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

  1. стратегия в области экспансии на рынке;
  2. стратегия в области ценовой политики;
  3. стратегия в области технологии и др.

При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов. Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

  1. фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сложных рынках;
  2. фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;
  3. крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;
  4. крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;
  5. мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.

При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.

Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм. От условий конкуренции, сложившихся на рынке, будут зависеть предпринимаемые меры и, соответственно, ответная реакция конкурентов на эти меры, осуществляемые фирмами для достижения собственного конкурентного преимущества. Таким образом, при разработке предприятиями собственных конкурентных стратегий важно учитывать возможную реакцию внешней среды на эти акции. Применительно к мебельным рынкам можно выделить два типа возможной реакции по инструментам ответной реакции и два типа - по ее характеру.

По инструментам реакции выделяют, уже упомянутые, ценовые и неценовые методы.

По типу реакции условно можно выделить положительную эластичность реакции и отрицательную эластичность реакции в зависимости от того, ответная реакция конкурента противоположна акции фирмы или аналогична ей. Как показывают исследования, в основном преобладает положительная эластичность.

Так, при увеличении цены основным конкурентом конкуренты фирмы тоже повышают свои цены, и лишь немногие снижают; при снижении цены основным конкурентом большинство фирм снижали ее, а небольшая часть повышали. Аналогичная ситуация складывается и при снижении или увеличении основным конкурентом расходов на продвижение товара[12, c.22].

Конкуренция в области способов продвижения товаров на рынок наиболее вероятна при следующих характеристиках рынка:

  1. большая дифференциация в издержках конкурирующих фирм;
  2. сильная рыночная концентрация;
  3. рыночная дифференциация;
  4. быстрый рост рынка.

Ценовые методы конкуренции более приоритетны при высокой стандартизации продукта.

Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:

  1. численность персонала;
  2. структура прямых и накладных расходов;
  3. сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;
  4. капиталовложения в основной капитал и запасы;
  5. объем продаж.

Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.

 

Систематический анализ конкурентов.

 

Анализ конкурентов начинается с определения цели анализа, от которой будет зависеть выбор сотрудников, ответственных за его проведение. Им предстоит осуществлять различные виды деятельности, что требует наличия соответствующих способностей и навыков. Майкл Портер предлагает следующую систему функций анализа конкурентов:

Информация о работе Анализ конкурентов торгового комплекса «Командор»