Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ответы семинар.docx

— 91.29 Кб (Скачать)

      При характеристике  последнего этапа английской  революции, когда была установлена  диктатура Кромвеля, следует особое  внимание уделить анализу «Орудия  управления» 16 декабря 1653 г. - единственной  в истории Англии писаной конституции.  Дальнейшее развитие событий,  как известно, привело после смерти  Кромвеля к восстановлению на  английском престоле сына казненного короля - Карла II.

 

       2. Полное название Habeas Corpus Amendment Act 1679 г. - «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями». Этот акт является важнейшим конституционным документом, закрепляющим гарантии неприкосновенности личности. Согласно акту лицо, задержанное или заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать приказ - Хабеас Корпус (дословный перевод «привести тело»), в котором предписывалось должностным лицам (шерифу, тюремщику, надзирателю и др.) в течение трех дней по предъявлении приказа доставить арестованного или задержанного в суд для проверки оснований его ареста (ст. 2). Этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний, до сих пор рассматривается английскими юристами как краеугольный камень свободы личности в Англии.

При анализе этого акта студенты должны выявить его ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа Хабеас Корпус не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной  измене или тяжком уголовном преступлении (п. 2). Возможностью быть отпущенным под  залог, размер которого определялся  самими судьями, мог воспользоваться  только состоятельный человек. Кроме  того, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и  в определенных регионах страны.

Важнейшим конституционным документом Англии является «Билль о правах» 1689 г. Билль о правах состоит из органически связанных между собой положений, относящихся к: а) перечню злоупотреблений английского короля Якова II; б) тринадцати пунктам, декларирующим права и «вольности» народа и парламента; в) положениям о порядке наследования престола; г) положениям запрещающим занимать престол католику. Студент должен главным образом проанализировать п. 1, 2, 4, 6, 9, 13 этого правового документа, устанавливающие ограничение королевской власти по отношению к парламенту, п. 5, 7, 8, устанавливающие права подданных, и п. 3, 10, 11, 12, направленные на совершенствование судебной системы. Билль о правах был дополнен постановлением палаты общин «О цивильном листе королю» от 20 марта 1689 г.

Акт «Об  устроении» 1701 г. содержал требования, которыми должно обладать лицо, вступающее в обладание английской короной: а) обязательная принадлежность к англиканской церкви; б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Помимо этих положений  акт закрепил три очень важных конституционных принципа:

а) несменяемость судей;

б) отрицание права короля на помилование осужденного, если в  отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента;

в) правило контрасигнатуры.

3. Процесс формирования  конституционной монархии, основы  которой были заложены в принятых  в результате Славной революции  актах, носил длительный характер. Помимо указанных выше актов, надо ознакомиться с так называемым «Трехгодичным» актом 1694 г., актом «О должностях» 1707 г. и др. Уже в первой половине XVIII в. в Англии устанавливается правило, что правительство формируется партией, получившей большинство мест на выборах в палату общин, а министры ответственны перед парламентом за все правительственные действия. К министрам переходит значительная часть прерогатив короны. Студент должен знать, как сформировался в Англии кабинет министров, как определялось его место по отношению к парламенту, как утверждался принцип «господства парламента» (парламентаризм) в середине XIX в. Последующий этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием двухпартийной системы и борьбой за избирательные реформы 1832 и 1867 гг. Текст этих избирательных законов (Акты о народном представительстве), ограничивающих неимущих в избирательных правах, помещен в соответствующих хрестоматиях, рекомендуемых в качестве источников.

  1. Создание правовых норм, закрепивших характерные черты английской конституционной монархии (Вестминстерской модели) в XVII-XVIII вв.

 

  1. Избирательные реформы XIX в.

 

После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин.

XIX в. ознаменовался широкомасштабным  чартистским движением – за всеобщее избирательное право.

Первая избирательная  реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения  еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные  избирательные округа, была проведена  унификация избирательного права в  городах и сельской местности; введена  предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.

Вторая избирательная  реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством  избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким  образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).

Третья избирательная  реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный  ценз был еще более снижен, таким  образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных  округов; в одномандатных округах  возникает мажоритарная избирательная  система относительного большинства.

В XIX в. в Англии формируется  двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые  премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом  был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет  К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля.

Избирательные реформы XIX в. дали право голоса 5/6 мужского населения Великобритании.

В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины  голосовали по достижению 21-летнего  возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет.

Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране.

 

 

 

 

 

 

 

тема 15. Законодательство революционной  Франции XVIII в. Гражданский кодекс Франции 1804 г. и его последующие изменения Уголовный кодекс Франции 1810 г. и принципиальные изменения его структуры, принципов и институтов в УК Франции 1992 г.

 

  1. Великая Французская буржуазная революция, ее основные этапы и историческое значение.

Основные этапы революции.

Первый  этап революции (14 июля 1789—10 августа 1792)

14 июля восставший народ  штурмом взял Бастилию — символ  французского абсолютизма. Взятие  Бастилии явилось первой победой  восставшего народа, началом Великой  французской революции Король  был вынужден признать революцию.  В последующие недели революция  распространилась по всей стране. В городах народ смещал старые  органы власти и заменял их  новыми буржуазными муниципальными  органами. В Париже и в провинциальных  городах буржуазия создавала  свою вооруженную силу — Национальную  гвардию. Одновременно во многих  провинциях (в особенности в Дофине, Франш-Конте, Эльзасе и др.) развернулись необычные по силе и размаху крестьянские восстания и выступления. Могучее крестьянское движение летом и осенью 1789 расширило и закрепило победу революции. Отражением огромного революционного подъёма, охватившего всю страну в начальный период революции, когда буржуазия смело шла на союз с народом и всё третье сословие выступало единым против феодально-абсолютистского строя, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789.

 

Второй  этап революции (10 августа 1792—2 июня 1793)

Второй этап революции  определялся острой борьбой между  якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции. Придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

Третий  этап революции (2 июня 1793—27/28 июля 1794)

Начавшийся третий этап революции  был её высшим этапом — революционно-демократической  якобинской диктатурой. Якобинцы пришли к власти в критический момент в жизни республики. Войска интервентов  вторгались с севера, востока и  юга. Контрреволюционные мятежи охватили весь северо-запад страны, а также  юг. Около двух третей территории Франции  оказалось в руках врагов революции. Лишь революционная решимость и  смелость якобинцев, развязавших инициативу народных масс и возглавивших их борьбу, спасла революцию и подготовила  победу республики. Аграрным законодательством (июнь — июль 1793) якобинский Конвент  передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью  уничтожил все феодальные права  и привилегии. Таким образом, главный  вопрос революции — аграрный —  был разрешен на демократической  основе, бывшие феодально-зависимые  крестьяне превратились в свободных  собственников. Эта "действительно  революционная расправа с отжившим феодализмом..."[2] предрешила переход  на сторону якобинского правительства  основных масс крестьянства, его активное участие в защите республики и её социальных завоеваний. 24 июня 1793 Конвент утвердил вместо цензовой конституции 1791 новую конституцию — гораздо более демократическую. Однако критическое положение республики вынудило якобинцев отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом революционно-демократической диктатуры. Складывавшаяся в ходе напряжённой классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твёрдую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Конвент и Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом революционного правительства, а также в известной мере и Комитет общественной безопасности располагали полнотой власти. Они опирались на организованные по всей стране революционные комитеты и "народные общества". Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Так, по требованию народа Конвент 23 августа 1793 принял исторический декрет о мобилизации всей французской нации на борьбу за изгнание врагов из пределов республики. Подготовленное "бешеными" выступление плебейских масс Парижа 4—5 сентября 1793 заставило Конвент в ответ на террористические акты контрреволюции (убийство Ж. П. Марата, вождя лионских якобинцев Ж. Шалье и др.) поставить революционный террор в порядок дня, расширив репрессивную политику против врагов революции и против спекулятивных элементов. Под давлением плебейских масс Конвент принял (29 сентября 1793) декрет о введении всеобщего максимума. Устанавливая максимум на продукты потребления, Конвент в то же время распространил его и на заработную плату рабочих. В этом особенно ярко проявилась противоречивая политика якобинцев. Она сказалась также в том, что, приняв ряд требований движения "бешеных", якобинцы к началу сентября 1793 разгромили это движение.

Итоги революции 

Великая французская революция  имела огромное историческое значение. Будучи по своему характеру народной, буржуазно-демократической, Великая французская революция решительнее и основательнее, чем какая-либо др. из ранних буржуазных революций, покончила с феодально-абсолютистским строем и тем самым способствовала развитию прогрессивных для того времени капиталистических отношений. Великая французская революция заложила основу прочных революционно-демократических традиций французского народа, она оказала серьёзное и длительное влияние на последующую историю не только Франции, но и многих др. стран (их идеологию, искусство и литературу)

 

    1. Эволюция государственного строя Франции в 1814-1870 гг.

Падение монархии и установление III Республики

 

Падение Второй империи было предопределено двумя обстоятельствами. Во-первых, цезаристская монархия изживала себя социально-политически: монархические  настроения в обществе проигрывали  республиканским, и власть могла  держаться только политическими  интригами и полицейским давлением; это показала либерализация режима Второй империи. Во-вторых, неудачная  для Франции война с Пруссией не только дискредитировала режим, но и стала прямым фактором падения  монархии. 2 сентября 1870 г. французская  армия капитулировала после проигранного сражения под Седаном, Луи-Наполеон был пленен в числе других.

 Фактическое низложение  императора, пусть с помощью внешней  силы, активизировало республиканские  настроения в столице и в  Законодательном корпусе. Уже с начала августа 1870 г. Париж был охвачен волнениями, в значительной степени подогретыми левыми радикалами и международными организациями коммунистов (Первым Интернационалом К. Маркса и Ф. Энгельса, организацией О. Бланки и др.), в пользу республики. 11 августа был принят закон о начале воссоздания Национальной гвардии для отражения нашествия. 3-4 сентября 1870 г. Законодательный корпус под давлением левых депутатов проголосовал за низложение Наполеона и за организацию переходной правительственной комиссии. Под напором народных демонстраций и требований парижских депутатов 4 сентября 1870 г. было провозглашено восстановление республики во Франции (Третьей в исторической традиции).

 Власть была передана  правительству национальной обороны  во главе с Л. Гамбеттой. В связи с продолжением немецкого наступления правительство разделилось на две части: большинство оставалось в Париже, делегация управляла остальной Францией из Бордо. Гамбетта и члены правительства пытались организовать сопротивление Пруссии «до крайности». Парижская часть повела с немцами переговоры о перемирии. Кроме всего, события в Париже приняли практически неуправляемый характер. В октябре 1870 г. левые радикалы, объединившиеся вокруг сторонников О. Бланки, провозгласили Коммуну (в воспоминание событий 1789-1792 гг. и 1848 г.), попытавшись отстранить правительство. Правительство было вынуждено организовать плебисцит среди парижан, который подтвердил его полномочия (360 тыс.: 62 тыс.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"