История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

3.       Объекты оборонного производства:

3.1.              все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях – независимо от доли военных заказов;

3.2.              защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

4.       Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

4.1.              предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья;

4.2.              предприятия топливно-энергетического комплекса;

4.3.              предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением отнесенных к муниципальной собственности;

4.4.              предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме отнесенных к муниципальной собственности);

4.5.              федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;

4.6.              предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры;

4.7.              государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

5.       Прочие объекты:

5.1.              предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;

5.2.              предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов:

1.       предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством РФ занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг);

2.       крупнейшие предприятия народного хозяйства;

3.       предприятия атомного и энергетического машиностроения;

4.       предприятия рыбопромысловой промышленности;

5.       зверосовхозы;

6.       государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления РФ;

7.       учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме отнесенных к  муниципальной собственности;

8.       научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений – указанные объединения;

9.       предприятия автомобильного транспорта (за исключением отнесенных к муниципальной собственности);

10.   предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;

11.   предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации РФ;

12.   средние специальные и профессиональные учебные учреждения;

13.   предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций;

14.   оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы материалов и конструкций;

15.   предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Объектами, которые относятся к муниципальной собственности, являются следующие:

1.     Объекты государственной собственности, расположенные на территориях соответствующего города (за исключением городов районного подчинения), района (за исключением районов в городах):

-          жилищный и нежилой фонд, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения;

-          жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, отнесенные к муниципальной собственности;

-          объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

-          другие объекты, находящиеся в оперативном управлении городских и районных исполнительных органов власти.

2.     Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления субъектов федерации и находящиеся на территории соответствующих городов:

-          предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

-          оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объема услуг указанных предприятий;

-          учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культур и спорта.

3.     Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.

4.     Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

В том случае, если объект не входит ни в один из вышеприведенных перечней, он относится к федеральной собственности, а фактическое управление осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта федерации.

В процессе разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов федерации и муниципальную собственность были приняты отдельные нормативно-правовые акты для детализации процесса разграничения отдельных групп объектов (например, Постановление правительства РФ от 7.03.1995 №235 ''О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность''). С рядом субъектов федерации были заключены соглашения, регулирующие порядок взаимодействия конкретного субъекта и федерации в целом. Так, Нижегородской областью в 1996 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Администрацией Нижегородской области о разграничении государственной собственности и осуществлении полномочий по управлению федеральным имуществом на территории Нижегородской области.

К настоящему моменту процесс разграничения государственной собственности в целом урегулирован, тем не менее, остается ряд проблем (например, конкретизация принципов по объектного разграничения, фиксация права собственности, взаимодействие отдельных органов и должностных лиц в процессе разграничения и другие), разрешить которые возможно только с принятием специального законодательного акта, регулирующего правоотношения в данной области. Создание такого закона предусмотрено Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, поэтому органам власти и управления необходимо обратить внимание на эту область управления, особенно в свете укрепления положения государственной и муниципальной собственности в целом. Отдельным предметом регулирования безусловно должна стать земля, процессы ее разграничения между федерацией, субъектами и муниципальными образованиями, разгосударствления земельного фонда, которые только начинаются.

 

Экономическая направленность преобразований государственного сектора

 

Современное развитие экономики и реализация намеченных реформ требуют дальнейших преобразований государственного сектора, устойчивого режима их осуществления и стимулирования эффективного проведения. Стратегические цели таких изменений в государственном секторе обусловлены требованиями дальнейшего изменения экономических отношений во всех сферах народного хозяйства страны, и один из способов - качественное изменение имеющихся отношений собственности через структурные преобразования.

Экономические преобразования носят инерционный характер и в большей степени затрагивают отдельные отрасли промышленности, обеспечивающие в основном экономический результат функционирования российской экономики. Глубоких преобразований производительных сил, сопровождающихся обновлением отношений собственности и его приспособлением к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям, пока не произошло.

В переходный для России период при осуществлении структурных преобразований в сфере государственной собственности необходимо иметь  возможность активного их проведения при обеспечении управляемости экономическими процессами. Государственная собственность не в состоянии проявить свой потенциал, если будет занимать исключительное, доминирующее положение в экономике страны. Только при активном взаимодействии с другими секторами и формами собственности, при конкуренции с ними и будут ускоряться структурные преобразования в народном хозяйстве.

Целью структурных преобразований является применение системного комплекса мер по целенаправленной деятельности государства для осуществления  изменений в сфере отношений собственности, определяемый новыми соотношениями государственного и негосударственного секторов, и оказание влияния на параметры экономики.

Для ее реализации используются уже известные механизмы реструктуризации: разгосударствление; приватизация; национализация; организационно-правовые процедуры — внешнее управление, конкурсное производство, банкротство и др., проводимые в рамках действующего законодательства.

Одни из них достаточно активно использовались в начале реформ и продолжают осуществляться в настоящее время, иные пока не нашли широкого практического применения. В конечном итоге действие всех указанных механизмов должно быть целенаправленным для совершенствования структуры государственной собственности и повышения  эффективности экономики.

Структурные преобразования собственности позволяют государству по результатам их проведения выполнять задачи по регулированию экономическими процессами, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также выработать принципы эффективного функционирования государственной собственности. Такие преобразования в государственном секторе экономики должны охватывать большинство объектов собственности, входящие в его состав. Посредством структуризации объектов государственной собственности формируется соответствующий современным рыночным преобразованиям (с учетом особенностей переходного периода) государственный сектор экономики.

Государству необходимо обосновать цели и выбрать соответствующие методы воздействия на объекты собственности при преобразовании и формировании государственного сектора экономики. Государство, используя ее возможности, исключительно в рамках своих задач, исходит из отношений ко всем формам собственности, и диктуемое  требованиями рыночных отношений, создает соответствующие институты.

Начиная реструктуризацию, необходимо предварительно выбрать по  объектам государственной собственности, входящих в состав государственного сектора, показатели, отражающие экономические условия их функционирования, способные также оценить их техническое или технологическое состояние (также и после ее проведения, исходя из конечной цели реструктуризации). По данной группе объектов  назначить органы по их управлению и отвечающие за их деятельность; выбрать показатели оценки эффективности функционального использования. Выявить основные проблемы при обеспечении устойчивого функционирования структурированных объектов собственности с точки зрения интересов государства (Федерации, ее субъектов, населения).

Как известно, в экономике действует “закон непрерывного, интенсивного обновления производства и предлагаемых материальных услуг и благ”1.( 1 Научные труды Международного союза экономистов. — М., СПб., 1995. С. 35. ) Это вытекает из закона возрастания потребностей, определяющего спрос на новые виды продукции. Данный закон выявляет главные движущие силы и стимулы прогресса в различных сферах (создание интеллектуальных благ, предоставление услуг, промышленное производство, и т. д.). Он объясняет и огромное разнообразие товаров и услуг, предлагаемых рынком индивидуальному потребителю, их высокое качество и быстрое обновление. В связи с этим  его можно  назвать структуризацию составной частью  закона  обновления.

При осуществлении структурной перестройки (как глобальной Англия, так и частичной - Франция) все развитые страны также сталкивались со значительными экономическими трудностями, и в том числе с проблемами удовлетворения спроса. В конечном итоге структурные преобразования в сфере собственности привели к изменению технологий в производственных процессах и поиску новых возможностей и взаимосвязей в экономике для ее дальнейшего развития; закрытию неперспективных предприятий и налаживанию новых производственных связей. Этот опыт является уникальным. Необходимо его осмысление и частичное заимствование для использования в России при проведении структуризации государственной собственности.

Так, в Японии для неперспективных отраслей и предприятий составлялись пятилетние планы свертывания мощностей. Даже в отраслевом разрезе сотни предприятий выводились из эксплуатации. Таким способом решались задачи концентрации ресурсов. Акцент в инвестиционной политике большинства стран ставился на внедрение передовых технологий межотраслевого многоцелевого характера (электронные средства управления не только предприятием, но и всем циклом изготовления товаров от производства сырья до их доставки к потребителю; робототехника; информационное оборудование и т. п.)[3] Современная экономика иных развитых стран с их высоким динамизмом приобретает такие черты, как неуклонное возрастание доли сферы услуг в общем объеме ВВП при сохранении и росте высоких абсолютных показателей производства материальных благ. Существенно изменяется структура занятых: возрастает удельный вес лиц творческого, интеллектуального труда.

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика