Содержание научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:48, реферат

Краткое описание

Стратегия инновационного развития активно сменяет научно-техническую. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы экономического роста. Расширяются междисциплинарные исследования, появляются новые организационные формы выполнения исследований и разработок. Трансфер инноваций из научной сферы в производственную приобретает глобальный целенаправленный характер. Растет абсолютная величина вовлеченных в инновационный процесс планетарных ресурсов, что приводит к увеличению наукоёмких производств и продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Структура НИОКР. 4

ГЛАВА 2. Примеры мировой практики организации управления НИОКР. 7

ГЛАВА 3. НИОКР в Республике Беларусь. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

ЛИТЕРАТУРА 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 1.81 Мб (Скачать)

     Соответственно  в большинстве развитых стран  внебюджетное финансирование научных исследований и разработок будет существенно превышать объёмы бюджетных ассигнований в эту сферу. В среднем по странам - членам ОЭСР оно возросло с 55% в 1981 г. до 65% в начале 90-х годов.

     Главный источник внебюджетных средств - предпринимательский сектор, в котором лидируют крупные национальные и транснациональные корпорации. Корпорации предпринимательского сектора в развитых странах исторически сложились как важнейшие структуры национальных инновационных систем. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за основные направления НТП, на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора. Предпринимательский сектор является и останется в перспективе крупнейшим исполнителем НИОКР как по объему расходуемых средств, так и по числу занятых научными исследованиями ученых и инженеров.

     В развитых странах 2/3 всех промышленных исследований выполняют крупные  корпорации, однако существенное влияние в данном процессе начиная с 80-г годов стали оказывать малые фирмы, которые проявляют наибольшую эффективность в освоении средств. Так затраты на функционирования малых компаний составляют около 5% общего объема НИОКР, а доля инноваций, внедренных данными фирмами, в общем объеме составляет свыше 50%. При этом малые фирмы наиболее эффективны именно на стадии проведение НИОКР, зачастую оставляя право на массовое производство созданных образцов крупным хозяйственным единицам.

     В большинстве развитых стран развитие сферы НИОКР идет главным образом  через создание и финансирование венчурных (рисковых) предприятий, особенно данная форма характерна для СП ТА, Венчурное финансирование парадоксальным образом стало одним из двигателей американской экономики, хотя объем  капиталовложений венчурною бизнеса  в той же Силиконовой долине не превышает 12 млрд. долларов в год. Сравнительно небольшие предприятия, развивая новые идеи и создавая технологии, тянут за собой гигантов, оперативно обеспечивая их передовыми разработками в самых различных областях.

     Целью создания венчурных фирм является проведения всех стадий НИОКР, созданий опытного образца инновационного продукта и  доведение его до стадии производства. Современные венчурные предприятия  представляют собой гибкие и мобильные  структуры и характеризуются  чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая, объясняется  прямой личной заинтересованностью  работников фирмы и партнеров  по венчурному бизнесу в скорейшей  успешной коммерческой реализации продукта НИОКР с минимальными затратами. В темпах доведения разработки до коммерческой реализации с ними не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы. Статистика утверждает, что прародителями более 60 процентов  крупных нововведений XX века были венчурные фирмы.

     Как правило подобные мелкие фирмы создаются для работы над конкретным проектом по созданию революционного продукта не имеющего аналога и соответственно еще не имеющего собственной нише на рынке. Поэтому финансирование таких фирм всегда связано с повышенным риском. Финансирование таких фирм осуществляется либо прямыми инвесторами в заинтересовавший их проект или через специально созданный для таких целей фонд. Преимуществом венчурных фондов является возможность минимизации рисков возможных потерь через диверсификацию вложений имеющихся средств в пакеты акций нескольких венчурных фирм.

     Основными источниками рисковых капиталовложений являются средства: корпораций, страховых  компаний; банков; пенсионных фондов; частных  фондов; отдельных инвесторов; государства. Немаловажное значение имеют также  поступления венчурного капитала из зарубежных источников.

     "Для  стран Западной Европы характерным  является значительный удельный  вес средств банков. В качестве  примера "чисто европейской"  структуры источников рискового  капитала можно взять Германию (в "/о) банки - 44,9, промышленные  монополии - 36,8, страховые компании - 7,8, пенсионные фонды - 1,4, государство  - 4,3, индивидуальные инвесторы - 4,8.

     Для источников рискового финансирования в США характерна значительная доля пенсионных фондов - более 34% в общей  сумме." Объясняется это тем, что в 1978 г. был принят закон, по которому пенсионные фонды получили разрешение использовать некоторую часть своих средств в финансовых операциях с повышенной степенью риска. Этот закон можно считать одним из элементов государственной научно-технической политики США. Он открыл клапан для нового и весьма интенсивного источника финансирования нововведений. Однако из-за того, что фондовый рынок подвержен периодическим кризисам, пенсионные фонды и страховые компании осторожно относились к инвестициям в ценные бумаги венчурных фирм. Именно здесь на авансцену вышли американские венчурные фонды, выступающие в качестве посредников и использующие деньги пенсионных и страховых фондов, а также банков для финансирования венчурных предприятий. Венчурные фонды, таким образом, снимают с доноров инвестиций ответственность за возможные потери и делят ее с теми компаниями, в которые вкладывают привлеченные средства.

     Источниками заемного капитала рисковых компаний являются прежде всего кредиты, предоставляемые коммерческими банками. Кроме того, кредиты разных видов могут предоставляться промышленными предприятиями (чаще всего это предприятия, связанные договорами на поставку сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.), компаниями-арендаторами, страховыми компаниями.

     "С  целью повышения заинтересованности  банков в кредитовании инноваций  государство берет на себя  значительную долю риска, гарантируя  кредиты, предоставляемые коммерческими  банками (например, в США Администрация  малого бизнеса может гарантировать  до 90% ссуды, предоставляемой банком)". Кроме того государство использует инструмент льготного налогообложения кредитных организаций, обеспечивающих финансирование НИОКР и работ по созданию новой техники.

     Важным  направлением стимулирование инвестиций в рисковый бизнес являются налоговые  льготы. Система специального налогового стимулирования инвестиций в инновационные  проекты предполагает освобождение инвесторов, приобретающих акции  рисковых фирм, от налога на прибыли (при  этом устанавливается предельный годовой  размер инвестиций и минимальный  срок владения акциями), а также от налога на прирост капитала, полученный в случае реализации акций рисковой фирмы (по истечении минимального срока  владения).

     "Например, во Франции Общества рискового  капитала освобождаются от налога  на прирост капитала. Значительные  льготы предоставляются также  акционерам Общества: прибыль от  реализации акций облагается  щадящим налогом в 15-16% или вообще  освобождается от налога (при  условии, что акционер владел  акциями не менее 5 лет со  дня их приобретения и сразу  же реинвестирует прибыль в  тот же рисковый фонд)". В этой стране существует специальная программа, по которой предприниматели могут получить необходимый для открытия собственных фирм капитал в виде банковских ссуд по специальной, льготной процентной ставке. Проценты по ссудам освобождаются от налогообложения. Кроме того, определены специальные скидки, предназначенные для стимулирования инновационной деятельности. В частности на этапе научных исследований рисковые фирмы пользуются правом 50% амортизации исследовательского оборудования в первый же год после его приобретения, а также правом выбора между льготной амортизацией и снижением налога на прибыль.

     В США акционеры инвестиционных компаний имеют право вычитать затраты  на приобретение акций компании из декларируемой величины прибыли, облагаемой налогом. "Сами инвестиционные компании также получают налоговые льготы: имеется возможность создания не облагаемого налогом резерва на случаи потерь (в размере 10% общей суммы кредитов и акционерного капитала), освобождение от налога на прирост капитала."

     "Для  стимулирования расходов на НИОКР  вычет из облагаемой налогом  базы текущих расходов на НИОКР  может доходить до 100%. Широко используется  налоговый кредит на прирост  НИОКР, который представляет собой  вычет из налога на прибыль  компаний определенной доли (%) от суммы дополнительных, то есть приростных, расходов на НИОКР. За базу берутся среднегодовые затраты в установленном периоде (в США и Японии - по 20%, во Франции - 50%). Базисным может быть год наивысших затрат. Иногда налоговый кредит повышается для менее развитых регионов (в Канаде с 20 до 30%) Эта льгота менее "дорогостоящая" и наиболее эффективная для быстро развивающихся отраслей. Правда, здесь существуют определенные ограничения, дополнительные расходы на НИОКР не должны превышать 50% от суммы базисных затрат за указанный период".

     Нельзя  не сказать о существующих на Западе скидках. Это прежде всего скидки для контрактов по исследовательским проектам, выполняемым внешними исполнителями, развивающими фундаментальную науку (в США - это чаще всего университеты).

  1. налоговая скидка компаниям, финансирующим фундаментальные НИР и предоставляющим для этого оборудование и приборы с правом вычета из облагаемой суммы прибыли стоимости переданной техники (в США достигает 100%);
  2. скидка с налога на прибыль в размере 20% расходов компаний на программы фундаментальных НИР, выполняемых университетами по контрактам с компаниями (США).

     Это и льготы мелкому наукоемкому  бизнесу с пониженной ставкой  подоходного налога:

  1. временное освобождение от уплаты налога (Австралия);
  2. снижение ставок налога на прирост капитала, на доходы от операций с ценными бумагами (США);
  3. снижение на 50% подоходного налога (Франция).

     Особое  стимулирование бесприбыльных научных  организаций, работающих в области  приоритетных прикладных НИР (США):

  1. освобождение от налогообложения их доходов;
  2. право вычета из облагаемого дохода производителей:
  • суммы средств, переданных бесприбыльным организациям, но не выше 5% облагаемого дохода компаний;
  • стоимости научного оборудования, переданного компанией.

     Налоговые льготы для ускорения кооперации фирм в сфере НИОКР (США):

  1. вычет из облагаемого дохода всех взносов компаний в бюджет консорциума на проведение НИОКР;
  2. льготы по ускоренной амортизации научного оборудования.

     Можно отметить, что в последние десятилетия  в развитых странах государственное  регулирование сферы НИОКР выразилось в формировании государственной  научно-технической политики, основанной прежде всего на приоритетах общеэкономических целей государства и включающей систему определенных мероприятий:

  • финансирование НИОКР в государственных лабораториях и учреждениях;
  • создание новых научных учреждений в рамках исполнительного и законодательного звеньев государственной власти;
  • финансовая помощь негосударственным фирмам рискового капитала;
  • использование контрактной системы для осуществления крупных научных проектов и программ;
  • развитие инфраструктуры обеспечения НИОКР.

     Кроме мер косвенного стимулирования государство  оказывает прямую поддержку сферы  НИОКР. Использование средств государственного бюджета - это главный финансовый инструмент научно-технической политики. Государство берет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов в развитых странах. Для фундаментальных  исследований этот показатель значительно  выше - от половины до 2/3. Практически  полностью из государственных бюджетов финансируются фундаментальная  наука в университетах и национальных центрах здравоохранения, исследования оборонного характера в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок "большой науки" (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).

     Доля  научных расходов в общей сумме  государственных бюджетов невелика, но в последние 20 лет довольно стабильна, составляя 6-7% в США, 4-5% - во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии.

     Взаимодействие  частного и государственного секторов исследовательских работ, передача средств из бюджета в корпорации обеспечена рядом организационных  и финансовых механизмов, в разработке и реализации которых участвует  законодательная и исполнительная власть, аппарат министерств, агентств и специальных ведомств. Основной механизм размещения государственного заказа на научно-исследовательские  работы, обычно являющиеся составной  частью федеральных программ (создания определенных систем вооружения, энергетических объектов, космической техники и  т.д.) - это контракты и проекты.

Информация о работе Содержание научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок