Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ответы семинар.docx

— 91.29 Кб (Скачать)

 После вынужденного  подписания перемирия при условии  капитуляции Парижа правительство  приступило к реорганизации системы  власти. В феврале 1871 г. прошли  выборы в Национальное собрание, проведенные при восстановлении  конституционных правил Второй  республики. Также аналогично судьбам  республики 1848 г. большинство из 750 депутатов оказались сторонниками  монархических партий – орлеанистов  и легитимистов, ратовавших за  восстановление порядка 1814 –  1830-х гг. Окончательное политическое  поражение настигло только бонапартистов.

 Созванное в Бордо  Национальное собрание (12 февраля  – 20 марта 1871 т.) отказалось провозгласить  республику, объявив, что «решение, к которому должна прийти Франция  относительно формы правления», откладывается до стабилизации  обстановки. Были приняты несколько  важнейших государственно-организующих  законов, а также сформирована  исполнительная власть во главе  с Л. А. Тьером, видным историком  и политиком. Тьер должен был  управлять государством при помощи  им самим выбранных министров,  но под наблюдением Собрания. Собрание утвердило низложение  Наполеона, одобрило мир с Пруссией  и избрало резиденцией государственной  власти Версаль.

 Становление Третьей  республики было осложнено, помимо  продолжавшегося режима прусской  оккупации, сепаратистскими настроениями  Парижа, которые вылились в крупномасштабный  мятеж – революционный в социальном  и политическом отношении.

Мятеж Парижской коммуны  

 

В период с 18 марта по 28 мая 1871 г. государственная власть в Париже перешла к особому органу, объявившему  полную самостоятельность от общефранцузского парламента и правительства – Парижской коммуне. Ее образование было обусловлено оппозицией столичного населения, принадлежащего главным образом к низшим, рабочим классам общества, к политике правительства национальной обороны, а также активной деятельностью леворадикальных группировок и европейского коммунистического Интернационала, которые желали воспользоваться моментом обострения политической обстановки в стране для разжигания социальной революции мирового масштаба.

 Поводом к коммунальной  революции стало неосторожное  возрождение центральным правительством   Национальной гвардии. В Париже  Национальная гвардия была использована  для организации революционной партии. В начале марта 1871 г. отряды гвардейцев рабочих кварталов столицы, находившиеся под особенно социалистическим влиянием, организовали Республиканскую федерацию; она поставила целью защиту республики и интересов Национальной гвардии. 15 марта был образован ее Центральный комитет, который принял управление Парижем. Попытки центрального правительства разоружить восставшие части гвардии окончились неудачей, и 18 марта 1871 г. правительство Тьера потеряло контроль над столицей. Население западных кварталов, сохранявшее верность правительству, организовало демонстрацию, которая окончилась побоищем. После этого мэры Парижа согласовали создание общегородского органа власти – Совета коммуны, выборы в который прошли 26 марта. Правительство Тьера не поддержало своих сторонников в оставило город.

 Органом власти в  городе стал Генеральный совет  в составе 90 чел., выбранный примерно  половиной избирателей, согласно  восстановленным в силе правилам  Конституции 1848 г. Однако в  работе приняли участие не  более 70-ти. В основном это были  сторонники революционно-демократической  диктатуры в духе О. Бланки, который также вошел в состав  Генсовета. Роль лидеров взяли  на себя бывшие депутаты 1849 года  – Делеклюз, Пиа. В составе Совета было также до 40 сторонников коммунистического Интернационала и международного анархистского союза. Сохранил свое значение и Центральный комитет национальной гвардии. Это институализированное двоевластие и получило название Коммуны.

 Вначале Коммуна пыталась  низвергнуть правительство Тьера  в общенациональном масштабе  и перенести социальную революцию  на всю страну. Войска сепаратистов  были отброшены. В некоторых  городах Южной и Средней Франции  с 23 марта по 3 апреля также  образовались коммуны, провозгласившие  себя независимыми от Собрания. Но сепаратизм был везде быстро подавлен, в Марселе – достаточно жестоко.

 Деятельность Коммуны  носила открыто революционный  характер. 19 апреля была принята  Декларация к французскому народу. В ней провозглашался новый  идеал коммунальной организации  власти, означавший практически  ликвидацию централизованного и  единого государства: «Автономия  коммуны должна быть ограничена  только одинаковыми правами всех  прочих коммун, союз которых должен  укрепить единство Франции». За  каждой коммуной признавались  законодательные права по вотированию  бюджета, организации исполнительной  власти, полиции, народного просвещения,  управлению имуществами. Объявляя  автономию, Парижская коммуна  предполагала самостоятельно провести  у себя реформы, с тем чтобы  «сделать власть и собственность  общим достоянием».

 В апреле 1871 г. Коммуна  сделала попытку организовать  несколько специализированных ведомств для разных управленческих функций: Военную, Продовольственную, Финансовую, Юридическую. Общественной безопасности. Общественных служб и др. – всего 9 комиссий. Координирующим органом должна была служить Исполнительная комиссия, которая бы проводила в жизнь декреты коммуны, но без нее не обладала властью. Такая организация исполнительной власти не реализовалась из-за обострения военной обстановки. 1 мая Коммуна организовала Комитет Общественного спасения (по образцу 1793 г.).

 Под влиянием членов  Интернационала Коммуна издала  несколько декретов, которые должны  были засвидетельствовать принципиально  новую социально-экономическую правовую  политику, направленную на отрицание  частной собственности и на  социалистическую организацию производства  и социального обеспечения. Реквизировались  брошенные дома и квартиры  в городе, аннулировались закладные  обязательства, организовывались  рабочие кооперации для новой  организации производства. Мероприятия  свидетельствовали об исключительно  популистской направленности политики  социалистического государства  и используемых методах преимущественно государственного управления. Декреты остались без практического употребления в связи с быстрым падением Коммуны.

 Попытки ряда синдикалистских  организаций. Лиги республиканцев  и даже масонов примирить Коммуну  с центральным правительством  окончились неудачей. С 21 мая войска  версальского правительства вновь  вступили в город. Оборона коммунаров  и атаки правительственных войск  характеризовались обстановкой  революционно-террористической войны:  коммунары прибегли к устрашительной  практике расстрела заложников  из числа духовенства и имущих, версальцы – к массовым расстрелам  взятых с оружием в руках.  К 28 мая Коммуна была подавлена.  Число жертв, подобранных в  городе, достигло 20 тыс.

 Подавление Коммуны  и сочувствующих носило характер репрессивного террора. Военные суды в отношении коммунаров действовали до 1876 г. Суду были преданы 36 300 чел., значительная часть которых была осуждена на депортацию и ссылку.

 Политическая реакция  на мятеж Коммуны 1871 г. стала  важным фактором, повлиявшим на  восстановление республиканского  строя.

 Революционный мятеж  и особенно попытки государственно-реформаторской  деятельности Коммуны имели также  важное идейно-политическое значение. Создание Коммуны как органа  социалистическо-анархистского рабочего  движения было истолковано политической  идеологией формировавшегося марксизма  как доказательство стратегического  направления развития государственности.  В малоудачных административных  преобразованиях, тесно связанных  с традициями французского самоуправления, теоретики марксизма, главным  образом К. Маркс, увидели попытку  «слома бюрократически-военной машины»  государства как «предварительное  условие всякой действительной  народной революции на континенте».  Коммунальная практика стала  как бы образцом отрицания  прежней государственности вообще  и формирования на ее месте  качественно новой формы народовластия  (имея в виду революционную  диктатуру рабочего класса). Этот  вывод самым решительным образом  сказался на развитии государственной  теории марксизма, повлияв на  все последующие доктринальные  конструкции преобразования государственности  в ходе социалистических революций  XX века (см. §§ 76, 86).

Конституция 1875 года    

 

Национальное собрание после  подавления Парижской коммуны вновь  взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано  на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой республики.

31 августа 1871 г. Собрание  объявило себя учредительным  и в качестве такового постановило,  что глава исполнительной власти  – Тьер – считается впредь  и президентом республики, с правом  назначения и смещения министров.  Вместе с тем и президент,  и министры были сделаны ответственны перед Собранием. В области местного управления была проведена столь настоятельная децентрализация: советам департаментов были предоставлены широкие права выборного самоуправления, а также права избирать мэров. Была проведена важная реорганизация армии, сопряженная с ликвидацией милиционной Национальной гвардии и с созданием регулярной на основе воинской повинности.

 Конституирование республики было осложнено все нарастающими противоречиями большинства Собрания с президентом. Тьер настаивал на окончательном провозглашении республики, правовое большинство рассчитывало в удобный момент реставрировать монархию в том или другом виде. В марте 1873 г. Собрание приняло ряд процедурных ограничений на законодательную инициативу президента, ему было предложено не входить без предварительного согласования в парламент, сокращены полномочия в управлении министрами. Тьер, оценив все это как «китайские церемонии», пошел на конфликт, в результате которого был вынужден уйти с поста президента. В мае 1873 г. новым президентом был избран приверженец монархического крыла маршал Мак-Магон.

 Согласно закону 20 ноября 1873 г. срок полномочий президента  был установлен в 7 лет (странная  цифра была компромиссом двух  позиций в собрании: 5 и 10 лет). Тем же законом была организована  конституционная Комиссия 30-ти. Одновременно  делегация Собрания отправилась  в Австрию на переговоры к  условному наследнику престола  Генриху V по вопросу о реставрации.  Переговоры окончились неудачей  из-за разногласий о «цвете  знамени страны» (белом или  трехцветном), но по сути из-за проблемы преемственности наследия Революции. Усиление республиканцев на местных и промежуточных выборах 1873-1874 гг. заставило правительство активизировать решение вопросов государственного строя. После длительных споров о полномочиях и сроке президентской власти, об организации двухпалатного парламента, 30 января 1875 г. Собрание косвенно и большинством всего в один (!) голос признало республику окончательной формой правления.

 Вслед за этим были приняты три закона: 1)О публичной власти, 25 февраля 1875 г., 2) О Сенате, 24 февраля 1875 г., 3) О взаимоотношениях властей, 16 августа 1875 г., – которые вместе с органическими законами о выборах, законами 1871 и 1873 гг. о власти президента составили новую Конституцию 1875 года (в 34 ст.).

 Конституция 1875 г. установила  странно смешанный строй парламентско-президентской  республики, в которой под институтом  президентства скрывалась фигура  конституционного, но выборного  монарха (по типу конституционной  монархии Бельгии).

Законодательной властью  обладали одновременно две палаты –  Палата депутатов и Сенат. Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием согласно установившимся законам и системе. Сенат формировался двояко: 225 его членов избирались на 9 лет особыми избирательными коллегиями по департаментам, 75 членов назначались пожизненно Национальным собранием. Выборные члены каждые три года на 1/3 обновлялись. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования; однако бюджетные законы первоначально принимались Палатой депутатов. Верховной властью располагали только обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Президент был главой республики. Он имел право законодательной инициативы, обнародовал законы, назначал на государственные  должности, имел право помилования. При согласии Сената президент имел право распустить Палату депутатов  и назначить новые выборы. Однако большинство этих полномочий требовало  реализации при посредстве других институтов власти, даже внешнеполитические полномочия требовали такого согласия. Президент  не был главой правительства –эта важнейшая новая особенность президентской власти во Франции еще более роднила его с фигурой конституционного монарха.

Правительство обладало наиболее значительной реальной властью. Назначал министров президент, но они были солидарно ответственны за политику перед парламентом. Поэтому право  президента по закону 1871 г. увольнять  министров не могло быть реализовано: парламентский обычай предполагал, что министры назначаются по мнению большинства депутатов. Официально была учреждена также должность председателя Совета министров, хотя президент сохранял право председательствования в собраниях министров.

 В течение ближайших  последующих лет Конституция  1875 г. включила в себя несколько  дополнительных важных положений.  Большинство из них были приняты  в ходе острой политической  борьбы, принесшей победу открытым  республиканцам. Они постарались  закрепить невозможность воссоздания монархии в той или другой форме. Некоторые поправки были незначительными, хотя, и характерными: в 1879 г. столицей был заново признан Париж вместо Версаля. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Одновременно были изменены принципы формирования Сената: категория несменяемых сенаторов упразднялась, всех их отныне избирали коммуны. По закону 9 декабря 1884 г. представительство коммун определялось соответственно численности проживавшего там населения, а не механически. Ликвидировались значительные ограничения пассивного права при выборах в Сенат. Вместе с тем члены ранее правивших в стране династий отныне не могли претендовать на пост президента республики.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"