Государство как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.

Файлы: 1 файл

№1 правоведение.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

          Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права  во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей. Целесообразно рассмотреть эти признаки подробнее.

  1. Господство, или верховенство, права предполагает:

- во-первых, правовую организацию  государственной власти, т.е. создание  и формирование всех государственных  структур строго на основе  закона;

- во-вторых, правовой характер  принимаемых законов и верховенство  правового закона, т.е.  законы  должны быть справедливыми, основываться  на естественных, неотъемлемых правах  и свободах человека, не противоречить  им;

- в-третьих, связанность  государства им же созданными  законами, т.е. ограничение государственной  власти посредством права, правовых  установлений и предписаний, определение  правовых пределов для деятельности  государства, его органов и  должностных лиц;

- в-четвертых, верховенство  Конституции в системе нормативных  правовых актов.

            В некоторых учебниках говорится  о приоритетности права, а не  о его господстве.  Однако представляется, что именно господство права,  его правление, верховенство (это  соответствует англоязычной концепции  соотношения права и государства)  лучше всего раскрывают роль  правовых форм и начал в жизни общества: все должно быть подчинено праву, оно главный ориентир и критерий свободного, правового общества.

  1. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.
  2. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека. Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми, главные из которых закреплены в Конституции.
  3. Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти. Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

          Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества; эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др. Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

 

Формы отчетности студентов:

1.Вопросы для  обсуждения

1.1.Теории возникновения  государства (потестарная, теологическая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), классовая, военно-политическая (теория насилия), органическая, психологическая, ирригационная (гидравлическая), теории инцесты).

1.2. Государство как произведение  искусства (как результат совместной творческой деятельности, как составляющая культуры, как носитель общего блага, эстетическая составляющая государства). 

1.3.Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, основания, современный взгляд на проблему.

1.4.Государство в политической системе общества (понятие политической системы и ее структура, социальное партнерство государства, государство и общественные объединения, государство  и политические партии).

1.5. Города-государства: исторический опыт и современное состояние.

2. Аннотирование  и рецензирование литературы

2.1. Бачинин В.А.  Философия права и преступления. – Главы «Философско-правовое наследие прошлого и юридические артефакты» (с. 22-33), «Метафизический и социологический методы познания правовой реальности» (с. 33-45), «Социально-правовое противоречие» (с. 64-74) / http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1100.html (дата посещения 05.02.2012)

2.2. Философия права в  начале XXI столетия через призму  конституционализма и конституционной  экономики / Пред. Миронов В.В., Солонин Ю.Н.; издание Московско-Петербургского философского клуба. — М.: Летний сад, 2010. – С. 16-79; 293-320 / http://philosophicalclub.ru/content/docs/fp/fp.html   (дата посещения 05.02.2012)

3. Учебно-творческое  задание

3.1. Разработка тестовых  заданий.

3.2. Эссе на темы 

- «Государство  существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н. Бердяев),

- «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства» (В. Ленин) (Душенко К.В. Большая книга афоризмов. – М.: Эксмо, 2008. – С. 175-176).

3.3. Социально-правовой проект «Права студентов: понимание, защиту, развитие» (работа по микрогруппам).

4. Самостоятельная работа:

4.1.Подготовка модуля «Государство как субъект права» в кейс «Основы правоведения» (фрагменты научных публикаций (5 страниц) и нормативно-правовых актов (3 страницы); 2 правовые задачи; глоссарий (не менее 5 понятий)).

4.2. Анализ понятий:

- «Государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории» (Л.А. Морозова).

- «Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (В.М. Корельский).

- "Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества" (М.И. Байтин).

- «Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории»  (В.В. Лазарев и С.В. Липень).


Информация о работе Государство как субъект права