История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

          Это архитекторы, художники, модельеры, дизайнеры, скульпторы и конструкторы, т. е. все те, чье творческое воображение, интеллект непосредственно воплощаются в современные материальные блага, определяют их уникальность и неповторимость.

Известно, что в США до 70 % прироста ВВП обеспечивается интеллектуально-информационной сферой (наука, образование, связь, и т. п.). Это — изменение качественного содержания экономических отношений на основе конкуренции. Ее новая черта непосредственно связана с научно-техническим прогрессом и информатизацией экономики. Как отмечал Г. Форд, если раньше мы должны были “определить наши прибыли заранее, чтобы быть в состоянии уплатить по нашим обязательствам”, то теперь надо “стремиться к оказанию известного количества услуг и предоставить самой прибыли позаботиться о себе”[4]. Такова логика современного предпринимателя, поскольку оказание качественных услуг и производство товаров выступают основой бизнеса и получения прибыли. Думается, такое изменение характера рынка непосредственно обусловлено протеканием процесса структуризации собственности и, выбором как  направления стимулирующего воздействия на экономику.

В ходе реструктуризации государственной собственности в России должна обеспечиваться  конкуренция как форма взаимоотношений субъектов рынка, секторов экономики, которая исключает их зависимость друг от друга и гарантирует равенство их возможностей. Следует подчеркнуть, что как показывает практика западных стран, множество факторов определяют конкурентоспособность фирм, корпораций и предприятий, именно  конкурентные   возможности   сказываются   на финансовых результатах.         При      ориентации  на конкурентоспособность необходимо применение соответствующего подхода к выбору тех или иных направлений реструктуризации государственного сектора для формирования частного и иных секторов экономики.

Чтобы добиться успеха в осуществлении реструктуризации государственной собственности необходимо, чтобы после ее проведения указанные объекты уже   имели сравнительное преимущество в издержках, либо обеспечивали разнообразие и качество товаров с целью получения заданного высокого конечного результата. Для сохранения указанных преимуществ они должны и в последующие периоды достигать более высоких показателей качества продукции и производительности труда, чем объекты государственной формы собственности. Такой подход к пониманию  реструктуризации приводит к росту эффективности использования промышленного капитала.

В настоящее время основным способом структурной реформы является приватизация государственного имущества. Осуществление структурных изменений в экономике, развитие ее частного сектора является одной из основных задач приватизации. Вместе с тем, полагаем, что недостаточно сводить структурные преобразования только к разгосударствлению собственности посредством приватизации, преобразование государственной собственности только в частную форму собственности. Легче изменить способ экономического функционирования, чем в обязательном порядке превращать ее в частную. Общий подход, принятый в настоящее время, направленный только на перераспределение государственной собственности, не учитывает важности и особенностей ее функционирования в рамках как государства, так и регионов, целей и задач, решаемых ею в конкретном секторе экономики, потребность ее оставления в сфере государственного сектора экономики.

Например, рассмотрим задачу, когда ставится задача создания интегрированных структур посредством структуризации государственной собственности. Этот подход осуществляется  посредством внесения в уставные капиталы АО государственных пакетов акций, уже созданных ранее в процессе приватизации, так и создаваемых в процессе структуризации.

Так, например, утверждена федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно - промышленного комплекса (2002 - 2006 гг.)[5] в рамках которой  и будут создаваться интегрированные структуры (табл. 1).

                                                                                         Т а б л и ц а 1

Интегрированные структуры в оборонно - промышленном комплексе

                Наименование

                       Количество

Авиационная техника

5 - 7

Ракетно - космическая техника

9 - 10

Радиотехника и системы управления

7 - 9

Средства связи и телекоммуникаций

2 -3

Электронная техника

2

Высокоточные комплексы вооружения

2 -3

Бронетанковая техника и артиллерийское вооружение

2 -3

Оптико - электронные (лазерные) системы

1 -3

Боеприпасы и спецхимия

6 - 8

Судостроение

3 -5

Судовое оборудование

3 -5

 

Источник: Данные Минимущество России. 2002 г. Февраль.

 

Проведение данной реструктуризации диктуется потребностью выделения предприятий оборонного комплекса из сферы общегражданского производства и их нацеленности на производство вооружений. Кроме того, вооружение становится экспортным товаром, приносящим значительные доходы, где требуется жесткая интеграция производств и управляемость по осуществлению намеченных задач. 

Следующим типом корпоративных изменений является способ  реструктуризации как  разделение  компании на бизнес - единицы по типу операций и функциям управления. Например, этот способ реформирования принят для  РАО "ЕЭС" России. Предусматривается  разделение энергохолдинга на три составляющие: производство и выработка энергии, транспортировка энергетических мощностей, продажа их розничному  потребителю. За основу  такого проекта взята организационная модель отечественных нефтяных компаний. Вертикально интегрированная форма существования  нефтяных гигантов, где добыча, транспортировка и продажа нефти являются   самостоятельными подразделениями, позволяет минимизировать потери от нестыковки управленческих функций.

       Реструктуризация как метод совершенствования организационной структуры объектов собственности позволяет осуществлять также укрупнение существующих компаний. При этом учитывается и территориальный принцип их функционирования. Таким способом реформируется российская  телекоммуникационная отрасль.

       Порядка восьмидесяти региональных телекоммуникационных компаний объединяются в семь для того, чтобы преодолеть убыточность существующих компаний путем снижения издержек.

        Если в 1999 г. отдача с одного рубля региональных телекомпаний составляла 0,48 руб., то в 2000 г - 0,30 руб. За счет объединения компаний "Связьинвест" планирует снизить убытки местной связи путем увеличения доли международных переговоров, доходность которых составляет 30 -40 %. За основу этих реформ взята модель реорганизации телекоммуникационной отрасли в Бразилии, где за короткий срок удалось повысить эффективность деятельности компании более чем в два раза.[6].

        На практике существует и такой способ реструктуризации, как банкротство объектов государственной собственности, вызванный необходимостью повышения эффективности экономики.  Как составная часть корпоративного законодательства, механизм банкротства предназначен для защиты кредиторов, поддержания финансовой дисциплины, замене неэффективного собственника  на более эффективного. Вступление в силу Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” (от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ)  привело на практике к резкому увеличению числа банкротств, поскольку большинство российских организаций накопили значительную задолженность перед кредиторами. Нельзя сказать, что этот закон о банкротстве обеспечивает справедливый возврат средств всем кредиторам предприятия: в среднем за первое полугодие 2001 г. кредиторы первой очереди (инвалиды и пенсионеры) получили 15,5 коп. на рубль, второй (работники предприятия) - 15 коп., четвертой очереди  (государство) - 7 коп., пятой (коммерческие кредиторы) - 3 руб. 84 коп. на рубль.[7]   Коммерческий кредитор при процедуре банкротства получает значительно больше средств, чем инвестировал в предприятие, потому что по действующему законодательству арбитражный управляющий, имеет исключительные полномочия и может действовать исключительно в интересах кредитора. Это открывает неисчислимые возможности для разного рода махинаций.

       Однако, в западных странах к результатам деятельности арбитражных управляющих предъявляются очень высокие  требования, включая финансовую ответственность, а в России они не возмещают причиненных убытков.  

        Данный Закон не в полной мере служит тем целям, ради которых он был принят. В настоящее время юристами ведется работа, направленная на то, чтобы сделать процедуру банкротства более приемлемой для практических целей, что и предусматривалось при принятии этого Закона.

Данные о практике деятельности арбитражных судов по рассмотрению дел о банкротстве приведены в табл. 2.

Как следует из данных табл. 2, в 2000 г. всеми арбитражными судами Российской Федерации было принято к производству около 19 000 дел о банкротстве. Большинство из них (11 100) составили дела о банкротстве ликвидируемого (1700 дел) и отсутствующего должника (9400 дел).

Реально из рассматривавшихся признаны банкротами 3584 и 4776 организаций соответственно в 1999 и 2000 гг. Разница между числом поданных заявлений и признанных банкротами свидетельствует о том, что существующий механизм банкротства не отражает действительного экономического состояния организаций. Требуются усилия юристов по доработке вышеназванного Закона для приведения механизма банкротства в соответствие с требованиями рыночного развития экономики.


Т а б л и ц а  2

Количество и перечень арбитражных дел по банкротству

 

Наименование

Годы

1999

2000

1.       Принято дел к производству

В том числе без введения процедуры наблюдения

2.       По результатам процедуры наблюдения отказано в признании должника банкротом

3.       Вынесено определений о введении внешнего управления

4.       Вынесено определений о прекращении производства по делу

В том числе в связи с утверждением  мирового соглашения

5.   Должники, признанные банкротами

10 900

4 600

 

235

 

1065

 

925

 

375

3584

 

19 000

11 100

 

246

 

996

 

1068

 

367

4776

      

Источник: Экономика и жизнь. 2001. Март. № 8.

В каждом случае банкротства практически отсутствовал баланс интересов участников экономического процесса: собственника и менеджеров. Также по данным Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО) передел собственности с помощью преднамеренных банкротств набирает обороты  по всей стране, механизм передела собственности становится все более изощренными. Пока не найден механизм противодействия преднамеренным банкротствам. Количество таких банкротств (по данным ФСФО в 2003г. их число, рассматриваемых в арбитражных судах 43 тыс. дел).

Реструктуризация государственной собственности может осуществляться посредством национализации. Участие в этом процессе Казны позволяет корректировать распределение ресурсов в соответствии с национальными интересами, не подрывая основ рыночного механизма. В этой связи следует уточнить, что национализация не решает фискальных задач, а призвана обеспечить повышение эффективности функционирования государственной или иной формы собственности в экономике. “При любом сценарии развития чего не будет точно, так это национализации как средства исправления результатов приватизации”.[8] Задача реструктуризации рассматривается также с учетом финансовых возможностей государства при осуществлении целенаправленной деятельности по структурной перестройке  экономики. Для ее проведения, как известно, требуются предварительные инвестиции исходя из потенциала экономики страны. В 2000 г. при суммарном 17 %-м росте инвестиций в реальные активы произошло довольно существенное сокращение вложений в машиностроение (­11 %) и пищевую промышленность (­39 %). Причиной такого положения с капитальными вложениями можно считать то, что для ее осуществления не было экономических условий. По состоянию на 01.01.2002 г. реструктурирована налоговая  задолженность предприятий перед консолидированным федеральным бюджетом на общую сумму 386 млрд. руб. (с учетом пеней и штрафов), что составляет 90 % заявленной предприятиями - должниками задолженности на право ее реструктуризировать, но только 40 % предприятий воспользовались этой возможностью и реструктурировали свою задолженность. Главное отличие сегодняшних процессов реструктуризации заключается в том, что средства для  их проведения привлекаются не с рынка капитала, не при помощи банковских заимствований, а изыскиваются внутри самих компаний. В результате, когда  единственным источником средств для большинства компаний является чистая прибыль, уменьшается возможность для осуществления крупных финансовых вложений в структурные преобразования в экономике. Вместе с тем, проводимая работа при сдержанной финансовой политике государства способствовала сохранению финансовой стабильности в 2000 - 2001 гг., обеспечила последовательное улучшение собираемости налогов в бюджет. 

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика