Разработка инновационных идей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

«Нововведение – инновация» в широком смысле означает обновление какого-либо объекта, иначе – проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные изменения всегда приводят к одному результату – характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит объект из одного качественного или количественного состояния в другое. Правомочно задать вопрос: «В какое?» Правильным будет ответ: «В любое и не обязательно лучшее».

Оглавление

Разработка инновационных идей для бизнеса
Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
Понятие и сущность инновационного проекта
Этапы формирования инновационной идеи
Разработка инновационного проекта по организации производства нового алюминиевого композитного материала

Файлы: 1 файл

Иновационный МенеджментЗДАВdocx

— 46.97 Кб (Скачать)

Инновационный проект, будучи особой (проектной) формой инновации, обладает всеми ее основными свойствами. Классификация по видам и жизненный цикл определяют основные особенности инновационного проекта как категории качественной и категории временной.

     Классификация  инновационных проектов. Многообразие возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития предопределяет широкое разнообразие инновационных проектов:

     • по уровню  решения - федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия;

     • по характеру  целей проекта - конечные по достигаемым результатам и промежуточные, связанные с достижением про­межуточных результатов при решении сложных проблем;

     • по виду  потребности - ориентированные на  существующие потребности или на создание новых потребностей;

     • по типу  инновации — создание нового продукта, нового метода, нового рынка, нового источника сырья, новой структуры управления;

     • по периоду  реализации - долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).

     Жизненный  цикл инновационного проекта. Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующих стадии:

     • формирование  инновационной идеи – зарождение инновационной идеи, формулирование конечной цели, количественная оценка проекта по объемам, срокам и размерам прибыли, определение путей достижения целей, определение величины, источников и форм инвестирования;

     • разработка  проекта - поиск решений по  достижению

конечных целей проекта, сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного для реализации, разработка плана реализации проекта, формирование команды проекта с оформлением при необходимости контрактной документации;

     • реализация  проекта - выполнение работ по реализации поставленных целей проекта, контроль выполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, оперативное регулирование хода реализации проекта;

     • завершение  проекта - сдача результатов проекта заказчику и закрытие договоров.

     Участники  инновационного проекта. В зависимости от вида, сложности и стоимости инновационного проекта в его реализации могут принимать участие как одна, так и несколько организаций. Каждый из участников проекта принимает на себя обязательства по выполнению конкретных функций и несет определенную ответственность за судьбу проекта. Крупные инновационные проекты характеризуются расширенным составом участников: заказчик, проектировщик, руководитель проекта, команда проекта,инвестор, поставщик.

     Формирование  команды проекта. Для обеспечения эффективного управления проектом американские исследователи выделяют ряд важных моментов, которые должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта:

• понимание на всех уровнях  руководства организационной сути проектного  управления;

• заинтересованность и  поддержка проекта высшим руководством организации;

• способность подразделений  и служб организации адаптироваться к работе в условиях проектного управления;

• соответствие руководителя проекта критериям отбора: четкая ориентация на получение конкретных результатов к определенному сроку, полное понимание корпоративных целей, стремление внести личный вклад в их достижение, навыки работы с людьми;

• наличие у руководителя качеств полного лидера: авторитетность, ответственность, умение налаживать и поддерживать деловые контакты.

      4. Разработка инновационного проекта начинается с формирования инновационной идеи, что является отправной точкой данной процесса. Этот момент разработки инновационного процесса традиционно рассматривается с двух позиций.

С позиции одних авторов, инновационная идея есть база и сущность инновационного проекта, которая находит  отражение в постановке конечной цели проекта.

С другой стороны, формирование инновационной идеи - есть осмысление задуманного плана действий, т.е. инновационная идея представляет собой  способы или пути достижения цели проекта.

Таким образом, на этапе формирования инновационной идеи определяются альтернативные модификации решения проблемы. Инновационная  идея может формироваться длительно, путем разработки, а может возникнуть неожиданно.

Возникновение инновационных  идей происходит при помощи методов  экспертных оценок, среди них можно  выделить такие знаменитые метод как

1. методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования  - выборочных опросов; написание  сценария и т.д.)

2. творческие методы (мозговая  атака; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.).

Базой для формирования инновационной  идеи являются целевые свойства проекта. В процессе нахождения состава нужных операций мы производим структурирование, то есть выделение составных элементов  конечных целей. Многие авторы отмечают, что при выделении элементов  в проекте необходимо различать  две разновидности функциональную и проблемную.

Начало функциональной разбивки целей проекта заключается в  установлении состава действующих  элементов, которые необходимы для  полного и комплексного его решения. Структуризация данного вида происходит в виде «дерева целей», которое  представляет собой иерархическую  систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно  детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

Анализируя дерево целей  можно отметить, что по любому из выбранных элементов, включая и  альтернативные, назначается ограниченный список важнейших целевых показателей, характеризующий их научно-технический  уровень и раскрывающий содержание целевых показателей элементов  вышестоящего уровня.

Далее рассчитываются вероятные  значения целевых показателей по отдельным периодам реализации проекта  с учетом сформировавшихся пропорций, удельных затрат и норм расхода на основании личных прогнозов развития каждого элемента. При определении  значений целевых показателей следует  исходить из необходимости обязательного обеспечения целевых свойств соответствующего элемента вышестоящего уровня. По элементам «дерева целей» расчет целевых свойств осуществляется последовательным структурированием от высшего уровня к нижнему.

Также по любому из элементов  «дерева целей» кроме целевых  показателей, рекомендуется находить ограничивающие свойства, определяющие особые условия достижения целей. Формула  этих свойств и их значения подбираются  и аргументируются экспертами исходя из специфики самого проекта. Ограничивающие свойства определяют те требования, которые  обязательно должны быть выдержаны  при реализации проекта. Таким образом, установление состава ограничивающих свойств проекта и их качественных значений может рассматриваться как первая и самая укрупненная стадия технико-экономического обоснования модификация реализации проекта.

На следующем этапе  формируется «дерево работ», представляющее собой переопределенное в выраженную систему заданий и мероприятий  «дерево целей», имеющую также  иерархическую структуру. Это проблемная структуризация проекта. «Дерево работ» - это комплекс мероприятий, который  должен определять пути и способы  получения этих средств. При формировании мероприятий должен использоваться композиционный принцип последовательного  агрегирования работ низшего  уровня в темы, задания, проблемы высшего  уровня.

Разработка списка нужных операций осуществляется в такой последовательности:

* при недостаточности научного задела изучается возможность и намечаются мероприятия по использованию опыта зарубежных стран на основе приобретения лицензий, оборудования или документации;

* разрабатываются предложения по направлению и конкретной тематике НИР;

* формулируются мероприятия по освоению в производстве результатов ранее законченных НИОКР;

* изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых свойств за счет расширения объемов производства традиционной техники.

В последующих стадиях  разработки проекта будет употребляться  то количество работ, которое было установлено  по составляющим самого низкого уровня «дерева целей» и объединено в  задания и этапы, связанные с  созданием соответствующих элемeнтов высшего yровня.

В результате проведенной  работы составляется список операций, которые необходимы для достижения целей в поставленные сроки по любому из принятых вариантов проекта.

Формирование инновационной  идеи всегда должно сопровождаться проведением  маркетинговых исследований. Целью  данного этапа является определение  воздействия инновационного проекта  на экономические структуры, а также  количество целей и задач рассматриваемого проекта. Мы не всегда может четко  определить итоговые цели разрабатываемого проекта, поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного  уточнения конечной цели проекта  и установления промежуточных задач  ее реализации по отдельным временным  периодам для различных модификаций  реализации.

С этой целью:

* устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;

* анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;

* изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;

* анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;

* исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

На данном этапе обычно используются общие методы инновационного маркетинга/ Заключительным этапом является выражение количественных значениях целевых свойств проекта в результатах маркетинговых исследований.

 

5. 1.1 Сущность инновационного проекта

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и  задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Идеи, замыслы и технические  решения, а также реализующие  их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости :

- модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипна или базовая технология кардинально не изменяются. Например, расширение размерных рядов и гаммы изделий, установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля;

- новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий;

- опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях. Например, введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся;

- пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. Например, композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной  программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

1.2 Этапы и методы проектирования

Виды инновационных проектов по основным типам:

 

1. По периоду реализации  проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);

2. По характеру целей  проекта: конечные и промежуточные;

3. По виду удовлетворяемых  потребностей ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

4. По типу инноваций,  могут быть введение нового  или усовершен- ствованного продукта, создание нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;

5. По уровню принимаемых  решений, могут носить международный  федеральный, региональный, отраслевой и фирменный характер;

6. С точки зрения масштабности  решаемых задач инновационные  проекты подразделяются следующим  образом:

а) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

б) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

в) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью. Основными разделами инновационного проекта являются:

Информация о работе Разработка инновационных идей