История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Существующие взаимоотношения между собственником и объектным содержанием его собственности имеют специфическую форму. Они не в полной мере раскрывают возможности известных способов экономического функционирования объектов собственности. Такой подход в определенной мере снижает ее практическую ценность и эффективность, тормозит развитие рынка собственности и, соответственно, сдерживает формирование рыночных отношений. Как следствие, сдерживается достижение определенных экономических результатов в использовании конкретного имущества (в особенности государственного), снижается практическая значимость секторов экономики.    При этом утрачивается необходимость во внедрении и  развитии предпринимательских начал в деятельности объектов собственности, а также ухудшаются качество их использования и  физическое состояние, уменьшается доход  собственника от владения этой собственностью.

В рамках институционального подхода возможны различные способы отчуждения собственности и  присвоения результатов функционирования. Вместе с тем необходима дальнейшая модернизация рассматриваемых и выбираемых для практического использования в сфере отношений собственности способов, и в особенности в последующий период экономического функционирования объектов собственности.

Следует учитывать требования адекватности формируемых отношений собственности и реализуемые экономические механизмы в конкретных способах функционирования объектов собственности.  Необходимо  выявить особенности этих способов функционирования и представить их в форме соответствующего требования к развитию организационных структур, в составе которых предполагается осуществить такие формы предпринимательства собственником.

Способы экономического функционирования объектов собственности выступают элементом стратегии государства по расширению конкурентных возможностей объектов собственности в условиях формирования рыночной экономики. Прежде всего, они  предназначены для выполнения таких задач, как  повышение капитализации и инвестиционной привлекательности объектов собственности, осуществление структурных преобразований в экономике, а также оказание влияния на формирование государственного, частного и смешанного секторов экономики посредством изменения отношений собственности.

Выбор того или иного способа, экономически целесообразного и оправданного с позиций титульного собственника, в настоящее время недостаточно разработан. Отсутствует анализ  применимости определенного способа к конкретным объектам собственности. Способы экономического функционирования объектов собственности при осуществлении  хозяйственной деятельности различны и должны быть адекватны конкретным экономическим условиям.

К ним относятся лизинг, аренда, доверительное управление, концессия. По своей сути они направлены на дерегулирование экономики, улучшение показателей экономического развития народного хозяйства.

По экономическим результатам и последствиям  процесс использования указанных способов экономического функционирования объектов собственности сродни приватизации государственной собственности, но отличается масштабами, темпами и продолжительностью осуществления перехода прав собственности на функционирующий объект, а также методами организации перехода. Вместе с тем такой процесс позволяет реализовать интересы сторон - его участников с обоюдной выгодой. Предполагается частичная, полная или временная передача права собственности на функционирующий объект или права пользования им. Выбор конкретного способа экономического функционирования, позволяющего участнику процесса перехода прав собственности выполнить стоящие перед ним производственные или иные задачи, зависит в определенной степени от предпочтений в обществе и состояния экономики.

Способы экономического функционирования различных объектов собственности  в хозяйственном обороте хотя и отличаются друг от друга, но в основе выбора того или иного способа лежит принцип необходимости  достижения конечной экономической эффективности. Способы отличаются  назначением,  организацией  исполнения,  качеством  и  результатами.  В  экономической  системе  функционирования объектов собственности показатели конечной экономической эффективности достигаются  через  отношения  "объект – субъект". 

Выбор того или иного способа экономического функционирования объектов собственности организационно сводится к оформлению  контракта (договора) между заинтересованными сторонами на определенных условиях обязательственного характера. Что касается экономической природы реализации указанных и аналогичных способов функционирования объектов собственности, то она представляет собой ничто иное, как разновидность предпринимательства.

Современные преобразования в экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к    техническому  состоянию объектов собственности, необходимость более рационального использования финансовых ресурсов на цели технического перевооружения (в особенности, в условиях их недостаточности) требуют развития как традиционных, так и нетрадиционных механизмов по реализации рассматриваемых способов экономического функционирования объектов собственности. В основе своей они являются традиционными и достаточно действенным инструментом формирования рынка собственности и класса эффективных собственников.

В отечественной литературе эти способы экономического функционирования объектов государственной собственности освещены недостаточно полно. Вопросы выбора рационального способа функционирования объектов собственности, не получили должного теоретического исследования и практического применения по разным причинам. Основные среди них - отсутствие объективно обоснованной нормативной базы и достаточных мотиваций в ходе осуществления современных  реформ.

Финансовая составляющая в виде определенной выгоды от реализации способов экономического функционирования объектов собственности  может быть различной. Собственник выступает стороной, заинтересованной в получении соответствующего конкретного положительного результата и достижении цели участвующих в процессе объектами собственности. Поэтому, применительно к этим объектам, важны усовершенствования способов их экономического функционирования, как и механизмы их реализации.

Рассматриваемые способы экономического функционирования объектов собственности применимы без предварительного внесения капитальных вложений. Учет финансовой составляющей необходим для каждой из сторон - участниц, так как использование собственности на основе того или иного способа экономического функционирования позволяет им решать собственные задачи. При выполнении взаиморасчетов между сторонами в ходе реализации конкретного способа экономического функционирования объектами собственности вступают в действие такие механизмы, как, например, ипотека, кредитование или расчеты частью чистой прибыли, оставляемой в распоряжении конкретного объекта собственности.

Взаиморасчеты за использование собственности можно перевести, например, в плоскость товарных поставок в районы Севера или другие регионы страны в зависимости от потребности в реализации той или иной задачи. Денежные расчеты между сторонами следует проводить, основываясь на тех принципах, которые присущи только применяемому способу экономического функционирования.

Применим  вариант с отсрочкой платежа до времени достижения положительного результата, связанной с государственной собственностью. Такую отсрочку платежа следует рассматривать как своеобразную форму кредитования государством функционирования объектов собственности в целях развития, например, малого и среднего бизнеса, наполнения рынка необходимыми товарами или услугами, создания рабочих мест или решения  социальных проблем региона, государства в целом. 

Конкретные способы экономического функционирования объектов собственности раскрываются на основе соответствующей схемы использования недвижимости (рис.1).

Лизинг выступает как существенная, адекватная современным условиям форма взаимодействия экономических объектов рынка и государства.

Его значимость и возможность применения для собственника в целях повышения эффективности экономики высоки. Для активного продвижения на рынок и развития лизинга государству необходимо  использовать все свои полномочия - властные и экономические. Его широкое применение в России будет способствовать решению таких важнейших задач, как структурная перестройка экономики страны, повышение конкурентоспособности объектов собственности в важных для государства отраслях экономики, привлечение инвестиций в сферу производства, стимулирование внедрения научно-технических достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Приватизация

 

 

 

                         Аренда

                                     

 

Результат

Недвижи­мость

 

 

 

 

 

Лизинг

S1                                                                                           S2                                             S3

 

 

 

 

 

 

S1 - начальное состояние объекта государственной собственности (осуществляется идентификация товара, выбираются  организационные и правовые операции для проведения соответствующих процедур с ним);

S2 - промежуточное состояние (собственник выбирает тот или иной способ функционирования);

S3 - конечное состояние (получение экономического результата).

 

Рис. 1. Способы функционирования объектов собственности (на примере недвижимости)

Существуют следующие основные виды лизинга: финансовый, возвратный и оперативный. По своему экономическому содержанию лизинг относится к прямому инвестированию, при осуществлении которого  лизингополучатель  обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), понесенные в материальной и денежной форме, и выплатить вознаграждение.[15]

В сущности, этот способ экономического функционирования объектов собственности формирует комплекс имущественных отношений в связи с передачей собственности во временное пользование до полной компенсации  ее получателем первоначальной стоимости. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль над обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного парка.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в рыночной экономике на лизинг приходится около 25–30 % общего объема инвестиций. Мировой рынок лизинга оценивается примерно в 400 млрд. долл. в год. Так, для сравнения в Европе в 2000 г. через механизм лизинга вложено до 200 млрд. долл. инвестиций, из них свыше 150 млрд. долл. - в основные фонды,  20 млрд. долл. - в недвижимость, а также в другие объекты собственности. Правительства этих стран поддерживают лизинговые компании с помощью специальных программ. В 2000 г. лизинговый бизнес для западных фирм составил (суммарный оборот) около 900 млн. долл.  против 700 млн. долл. в 1999 г[16]

В  Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации  на 2001-2003 гг. были предусмотрены ассигнования на поддержку лизинга лишь в сфере сельского хозяйства и гражданской авиации. Общее число компаний, получивших лицензии на осуществление лизинговой деятельности -  1026,  из них реально работает не более одной трети, а около 60 % рынка составляет "серый" лизинг - фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей. Наибольший спрос предъявлялся на следующие виды товара, предложенной лизинговыми компаниями: оборудования для промышленности (27 %);  грузовики, автомобили, вагоны, самолеты (26 %);  телекоммуникационное и компьютерное оборудование (15 %); оборудование  для отраслей промышленности - тяжелой, добывающей, строительной, лесной, деревообрабатывающей промышленности (12 %); сельскохозяйственное оборудование и тракторы (8 %); пищевое оборудование (4 %); медицинское оборудование (4 %);  банковское оборудование и кассовые аппараты (4 %). В 2000 г. минимальные объемы поставок западной техники составляли 3 млн. долл., максимальные - 80 млн. долл.2.

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика