Банковские инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать уровень и возможности банковских инноваций.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- определить суть термина «банковское дело» и «банковские инновации»;
- изучить существующие в мировой и отечественной практике банковские инновации, опираясь на существующие, и составить более их полную классификацию;
- определить роль банковских инноваций в экономике;
- рассмотреть динамику внедрения инноваций в банках на основе составленной классификации;
- сделать вывод о возможностях развития банковских инноваций и продумать возможные пути решения этих проблем.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 3
1. Характеристика инновации в банковском деле…………… 5
1.1. Банк и инновации: базовые понятия……………………………… 5
1.1.2 Дискуссии об инновациях………………………………………….. 7
1.2 Классификация банковских инноваций…………………………… 9
1.2.1. Мировой и отечественный подходы к классификации банковских инноваций…………………………………………………….. 11
1.3. Стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе…… 13
2. Банковские инновации российских банков…………………16
2.1 Анализ условий развития банковских инноваций в российской экономике……………………………………………………………………. 16
2.2 Перспективы развития некоторых финансовых инноваций в деятельности российских банков………………………………………… 19
2.2.1 Характеристика деятельности ОАО АКБ «РОСБАНК»…… 19
Заключение…………………………………………………………………. 32
Список литературы………………………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

курсовая работа..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Банковские  инновации

 

 

 

 

Выполнил:  студент 1 курса, гр. 1702

Гребенкина Ксения Андреевна

 

 

 

Научный руководитель:

доктор экономических  наук,

профессор М. В. Лычагин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3

1. Характеристика  инновации в банковском деле…………… 5

   1.1. Банк и инновации: базовые понятия……………………………… 5

   1.1.2 Дискуссии об инновациях………………………………………….. 7

  1.2 Классификация банковских инноваций…………………………… 9

   1.2.1. Мировой   и   отечественный подходы к  классификации банковских инноваций…………………………………………………….. 11

  1.3. Стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе……  13

2. Банковские  инновации российских банков…………………16

  2.1 Анализ условий развития банковских инноваций в российской экономике…………………………………………………………………….  16

   2.2 Перспективы развития некоторых финансовых инноваций в деятельности российских банков…………………………………………  19

  2.2.1   Характеристика деятельности ОАО АКБ «РОСБАНК»……  19

 Заключение………………………………………………………………….  32

Список литературы…………………………………………………………  36

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня успешная деятельность банковской системы напрямую зависит от политики постоянных нововведений. Это подтверждается особенностями состояния экономики на сегодняшний день.

Прежде всего, банки перестроили отношения с клиентами, сделав их партнёрскими. Теперь вклады клиентов не только сохраняются, но и приумножаются банками, предлагающими новые услуги, позволяющие повысить деловую активность вкладчиков.

В условиях рыночных отношений новые  банковские услуги  ведут к повышению  конкурентоспособности всех банковских институтов, которые вынуждены перестроить свою деятельность, включая  инновационные изменения во всех сферах деятельности.

Все осуществляемые инновации являются результатом научно-технического прогресса, который лежит в основе развития мировой экономики.

Но в банковском бизнесе нововведения – это, прежде всего, внедрение новых форм, методов работы на рынке, новых услуг. Всё это характеризуется более высоким технологическим уровнем, более совершенными потребительскими услугами и качеством товара. Всё это является важнейшим фактором совершенствования  банков и их экономического роста.

Этим определяются основные задачи, стоящие перед банками в нынешней экономической ситуации:

- увеличение количества банковских  услуг для привлечения клиентов;

- внедрение нового, более технологичного оборудования;

- повышение уровня профессионализма  банковских работников.

Таким образом, для формирования политики банка большое значение имеет  внедрение разного рода нововведений.

Цель курсовой работы – проанализировать уровень и возможности банковских инноваций.

Для достижения цели определены следующие  задачи:

- определить суть термина «банковское дело» и «банковские инновации»;

- изучить существующие в мировой  и отечественной практике банковские  инновации, опираясь на существующие, и составить более их полную классификацию;

- определить роль банковских инноваций в экономике;

- рассмотреть динамику внедрения инноваций в банках на основе составленной классификации;

- сделать вывод о возможностях  развития банковских инноваций   и продумать возможные пути решения этих проблем.

Объект исследования курсовой работы: рынок банковских инноваций, с целью  выявления  современных тенденций  и перспективы развития рынка  банковских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика инновации в банковском деле.

 

1.1. Банк и инновации: базовые понятия.

П. Роуз в своем учебнике по банковскому  менеджменту считает, что самым  надежным является рассмотрение банка  сквозь призму услуг, предлагаемых клиентам: «Банк — это финансовый институт, предлагающий широчайший спектр услуг, прежде всего относящихся к кредитам, сбережениям и платежам, и выполняющий многообразные финансовые функции в отношении любого предприятия в экономике. Такая множественность банковских услуг и функций привела к тому, что банки начали называть "финансовыми универмагами"» [1, с. 3-5]

Эффективность работы банка и его  конкурентоспособность на рынке  во многом зависят от внедрения новых  банковских продуктов и услуг.

К новым банковским услугам относят деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход. В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.

Новый банковский продукт - комплекс взаимосвязанных банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности Новым банковским продуктом может быть и кредитно-финансовый инструмент. Так, в 1752 году возникли чеки, как реакция банков на запрет британского правительства выдавать кредитными организациями банкноты, оплачиваемые по предъявлении в кассе. В 1958 году была выпущена первая массовая банковская карточка Bank Americard (ныне Visa), предоставлявшая возможность продленного кредита (кредитная карта). До этого карточные схемы носили локальный характер .

Понятие банковская операция означает процедуру действий, направленную на решение определенной задачи по управлению банковским капиталом. К банковским операциям относятся формы контроля и учета движения денежных средств и ценных бумаг, методы планирования финансовых показателей, методология составления финансовых планов разных видов, приемы финансового анализа, формы организации финансовой работы в банке и различные другие действия.

П. Роуз выделяет две группы банковских услуг:

Банковские услуги в исторической ретроспективе.

1. Валютный обмен. 2. Учет коммерческих  векселей и предоставление кредитов  предприятиям. 3. Сберегательные депозиты. 4. Хранение ценностей. 5. Поддержка  кредитами деятельности правительства  (в частности, обязательство выкупать  государственные облигации на сумму, составляющую определенную долю всех имеющихся в банке депозитов). 6. Чековые счета (депозиты до востребования). 7. Трастовые услуги — управление финансовыми делами и собственностью частных лиц и фирм за определенную плату . [1, с.5-13]

Услуги, получившие развитие в последнее время.

1. Предоставление потребительского  кредита. 2. Финансовое консультирование 3. Управление потоками наличности  — инкассация платежей и осуществление  выплат по операциям фирмы  и частных лиц, а также инвестирование  избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эта наличность не понадобится клиенту. 4. Лизинг оборудования. 5. Продажа страховых услуг (чаще всего через совместные предприятия со страховыми компаниями или через соглашения о франчайзинге, согласно которым страховая компания открывает в банке киоск по продаже страховых полисов). 6. Продажа пенсионных планов. 7. Предложение брокерских услуг по операциям с ценными бумагами. 8. Предложение услуг, типичных для инвестиционных и торговых банков. 9. Работа на рынке гарантий.

Реализуемые на рынке новые банковские продукты и услуги в их совокупности представляют собой банковские инновации.

Итак, как синтетическое понятие банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг — это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли.

Понятие «инновации» применимо ко всем нововведениям во всех сферах функционирования банка, обладающим определенным положительным экономическим или стратегическим эффектом, примером которого можно считать прирост клиентской базы банка, увеличение доли рынка, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций и так далее, или создают условия для всего вышеперечисленного. Инновационный процесс, то есть процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки концепции или идеи до ее практической реализации.

 

1.1.2. Дискуссии об инновациях. Если обратиться к термину «инновация» применительно к финансам и банковскому делу, то на разнообразие трактовок инноваций наложится и неоднозначность самого понимания финансов. Вот некоторые трактовки термина «финансовая инновация».

 

В докладах, представленных на представительную международную конференцию «Changing  Money:  Financial  Innovation in Developed Countries» выражены следующие позиции для условий развитых стран.[2]

Как отмечает К. Боссе, профессор  экономики Парижского университета, финансовая инновация включает как  новые технологии финансово-кредитных операций, так и новые финансовые продукты. Подобные инновации можно ассоциировать с производством информации, которая одновременно является и продуктом, и процессом. В то же самое время, новые финансовые продукты способствуют созданию новых финансовых технологий.

Х. Д. Дудлер, директор Немецкого  Бундесбанка, добавляет к этому  возникновение новых или трансформацию уже существующих финансовых институтов, подчеркивая важность национальных особенностей в появлении тех или иных инноваций.

Й. Судзуки, директор Института  денежных и экономических исследований банка Японии, считает, что финансовые инновации происходят тогда, когда существующая финансовая система регулирования, практики и институтов уже не соответствует изменившимся условиям.

Дж. Форсайт, директор английской “Морган Гренделл”, по существу разделяет  последнее мнение, ибо “финансовая  инновация — это процесс, с помощью которого финансовая система адаптирует себя к новым условиям” [5, с. 183]

Пожалуй, наибольший интерес для данной работы представила монография Ф. Молино и Н. Шамро «Финансовые инновации» ([10]), в которой авторы делают вывод о том, что осмысление финансовых инноваций стало бы намного продуктивнее, если бы финансисты больше внимания уделили накопленному опыту анализа технических инноваций в индустриальной экономике. Авторский анализ зарубежных и отечественных работ по финансовым инновациям, проведенный с учетом приведенного положения Ф. Молино и Н. Шамро, позволил сделать вывод о том, что имеются хорошие перспективы получения новых результатов за счет целенаправленного применения достижений в области технических инноваций и инновационного менеджмента к области финансовых инноваций.

Со ссылкой на международные  стандарты 1992 г. инновация определяется «как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам». (цит. по [13, с. 8—9]).

А. Николаев, директор Института стратегических инноваций пишет: «мы придерживаемся устоявшегося в профессиональном общении понимания инновации или нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения» [7, с. 57]. На V Петербургском экономическом форуме отмечалось, что «инновации — это не только и не столько технические новшества, но и интеллектуальные прорывы в создании необходимых институтов, социальном и технологическом конструировании» [25, с. 35].

Оригинально определение Э. Роджерса, данное еще в 1962 г.: “Инновация — это идея, которую конкретный человек считает своей. В основе процесса распространения инноваций лежит взаимодействие людей, результатом которого оказывается диффузия новых идей” (цит. по [26, с. 125]).

 

1.2 Классификация  банковских инноваций. Ряд банковских продуктов не имеет четких законодательных регламентации, или запретов и относится к категории «иные сделки». Это, прежде всего, сделки на денежно-финансовом рынке, связанные с производными финансовыми инструментами. Таким образом, вследствие  отсутствия в стране системы регулирования процесса создания и использования новых финансовых инструментов, искажается их экономическая суть и цели применения. Это указывает на то, что для развития банковской системы и как следствие все экономики в целом, необходима, прежде всего, четко регламентированная законодательная база.

Существует более тридцати классификаций, однако несмотря на общность предмета каждый инновационный процесс признаками уникальности.

По источнику принятия решения  банковские инновации можно разделить  на централизованные(решение об их внедрении принимается руководством) и децентрализованные(разрабатываются и принимаются в подразделениях). По направлению развития банковские инновации делят на восходящие и нисходящие. Первые тесно связаны с научными исследователями, вторые – с процессом коммерциализации.

Первопричиной инноваций могут  быть «технологический толчок» и  «вызов спроса». Соответственно тому, какой из указанных стимулов является ведущим, выделяют инновации предложения  и инновации спроса. С точки  зрения клиента этот признак можно  интерпретировать как характер удовлетворения потребности.

Классифицировать банковские инновации  можно также по причинам зарождения, подразделяя их на реактивные и стратегические. Реактивные инновации относятся  к проведению банком оборонительной стратегии, направлены на выживание и являются реакцией на нововведения банка-конкурента. Стратегические  инновации направлены на упреждение необходимости инновационных преобразований, их основная цель – получение определенных конкурентных преимуществ в перспективе. Такого рода инновацией в свое время стало вступление банков в международные платежные системы Visa International, MasterCard International для эмитирования собственных пластиковых карт.

Информация о работе Банковские инновации