Содержание научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:48, реферат

Краткое описание

Стратегия инновационного развития активно сменяет научно-техническую. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. Расширяются междисциплинарные исследования, появляются новые организационные формы выполнения исследований и разработок. Трансфер инноваций из научной сферы в производственную приобретает глобальный целенаправленный характер. Растет абсолютная величина вовлеченных в инновационный процесс планетарных ресурсов, что приводит к увеличению наукоёмких производств и продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Структура НИОКР. 4

ГЛАВА 2. Примеры мировой практики организации управления НИОКР. 7

ГЛАВА 3. НИОКР в Республике Беларусь. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

ЛИТЕРАТУРА 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 1.81 Мб (Скачать)

     В Японии доля государства в общих  расходах на НИОКР относительно невелика (20-30%), тем не менее государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране и в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и в поощрении частных компаний. Наука здесь получает от государства исключительно льготные кредиты (иногда по своим условиям приближающиеся к дотациям), частные компании ассигнуют средства преимущественно на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. В стране растет доля НИИ при частных корпорациях и расходов последних на НИОКР. Тут практикуется система обязательных квот на патентные заявки для каждого сектора корпоративного НИИ и поощрений за количество не только полученных патентов, но и поданных заявок.

     Итак, как мы видим механизм финансирования НИОКР в развитых странах имеет большое количество разнообразных форм и методов проявления:

  1. финансирование НИОКР внутри крупных корпораций, которое стимулируется предоставлением различных льгот: льготы по налогу на прибыль; предоставление налогового кредита на прирост НИОКР; предоставление права на использование ускоренной амортизации для исследовательского оборудования; налоговые скидки компаниям, поводящим фундаментальные исследования;
  2. финансирование НИОКР малыми фирмами, которые получают как существенные налоговые льготы (например, налоговые каникулы в первые годы работы), так и на конкурсных началах обеспечиваются госзаказами;
  3. финансирование рисковых фирм через создание венчурных фондов, для стимулирование развития которых льготы предоставляются как непосредственно фондам: освобождение от налога на прирост капитала; льготное кредитование и получение госгарантий; использование ускоренной амортизации, - так и их акционерам: льготы на прирост капитала вложенного в акции венчурных фондов и фирм и льготы на доход от операций с такими акциями;
  4. развитие бесприбыльных научных организаций, работающих в области приоритетных прикладных НИР, путем косвенного финансирования со стороны государства;
  5. развитие кооперации фирм в сфере НИОКР, путем предоставления налоговых льгот;
  6. прямое государственное финансирование, доля которого постепенно сокращается, фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ, через использование системы грантов;
  7. размещения государственного заказа на научно-исследовательские работы, обычно являющиеся составной частью федеральных программ.

     Система финансирования НИОКР сформировавшаяся на западе в течении десятилетий, доказала свою эффективность. В данных странах очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта данных стран на мировой рынок.

     ГЛАВА 3. НИОКР в Республике Беларусь.

     В РБ функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук. В республике традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Основные кадровые и финансовые ресурсы (до 70:) сосредоточены в Национальной академии наук Беларуси, министерствах образования, здравоохранения, промышленности, концерне "Белнефтехим". Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией республики, на которую возложены задачи по развитию и координации отечественной науки и формированию государственной научно–технической политики.

     Гарантированным источником финансирования научных  исследований и разработок выступает  бюджет республики. Около половины затрат на научные исследования и  разработки обеспечивается за счет средств  республиканского бюджета. В этих же целях при государственной поддержке  созданы и функционируют Белорусский  республиканский фонд фундаментальных  исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный  фонд (Белинфонд), Фонд информатизации Республики Беларусь.

     Проводимая  в стране государственная научно–техническая политика направлена на приоритетную поддержку наиболее перспективных  научных исследований, научно–технических разработок и инновационных проектов, ориентированных на решение проблем  социально–экономического развития республики. Система управления научными исследованиями и разработками базируется на использовании  программно–целевых методов.

     В 2002 году научные исследования выполнялись  в рамках 44 государственных программ фундаментальных исследований в  области естественных, технических  и общественных наук. В них принимали  участие научные организации  НАН Беларуси, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В проведении научных исследований ряда программ участвуют ученые России, Германии, Франции, Голландии, Польши, Вьетнама, а также ведущих международных  научных центров — Объединенного  института ядерных исследований (Дубна, Россия) и Европейской организации  ядерных исследований (Швейцария).

     Продолжается  выполнение научных исследований и  разработок по заказам республиканских  органов государственного управления, организаций, подчиненных Совету Министров  Республики Беларусь, облисполкомов  и Минского горисполкома, по 2 президентским  программам, 13 государственным народнохозяйственным и социальным программам, а также 32 государственным, 9 отраслевым, 6 региональным научно–техническим программам и свыше 90 инновационным проектам. Наиболее крупными, определяющими развитие ведущих отраслей экономики республики, являются программы: "Бытовая электроника", "Белавтотракторостроение& quot; (2001–2005 г.г.), "Станки и инструмент" (2001–2005 г.г.),, "Приборы, средства измерений и техническая диагностика" (2001–2005 г.г.), "Агропромкомплекс" (2001–2005 г.г.), "Экологическая безопасность" (2001–2005 г.г.), "Лекарственные средства" (2001–2005 г. г.).

     Применение программно–целевых методов позволило обеспечить преимущественную поддержку таких приоритетных направлений научно–технического развития, как машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, дальнейшее развитие перспективных научных исследований и разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологий, способов обработки информации, специальной вычислительной техники. По разработкам ученых на предприятиях республики освоены новые поколения автомобильной и сельскохозяйственной техники, троллейбусов, станков, новые микроэлектронные компоненты для электронной промышленности, вычислительной и оптоволоконной техники, оптоэлектронное и измерительное оборудование, в том числе двойного применения, новые эффективные лекарственные препараты и сорта сельскохозяйственных растений.

     Подготовка  научных кадров осуществляется через  аспирантуру и докторантуру, организацию  научной деятельности студентов. Обеспечены условия для аттестации соискателей  ученых степеней и званий. Основную часть расходов на эти цели взяло  на себя государство. В стране функционирует 184 совета по защите диссертаций (134 докторских и 50 кандидатских), которые обеспечивают защиту диссертаций по 275 специальностям. Численность обучающихся аспирантов составляет свыше 5 тысяч человек, докторантов  — более 100 человек. На дальнейшее укрепление и развитие кадрового потенциала науки направлена принятая Правительством в 2002 году Государственная программа "Научные кадры".

     В республике создана национальная патентная  система, совершенствуется нормативно–правовая  база по охране объектов промышленной собственности — изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем. В 2002 году зарегистрировано 688 патентов на изобретения и 86 патентов на промышленные образцы, в том числе  национальных заявителей соответственно 562 и 69. Ежегодно белорусские организации патентуют за рубежом 100 — 120 изобретений, при этом более 90% из них в России.

     Международное научно–техническое сотрудничество является неотъемлемой частью государственной  научно–технической политики. Республикой  Беларусь заключено более 30 двухсторонних  и свыше 10 многосторонних (в рамках СНГ) договоров и соглашений о  сотрудничестве в сфере науки  и технологий. Углубляется взаимодействие с такими международными организациями, как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых  независимых государств бывшего  Советского Союза (ИНТАС), Международным  научно–техническим центром (МНТЦ), Международным  центром научно–технической информации (МЦНТИ), Объединенным институтом ядерных  исследований, Европейской организации  ядерных исследований (Швейцария), Научным  комитетом НАТО, SCOPES и другими.

     Приоритетным  в сфере науки является сотрудничество с Россией в рамках Союза Беларуси и России и странами СНГ. Реализованы  первые совместные научно–технические подпрограммы, финансируемые из бюджета  Союза Беларуси и России — "Лазерные технологии ХХI века" и "Наукоемкие компоненты общемашиностроительного применения", продолжаются работы по программам "Суперкомпьютер" и "БелРосТрансген", разрабатываются новые союзные программы "Триада" и "Космос".

     Наиболее  эффективно развивается международное  научно–техническое сотрудничество с  Германией, Польшей, Югославией, Китаем, Индией, а также с Вьетнамом, Египтом, Ираном, Сирией.

     В приложении приведены примеры НИОКР  в РБ.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В индустриально развитых странах  промышленные НИОКР за последние  десятилетия XX в. превратились в крупнейшую составляющую национального научного потенциала и в важнейший источник конкурентных преимуществ. В промышленных компаниях наука как главный и практически неисчерпаемый источник нововведений объединилась с конкретным потребителем новшеств. Необходимость активного расширения НИОКР в рамках промышленного сектора подтверждается тем фактом, что через производство и продажи продукции результаты научных исследований коммерциализируются и удовлетворяют реальные потребности общества

     Система финансирования НИОКР сформировавшаяся на западе в течении десятилетий, доказала свою эффективность. В данных странах очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта данных стран на мировой рынок.

     Проводимая  в РБ государственная научно–техническая политика направлена на приоритетную поддержку наиболее перспективных научных исследований, научно–технических разработок и инновационных проектов, ориентированных на решение проблем социально–экономического развития республики. Система управления научными исследованиями и разработками базируется на использовании программно–целевых методов.

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Отчет об опытно-конструкторской работе выполнение работ по развитию государственной системы  научно-технической информации Республики Беларусь на 2006-2008 годы и на перспективу до 2010 года (Минск 2010)
  2. Стратегия развития национальной инновационной системы Беларуси (Проблемы управления № 1 (22) 2007)
  3. Водопьянова Л. Страны Центральной и Восточной Европы: наука в пути (Мировая экономика и международные отношения - 2000. -№10)

     ПРИЛОЖЕНИЕ

 

     CОЗДАНИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

     СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ 

     Работы  по направлению этого раздела  ориентированы на создание высокоскоростной национальной научно-исследовательской сети (ННИС), обеспечивающей автоматизированное взаимодействие систем НТИ разных уровней с выходом в международные научные сети.

     В рамках этого направления разработана и создана информационно-коммуникационную инфраструктура для расчетного сопровождения проектирования и строительства АЭС, а также разработана интегрированная система оперативного мониторинга и управления функционированием коммуникационной инфраструктуры ГСНТИ на базе научно-исследовательской сети.

     В данном разделе приводятся результаты работ, выполненных в 2009-2010 гг. по заданиям 1.1-1.2 Состава заданий на выполнение работ по развитию государственной системы научно-технической информации Республики Беларусь на 2009-2010 годы. 

     Задание № 1. «Разработать и  создать информационно-коммуникационную инфраструктуру для  расчетного сопровождения проектирования и строительства АЭС»

Информация о работе Содержание научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок